Формирование креативного мышления на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 12.08.2015

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Степанюк И. В. Формирование креативного мышления на уроках // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 426-428. — URL https://moluch.ru/archive/96/21569/ (дата обращения: 16.07.2018).

Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Поль Торранс

 

Приоритетной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат — научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие для развития творческого мышления и познавательной деятельности школьников.

Что такое творчество? Наиболее простое определение этого понятия таково: творчество — это процесс создания нового продукта материального или идеального характера. Считается, что для творчества необходимы особые, так называемые творческие способности. Педагогическая, психологическая, философская и методическая литература пестрит терминами «творчество», «творческие способности», «креативное мышление

КРЕАТИВНОСТЬ -творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Основные составляющие креативности [1]

1.      Беглость мысли

2.      Гибкость мысли

3.      Оригинальность

4.      Любознательность

5.      Способность к разработке гипотезы

6.      Удовлетворенность

Чтобы развивать креативное мышление у подростков я применяю различные игровые приемы.

Методы креативного мышления на уроках физики [6]

-        Метод поиска альтернатив и аналогий.

Характеризуется спонтанным мышлением со множеством различных задач и решений. Он не требует конкретной работы над каждым вариантом, родившемся в голове. Таким образом, он позволяет найти решение, используя весь накопленный за жизнь опыт. [2]

 

Пружинный маятник

Колебательный контур

 

Координата x

Заряд q

 

Амплитуда A

Максимальный заряд gм

Image1404Image1405

Скорость υ= x'

Сила тока i = q'

 

Ускорение a = x''

Скорость изменение силы i/=q''

 

Масса m

Индуктивность L

 

Сила F

Напряжение U

 

Жесткость пружины k

Обратная величина электроемкостиImage1416

 

Image1409

Image1411

 

Image1410

Image1412

 

-          Угадывание.

Иногда бывают ситуации, в которых невозможно продумать ход своих действий. Именно в этом случае для решения неопределенности лучше всего довериться своему мозгу. Например:

-          броуновское движение. Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.

-          характеристика устройства, показывает, какая работа совершается в единицу времени.

-          Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создатель первого гальванического элемента, положившего начало учению об электрическом токе.

-          Мозговой штурм. [3]

Это популярный метод был создан еще в 30е годы ХХ столетия. Его особенность заключается в запрете на критику, т. е. она отделятся от генерации идей. Например, группа состоит из 10 участников, в течение 40 минут им предстоит высказать свои идеи относительно заданной темы. Разрешаются любые фантазии: от шутливых до фантазийных и ошибочных (критиковать их нельзя и все идеи приветствуются). В определенный момент начинается ажиотаж, при котором идеи формируются у участников непроизвольно и мозг начинает выдвигать самые невероятные гипотезы. Окончание мозгового штурма подразумевает детальный разбор и оценку предложенных участниками вариантов. Главный плюс данного метода — опыт нестандартного мышления, который приобретает каждый участник.

Например, задача: надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение.

Уточните:

— Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, — это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Возможные ответы учащихся:

1.         Добавить холодную воду, заварку или молоко.

2.         Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

3.         Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

4.         Добавить много варенья или сахара.

5.         Переливать через воронку.

6.         Погружать холодные ложки.

7.         Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... и т. д.

-          Ментальные карты.

Прекрасная методика креативного мышления, которую можно использовать для принятия решений, записи новой информации или упорядочивания мыслей в голове. Как работать с картами:

-          лист бумаги должен быть большим (А4 это минимум);

-          в центре нужно нарисовать образ создавшейся проблемы или ситуации;

-          от центра рисуются ветви с подписями (основные ключевые слова проблемы) от которых исходят более мелкие «веточки»;

-          необходимо использовать печатные буквы, различные цветные маркеры и т. п.

Методика помогает нарисовать диаграмму связей, вспомнить важные моменты проблемы и восстановить зрительный образ той задачи, которую нужно решить.

Главное — научиться не обращать внимания на шаблонность мышления, быть уверенней и верить в силу собственной мысли!

Технологии развития креативного мышления [1,5,6]

-          Развивающее обучение

-          Технологи ТРИЗ.

-          Технология игрового моделирования.

-          Метод проектов.

-          Разноуровневое обучение.

-          Информационно-коммуникативные технологии.

-          Проблемное обучение.

-          Диалоговые технологии.

Я считаю, что для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:

-          избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

-          не допускать переутомления и учебных перегрузок;

-          стимулировать познавательные интересы многообразием приёмовиспользуя ИКТ;

-          специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ученик отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

И хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

 

Литература:

 

1.                  womanadvice.ru. Креативное мышление

2.                  festival.1september.ru/articles/553937/

3.                  nsportal.ru…ispolzovanie…mozgovogo-shturma

4.                  school.umk-spo.biz

5.                  wiki.tgl.net.ru/index.../

6.                  nsportal.ru/.../fizika/.../razvitie-kreativnosti-obuchayushchikhsya-na-uro..

Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, мозговой штурм, холодная вода, электрический ток.


Похожие статьи

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

На уроках физики можно провести дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О

Она обычно включает в себя несколько элементов: например, мозговой штурм, тренинги

Такие формы работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей. Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития творческого мышления, генерации как можно большего количества идей, включая абсурдные, шуточные и невыполнимые варианты, освобождение от инертности мышления участников...

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить

Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления.

Методы психологической активизации продуктивной умственной...

продуктивная умственная деятельность, творческое мышление, мозговой штурм, решение, задача, мыслительная деятельность, прием, психологическая активизация, творческий процесс, мозговая атака.

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

Э. П. Торренс выделил компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление, творческое воображение, которые в свою очередь

‒ вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности мышления, типа «Мозгового штурма»

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

В начальных классах можно использовать некоторые из них: – Мозговой штурм. Этот метод был разработан в конце 30-х годов ХХ века.

Он основан на системе креативного мышления, основанная на предположение о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом...

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

– развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Прием «Мозговой штурм».

«Мастерская пластики», где дети изготавливали изделия из разных видов материала: пластилина, теста, холодного фарфора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

На уроках физики можно провести дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О

Она обычно включает в себя несколько элементов: например, мозговой штурм, тренинги

Такие формы работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей. Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития творческого мышления, генерации как можно большего количества идей, включая абсурдные, шуточные и невыполнимые варианты, освобождение от инертности мышления участников...

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить

Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления.

Методы психологической активизации продуктивной умственной...

продуктивная умственная деятельность, творческое мышление, мозговой штурм, решение, задача, мыслительная деятельность, прием, психологическая активизация, творческий процесс, мозговая атака.

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

Э. П. Торренс выделил компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление, творческое воображение, которые в свою очередь

‒ вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности мышления, типа «Мозгового штурма»

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

В начальных классах можно использовать некоторые из них: – Мозговой штурм. Этот метод был разработан в конце 30-х годов ХХ века.

Он основан на системе креативного мышления, основанная на предположение о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом...

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии...

– развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Прием «Мозговой штурм».

«Мастерская пластики», где дети изготавливали изделия из разных видов материала: пластилина, теста, холодного фарфора.

Задать вопрос