Библиографическое описание:

Матрасулов А. К. Своеобразие ювелирного искусства Хорезма // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 709-710.

Украшения обязательно входят в сферу деятельности любого народа и тем самым характеризуют его наклонности, возможности, духовные горизонты и исторические стадии развития материальной культуры. Раннемусульманская культура сначала отличалась сдержанным отношением к предметам роскоши, что сдерживало широкое распространение ювелирных изделий. Но постепенно, впитав в себя традиции древнеиранского и византийского искусства, оно достигло высокого расцвета.

Среднеазиатские ювелиры — заргары передавали свое искусство по наследству, от отца к сыну, с самых давних пор. Можно не сомневаться, что и тысячу лет назад такие же украшения носили женщины этих городов. Тем ценнее и дороже работа таких мастеров, которых остается все меньше. Тысячелетиями значительную роль придавали ритуально-культурному смыслу украшений. Было в этом искусстве много таинственного, начиная с ремесла ювелира, его мастерской, инструментов, мотивами орнамента, формой и назначением изделий, — все по древним представлениям наделялось смысловым значением и становилось символом различных доброжелательных существ, предметов, явлений и понятий.

Ювелирное искусство Хорезма, как и все виды художественного творчества, обладает специфическими чертами. Cохранение и устойчивая форма старых изделий — одна из важных особенностей ювелирного искусства Хорезма. Главная из них в прошлом — многообразие общественных функций.

Излюбленными изделиями Хорезмских ювелиров испокон веков были женские украшения, невероятно разнообразные и символически наполненные. Среди них можно выделить те, что нашивали на одежду, и съемные — те, что носили на голове, груди, шее, руках, а также вплетались в волосы. По верованиям народов Хорезма украшения считались обладающими магической силой, и их использовали в качестве оберегов.

Украшения в Хорезме всегда имели особый смысл, который со временем забылся. Например, амулетом от дурного глаза считалась крученая белая и черная проволока. Серебро и золото — были символами благополучия и достатка. Большая часть женских украшений была призвана защитить хозяйку от злых сил, от сглаза и усилить репродуктивные способности. Это и многочисленные подвески, звон которых отгоняет злых духов, и сама форма этих подвесок (листики, зерна, бутоны), символизирующая плодородие. Амулет асык — сердцевидный кулон, форма которая связана с культом богини-матери. На большой пластине в форме сердца помещался овальный сердолик — символ семени, новой жизни. такие кулоны часто дарили молодым беременным женщинам.

Согласно поверью, «от бесплодия женщины носят ожерелья из янтаря и мелкой монеты, а также из коралла и гвоздики; для сохранения красоты и хорошего цвета лица — ожерелья из одного янтаря, для сохранения привязанности мужа — ожерелье из одного коралла.

Основной материал среднеазиатских ювелирных украшений — это серебро. Считалось, что серебро лишает яды силы, а звон серебра отгоняет злых духов. Женщины Хорезма носят украшения с раннего детства. По старой традиции новорожденной девочке бабушка дарит первые сережки. Есть много видов детских украшений, которые несли и другую функцию. Например, специальный жилетик–жаллапка, на который нашивались серебряные бубенчики. В такой жилетик одевали ребенка, только начавшего ползать, и по звону бубенчиков его мама, занятая хозяйством, всегда знала, где сейчас ее малыш. На шапочки и одежду детей нашивалось множество серебряных подвесок, монет и бусин, от дурных глаз. С возрастом количество украшений у мальчиков уменьшается, а у девочек увеличивается.

в 1850-х — 1860-х гг. в Хиве среди квартальных были мечети, носившие имена ремесленников. В списке ремесленников Хивы за 1860 г. числилось 12 ювелиров [2].

В декоре ювелирных изделий Хорезма XIX в. преобладал растительный орнамент, использовались также геометрический и зооморфные мотивы.

Излюбленным украшением хорезмских женщин является шокила, состоящая из нескольких частей — диадемы с массой подвесок, декорированных многоцветной эмалью, двух или трех ожерелий разной длины, располагавшихся под подбородком, на шее и на груди. В конце XIX в. украшения распались на части. и отдельное височно-нагрудное, как и налобно-височное украшение также называли шокила [1].

Пешхалта–Хорезмское украшение бусы в три ряда, закрывающие шею. Она состоит из центрального, более крупного, куполка, нарядно орнаментированного чеканным и тисненым узором. С нижнего края куполка много длинных тяжелых цепочек, чередующихся, в свою очередь, с кораллами и нарядными шариками: между подвесками располагаются четыре нарядно орнаментированных куполка, с каждого из которых также свисают подвески и восемь куполков. Обычно к более крупным звеньям подвесок прикрепляли более мелкие. украшения отличались пышностью, а снизу подвешивали от четырех до десяти ключей, иногда одинаковых и новых. «Ворот и пазуха обшиваются широкой, преимущественно черной, шелковой или бумажной тесьмой с бахромой у стана. щеголихи прикрепляют к этой бахроме ключи от сундуков, имеющихся у них только в воображении» [3].

Ювелирные изделия в прошлом выполняли социально-экономическую функцию, служа наглядным показателем иерархического и материального положения человека.

В обществе. не менее важна эстетическая функция, выражающая вкусы людей, их мироощущения и понимание гармонии и красоты, доставляющих человеку радость.

Литература:

1.      Фахреттинова Д. А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988.

2.      Иванов П. П. Архив хивинских ханов XIX в. М., 1940.

3.      Миллер Д. Ювелирные украшения. М. 2004.

4.      М. Ф. Гаврилов Рисоля сартовских ремесленников: Иссл-ние преданий мусульм. цехов. Ташкент, 1912.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle