Библиографическое описание:

Назарова А. С. Значение аксиологического подхода для профессионального саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 559-562.

В статье рассматривается роль аксиологического подхода к профессиональному саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования. Автор рассматривает аксиологический подход как средство к формированию и коррекции профессиональных ценностных ориентаций, раскрывает содержание понятия профессиональная ценность, определяет принципы аксиологического подхода, классификацию и значение основных аксиологических ценностей профессионального саморазвития юриста.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, аксиологический подход, ценностные ориентации, аксиологические ценности, принципы аксиологического подхода, постдипломное образование, юрист.

Современное общество обращаясь к помощи юристов часто сталкивается с тем, что сами субъекты наделенные властными полномочиями по защите прав и законных интересов граждан, нарушают эти права и законные интересы, злоупотребляют своими должностным положением. Если проанализировать данную проблему глазами самих профессионалов, то как правило причиной подобных действий            является извлечение собственной выгоды, и не важно в каком виде она выражается — материальном, нравственном или даже физиологическом. Иначе говоря, субъектами правовой системы движут корыстные цели. Так что им является причиной? Не будем брать отдельные случаи с конкретными лицами, обратим лишь внимание на то, что подобная ситуация становится тенденцией для целых групп лиц, государственных учреждений, профессиональных союзов. Несомненно, причиной так называемой «антиправовой» или «антигуманистической» профессиональной пандемии могут быть в совокупности и воспитание будущего маленького юриста в условиях антиморальных ценностных ориентаций семьи, отрицательное влияние на молодого профессионала в трудовом коллективе (подавление инициативы, поощрение антигуманных действия или по крайней мере равнодушие к ним руководителя и т. д.), но прежде всего на Наш взгляд это уже является следствием несформированности ценностных ориентаций в структуре профессиональной деятельности. Важно также обратить внимание на то, что формирование ценностных ориентаций не должно оканчиваться в рамках средне-специального учебного заведения или ВУЗа. Профессиональные ценностные ориентации должны формироваться и развиваться на протяжении всей профессиональной деятельности юриста, параллельно с развитием его профессиональных умений и навыков, иначе такие умения и навыки, не направленные на интересы государства и общества не будут иметь никакого значения. Именно поэтому особое важную роль среди других подходов к профессиональному саморазвитию юриста имеет аксиологический подход.

Аксиологический подход традиционно считается одной из методологических основ гуманистически ориентированного педагогического образования, так как направлен на формирование гуманных профессионально-ценностных ориентаций [3]. Аксиологический подход предполагает поворот к человеку, обращение к духовности, общечеловеческим ценностям, борьбу с технократизмом.

Аксиологический подход как таковой возник в XIX столетии. К. Д. Ушинский рассматривает человека как феномен в единстве естественного, социокультурного, материально-телесного и духовного явлений. Он обращал внимание на народное воспитание человека, которое должно было основываться на общечеловеческих ценностях.

Если в конце XIX столетия в педагогике понятия «человек» чаще всего рассматривали в единстве с понятием «природа», то с началом XX столетия в педагогической теории возникает другое изучение сути человека — в единстве с понятиями «ценности». В этот период возникают различные определения педагогических ценностей. Так, например М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен и П. Ф. Каптерева, считали, что человек является источником высших духовных ценностей, а процесс образования является возможностью индивидуального, социального и творческого развития [6], [5], [7].

Другой точки зрения придерживались ученые А. П. Нечаев, П. П. Блонский, И. А. Сикорский, которые видели в образовании возможность психологического развития человека [8], [2], [10]. С. А. Левитин и С. Т. Шацкий рассматривали педагогику как средство трудового воспитания человека [11].

На современном этапе идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

Современная система юридического образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущей его профессиональной деятельности. Использование аксиологического подхода в юридическом образования прежде всего должно быть направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в правовой действительности и в мире в целом. Особое важно значение следует уделять аксиологическому подходу уже в условиях постдипломного образования. Здесь требуется больше времени для разработки программы, модели способов и методов его реализации. Во многом причиной этому является то, что педагог будет взаимодействовать уже с личностями, у которых сформированы ценностные профессиональные ориентации. Несомненно, легче работать с теми юристами, у которых такие ценностные ориентации правильно сформированы, носят положительный характер, направлены на интересы отдельной личности и общества в целом. Сложнее работать с теми юристами, у которых необходимо осуществлять корректировку профессиональных ориентаций или полностью их реабилитацию.

В рамках аксиологического подхода в условиях постдипломного образования юриста важно определить что такое профессиональная ценность, принципы аксиологического подхода, провести классификацию и определить значение основных аксиологических принципов профессионального саморазвития юриста.

В психологии ценность, это понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [6].

В философии ценности — это материальные и духовные реалии, позволяющие людям удовлетворять их желания, потребности, интересы, чаяния и заставляющие прилагать усилия для их достижения, созидания, сохранения и приумножения [1].

Под педагогической ценностью Сластенин В. А. понимал нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Н. М. Борытко, О. А. Мацкайлова, обращают внимание на то, что профессиональная направленность обучения в профессиональной школе позволяет представить ценность познания, разума, понимании сущности бытия, мироздания не только как абстрактный идеал, но как учебную и практическую деятельность, как процесс становлении н самосовершенствования профессионала [4].

Профессиональная ценность юриста, на наш взгляд, — это предмет, явление, идеи, побуждения необходимые для удовлетворения профессиональных потребностей специалиста. Важно отметить, что в рамках аксиологического подхода ценностью будет являться не всякий предмет или отдельное явление, а только те, которые отвечают определенным аксиологическим критериям. Ведь любая ценность субъективна, и если отдельная ценность для конкретного юриста является таковой, это еще не означает, что она носит гуманистическую направленность, а следовательно является аксиологической.

Можно выделить следующие критерии для определения аксиологической ценности:

-       отсутствие общественной опасности (не причиняют вред окружающим);

-       направлены на общее благо (исключают корыстные цели);

-       основаны на общечеловеческих ценностях (добро, красота, милосердие, гармония).

Среди основных принципов аксиологического подхода в условиях постдипломного образования юриста можно определить следующие (обращаем внимание на то, что некоторые из них созвучны с принципами правового государства):

-          равенство (исключение дискриминации во всех ее проявлениях, при осуществлении профессиональной деятельности);

-          диалог, компромисс (исключение конфликтов в профессиональной деятельности, учет интересов отдельной личности и общества в целом);

-          равнозначность (во всех направлениях — наука, взаимодействие с личностями, в профессиональной среде, с коллегами);

-          верховенство права (при осуществлении любых профессиональных действий специалист прежде всего руководствуется законом, а не личными побуждениями);

-          защита прав и свобод личности (исключение корыстных целей, направленность только на интересы общества).

В рамках аксиологического подхода в профессиональном саморазвитии юриста в условиях постдипломного образования можно выделить следующие группы аксиологических ценностей (классификация проведена по содержанию).

Теоретические — определяют значение научной правовой деятельности специалиста, и деятельности связанной с поиском истины в решении правовых задач.

Эстетические — являются базой для многих других ценностей, они базируясь на общечеловеческих идеалах — добра, гармонии и красоты. Т. е. профессионал в области права осуществляя даже самую рутинную работу, с хорошо развитыми эстетическими ценностями сделает ее красиво, творчески и в интересах конкретной личности или общества в целом.

Экономические предполагают постоянное взвешивание специалистом полученного результата с затраченными физическими и материальными ресурсами. Такие ценности должны исключать чрезмерный и ничем не оправданный риск, особенно это важно для юристов-руководителей, при разработке стратегий, способов и мер, например борьбы с преступностью.

Социальные — предполагают ценности конкретных взаимоотношений юриста в обществе — с друзьями, коллегами по работе, родными. Причем все отношения кроме как с коллегами не должны переносится полностью в профессиональную среду, с друзьями юрист должен быть прежде всего преданным другом, а дома прежде всего отцом, сыном, а не руководителем правового отдела в крупной компании.

Политические — это отношение специалиста к существующей политической ситуации в обществе, и прежде всего не безразличие, а активная гражданская позиция.

Религиозные — наличие определенной веры у профессионала или ее отсутствие. Причем, что это за вера не имеет значение, главное чтобы она исключала насилие и террор, нанесение вреда обществу и государству.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

-       Аксиологических подход для профессионального саморазвития юриста имеет большое значение не только в рамках профессионального образования, но и в условиях постдипломного.

-       В современной системе юридического образования возникает проблема, которая заключается в выпуске специалистов, у которых слабо или вообще не сформированы профессиональные ценностные ориентации, что приводит к отрицательному влиянию на его профессиональную деятельность и на общественные интересы в целом.

-       С целью решения данной проблемы необходимо осуществлять коррекцию профессиональных ценностных ориентаций, для чего необходимо использовать аксиологический подход к профессиональному саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования.

Литература:

1.      Бачинин В. А. /Философия/ Энциклопедический словарь / из-во Михайлова В. А./Санкт-Петербург, 2005.

2.      Блонский П. П. Избранные педагогические произведения, — М., 1961.

3.      Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для Вузов СПб 2000.

4.      Борытко Н. М., Мацкайлова О. А. /Становление субъектной позиции позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография/ Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002.

5.      Гессен С. И. В защиту педагогики // Гессен / Сост. е.Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 39 61.

6.      С. Ю. Головин. Словарь практического психолога/изд-во РАГС, 2004.

7.      Каптерев П. Ф. О нравственном чувстве детей // Женское образование, 1878. № 5. С. 233–296.

8.      Нечаев А. П. Сила воли и средства ее воспитания. М.-Л.: Государственное издание, 1928.

9.      Рубинштейн М. М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 4-е изд. — М., 1920.

10.  Сикорский И. А. Психологические основы воспитания/Киев., 1905.

11.  Шацкий С. Т. Педагогические сочинения/ Т.1. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1962.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle