Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 02.01.2014

Статья просмотрена: 7249 раз

Библиографическое описание:

Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/ (дата обращения: 26.04.2024).

Современную систему высшего образования следует рассматривать как важнейший институт социализации личности, в которой обучение и воспитание представляет собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов.

Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20 % того, что он слышит, 50 % того, что он видит, и 90 % того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К. Д. Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, — вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта — сама жизнь».

В условиях современной системы образования проблема развития самостоятельности мышления приобретает особую актуальность. Именно самостоятельность мышления, как форма субъективной активности, как личностное качество обучаемых наиболее ярко обнаруживается в условиях выбора, разрешении противоречий, преодолении возникающих затруднений при выполнении учебной деятельности.

Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий.

Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования можно выделить следующие группы методов, направленных на формирование опыта профессионально-творческого мышления:

По способу организации учебной деятельности:

a) Структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого — к сложному,от теории — к практике)

б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).

в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии).

Поскольку мышление является самым активным и сложным познавательным процессом, опосредованным речью, его развитию у учащихся необходимо уделять особое внимание. В связи с этим в психолого-педагогических отраслях знания возникло понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать учебные и жизненные ситуации и принимать самостоятельные решения. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы.

Рассматривая формы и содержание самостоятельной работы обучающихся, преподаватель во главу угла должен поставить цели этого вида деятельности.

Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает различные цели, среди которых:

-          систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

-          углубление и расширение теоретических знаний;

-          формирование самостоятельного мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

-          развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности и организованности;

-          формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную литературу;

-          развитие исследовательских навыков;

-          мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;

-          формирование общих компетенций;

-          формирование профессиональных компетенций.

Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

-          ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

-          создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

-          стимулирование ответственности и независимости;

-          акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Задаче формирования опыта творческого мышления студентов возможно подчинить все организационные формы обучения. Лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся во внеаудиторное время должны строиться по принципу проблемности.

Проблемная лекция пробуждает у студентов интерес к изучаемым вопросам, стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, моделирует противоречия реальной профессиональной деятельности; знания слушателями приобретаются как бы самостоятельно в процессе разрешения проблемы.

Разновидностями проблемной лекции являются: лекция — пресс конференция, лекция — провокация, лекция — диалог.

Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:

-          в форме дискуссий по отдельным вопросам темы,

-          «профессиональных боев», что требует изучения дополнительного материала;

-          в форме защиты рефератов, что активизирует внимание всех студентов и способствует развитию доказательности мышления;

-          как решение конкретных профессиональных ситуационных задач (научных проблем), в ходе которого развиваются умения формулировать и разрешать проблемы, применять на практике теоретические знания;

-          в форме деловых игр.

Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследование, тренинг и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.

Для успешного профессионального становления личности, педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в вузе.

Все описанные условия и методы развития творческого мышления студентов возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, т. к. процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и отнимает больше времени. Поэтому необходимо осознать, что те профессионалы, которых мы выпустим из университета сегодня, будут определять вектор развития нашей страны в недалеком будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие, пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.

Литература:

1.                  Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д. Б. Богоявленская. — М.,1983.

2.                  Иванова, И. П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И. П. Иванова. — Ставрополь, 2002.

3.                  Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. — М.; Воронеж, 2002.

4.                  Oech R. Awhach on the Side of the Head: How to Unlock your Mind for innovation Menlo Park. Calif. Creativ think, 1983. — XVII. 141

Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, учебная деятельность, группа методов, задача, метод организации занятий, проблемная лекция, самостоятельная работа обучающихся, творческое мышление студентов, формирование умений.


Похожие статьи

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.

Формирование креативного мышления на уроках

Методы креативного мышления на уроках физики [6]. - Метод поиска альтернатив и аналогий.

- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Это, прежде всего реализация приемов проблемного обучения, новизна и поисковый характер учебной деятельности, предоставление студентов творческой свободы и т. п.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для

формировать профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии. Учащихся необходимо приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и другим методам для формирования творческого мышления и развития познавательного...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Самостоятельная работа как средство формирования...

работа, задание, самостоятельная работа, ученик, задача, формирование знаний, познавательная деятельность, творческая деятельность, учебный процесс, выполнение заданий.

Развитие творческих способностей средствами проблемного...

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт, творческая деятельность, способность, сам человек, решение, процесс, проблема, практическое занятие, задача, творчество.

Похожие статьи

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.

Формирование креативного мышления на уроках

Методы креативного мышления на уроках физики [6]. - Метод поиска альтернатив и аналогий.

- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Это, прежде всего реализация приемов проблемного обучения, новизна и поисковый характер учебной деятельности, предоставление студентов творческой свободы и т. п.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для

формировать профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии. Учащихся необходимо приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и другим методам для формирования творческого мышления и развития познавательного...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Самостоятельная работа как средство формирования...

работа, задание, самостоятельная работа, ученик, задача, формирование знаний, познавательная деятельность, творческая деятельность, учебный процесс, выполнение заданий.

Развитие творческих способностей средствами проблемного...

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт, творческая деятельность, способность, сам человек, решение, процесс, проблема, практическое занятие, задача, творчество.

Задать вопрос