Пространственное моделирование рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» через употребление локонимов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Волкова, Е. В. Пространственное моделирование рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» через употребление локонимов / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 842-843. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8575/ (дата обращения: 26.04.2024).

Категория пространства играет немаловажную роль в организации всего текста и его частей. «Рама картины, рампа в театре, начало и конец литературного или музыкального произведения, поверхности, отграничивающие скульптуру или архитектурное сооружение от художественно выключенного из него пространства, — все это различные формы общей закономерности искусства: произведение искусства представляет собой конечную модель бесконечного мира» [4, 204]. Пространство, представляя собой некоторые константы групп слов, образуют нескончаемый поток пространственных отношений в художественном мире. Оно может быть бесконечным, включая в себя весь мир и даже выходить за его рамки, а может быть ограниченным в зависимости от идеи, заложенной автором.

Многие учёные затрагивают в своих работах тему пространства и его значение, как одну из наиболее фундаментальных областей в познании мира. Реконструкция понимания пространства показана в трудах Г. Гачев, Е. С. Кубряковой, Ю. С. Степанов, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян и др. В данной статье рассмотрим, как категория пространства влияет на языковую картину художественного мира в рассказе И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».

Для описания данной категории использован подход, основанный на постулатах структурно-семантического направления. И для начала её разделим на статическую и динамическую группы, выбор языковых средств которых определяется типами текста. Выбранный текст (рассказ «Хорь и Калиныч») относится к типу повествования с элементами описания, поэтому в языковой художественной картине мира рассказа И. С. Тургенева статика пространства преобладает над динамикой, именно этим обусловлен выбор нашего текста.

Статичное пространство в произведении формируют имена существительные, обозначающие конкретное место и служащие для разграничения предметов в пространстве (Орловская деревня обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд). Помимо существительных немаловажную роль играют глаголы, которые определяют путь перемещения (…зайдемтесперва к Хорю…), последовательность действий (Он поставил все эти припасы на стол, прислонился к двери и начал с улыбкой на нас поглядывать) и их разграничение по фазам (Федя пожелал мне доброй ночи, дверь заскрипела и захлопнулась).

Также необходимо определить место слова, т. е. дать его значение, определить функционально-семантическую перспективу в данном тексте.

«Характерной особенностью языковой художественной картины мира в рассказе писателя является использование форм единственного и множественного числа локонимов в типичных для русского языка грамматических значениях» [2, 60].

Значение единственного числа в них встречаются в таких сочетаниях как-то: антропонимы и топонимы (…одинокая усадьба Хоря,.. Волховского уезда), локоним с качественным прилагательным (обитает впросторных сосновых избах), локоним с относительным прилагательным (живет в дрянных осиновых избенках), локоним с притяжательным местоимением (…серые произведения своего сада).

Помимо участия локонимов в перечисленных сочетаниях, они используются в отграничительно-выделительной функции, т. е. выделяют объект в конкретном пространстве из множества однотипных мест (В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился содним калужским мелким помещиком, Полутыкиным…). Важным является и то, что в рассказе присутствуют локонимы с обобщенно собирательным значением, которые помогают создать автору «из отдельных объектов пространства цельный природный и деревенский пейзажи — мир, окружающий героев произведения [1, 49] (…нарасчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба). А за счёт плюральных форм локонимов масштаб изображаемого мира увеличивается (…засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…).

При описании категории пространства необходимо учитывать системность естественного языка и не забывать о языковых средствах разных уровней. Ведь благодаря сочетаниям локонимов с другими частями речи образуются устойчивые выражения, пословицы, поговорки, словосочетания со связью управление и примыкание и др.

Основу художественного мира рассказа составляют имена существительные со значением места, которые можно определить по центробежному принципу: от самых частотных частных номинаций группы «здание и помещение» (самые частотные слова: изба — 15 раз, дом — 4), через номинации с высоким рангом частотности из группы «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» (лес — 7 раз, болото — 5, двор — 2), к менее частотным словам, называющим «объекты административно-политического членения территории» (деревня — 7 раз, город — 6, губерния — 5, уезд — 3).

Чтобы убедиться, что категория пространства является многоаспектным явлением, составим характеристику имени существительного организованную по принципам, представленных в «Словаре языка Достоевского» [5]. Иллюстративный материал, снабженный указанием в круглых скобках на номер страницы, приводится из ПСС И. Т. Тургенева в 30-ти томах [6]. При этом в Комментариях использованы следующие стандартные обозначения (аббревиатуры): АССЦ — ближайшее ассоциативное окружение описываемого слова. СЧТ1– подчинительные связи слова. СЧТ2 — связи слов, отличные от подчинительных. ТРП тропетческое употребление описываемого слова.

Приведем пример характеристики слова пространственной группы «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства»:

НЕБО <2>

Всё видимое над Землёй пространство.

Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо. (9) «Славная погода завтра будет», — заметил я, глядя на светлое небо. (17)

Словоуказатель небо 9, 17 [2]

Комментарий

АССЦ погода, облака, тучи, солнце, гроза.

СЧТ1 — глядя на небо, вечернее небо.

ТРП Всравнении D …любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо (9)

Из вышеизложенной характеристики видно, что категория пространства не только характеризует конкретную сторону того или иного слова, но и включает в себя разные стороны бытия, что способствует образованию внутри категории целого мира.

Согласимся с мнением Лотмана, который говорил: «Пространственная картина мира многослойна: она включает в себя и мифологический универсум, и научное моделирование, и бытовой здравый смысл» [3, 296]

Таким образом, основополагающей единицей языковой картины мира являются локонимы, используемые автором в рассказе «Хорь и Калиныч». Они принимают непосредственное участие в создании пространства в языковой художественной картине мира в произведении И. С. Тургенева. Категории пространства позволяют выявить пространственное моделирование действительности в рассказе, раскрывая текст, как с лексической, так и синтаксической, и морфологический сторон. В языковой художественной картине мира пространство имеет исключительно важное значение в описаниях действительности и фантазийных умозаключений.

Литература:

1.     Аюпова С. Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира // Филологические науки. — 2011 — № 1. — С. 43–53

2.     Аюпова С. Б. Роль грамматической категории числа существительного с пространственным значением в формировании языковой художественной картины мира прозы И. С. Тургенева // Вестник ВЭГУ. 2011. № 3. — С. 58–64

3.   Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиосфера. История. — M.: Языки русской культуры. 1996. — 464 с.

4.     Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство. 1998. — С. 14–285

5.     Словарь языка Достоевского. Идиоглоссарий. А — В / Российская академия наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова; главный редактор чл.-корр. РАН Ю. Н. Караулов. — М.:Азбуковник, 2008. — 962 с.

6.   Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти Т. Сочинения в 12-ти Т. Т. 3. — М.: Наука, 1979. — 703 с.

Основные термины (генерируются автоматически): категория пространства, языковая художественная картина, вечернее небо, пространство, мир, описываемое слово, рассказ, художественный мир.


Похожие статьи

Свойства и функции социального пространства... | Молодой ученый

Ключевые слова: художественный текст, категории художественного текст, свойства художественного пространства, пространственная архитектоника, пространство повествователя и персонажей, виды пространств, социальное пространство.

Лингвокультурные особенности объективации концепта...

Ключевые слова: концепт, внешнее пространство, пейзаж, индивидуально-авторская картина мира, художественная картина мира, лингвокультурная специфика.

Художественное время как литературная и текстовая категория

художественное время, время, план содержания, категория, грамматическое время, художественный текст, текстовая категория, художественное пространство, художественный мир, художественный хронотоп.

Топос уральской поэзии | Статья в сборнике международной...

Ключевые слова: гендер, категория пространства, виды пространства, уральская поэзия. Категория пространства в поэзии отражает представление поэта об окружающем мире, поэтому важно исследовать данную категорию.

Онимическое пространство в художественной картине мира...

В языковой картине мира, как общеэтнической, так и индивидуальной, в том числе художественной, непременным компонентом является система собственных имен, онимов, составляющих онимическое пространство.

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного...

Ключевые слова: русскоязычный автор, художественное пространство, национальная картина мира, двойственность национального мировидения. Осмысление феномена русскоязычной литературы требует от исследователей разрешения как теоретических...

Основные характеристики художественной картины мира...

реальный мир, вымышленное пространство, волшебный мир, языковая картина мира автора, мир волшебников, мир, Плоский мир, авантюрное время, авторское время, мифологическое время.

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

Рубрика: Художественная литература. Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Подобный подход к изображению городского пространства встречается уже в модернистской литературе первой трети XX века.

Финальные слова рассказа Э. По...

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства...

Ключевые слова: концепт, эпистолярий, картина мира, концептосфера, языковое сознание, Р. М. Рильке, лингвокогнитивный уровень.

- выявить и описать способы его номинации и языковой объективации; - определить смысловые планы

Похожие статьи

Свойства и функции социального пространства... | Молодой ученый

Ключевые слова: художественный текст, категории художественного текст, свойства художественного пространства, пространственная архитектоника, пространство повествователя и персонажей, виды пространств, социальное пространство.

Лингвокультурные особенности объективации концепта...

Ключевые слова: концепт, внешнее пространство, пейзаж, индивидуально-авторская картина мира, художественная картина мира, лингвокультурная специфика.

Художественное время как литературная и текстовая категория

художественное время, время, план содержания, категория, грамматическое время, художественный текст, текстовая категория, художественное пространство, художественный мир, художественный хронотоп.

Топос уральской поэзии | Статья в сборнике международной...

Ключевые слова: гендер, категория пространства, виды пространства, уральская поэзия. Категория пространства в поэзии отражает представление поэта об окружающем мире, поэтому важно исследовать данную категорию.

Онимическое пространство в художественной картине мира...

В языковой картине мира, как общеэтнической, так и индивидуальной, в том числе художественной, непременным компонентом является система собственных имен, онимов, составляющих онимическое пространство.

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного...

Ключевые слова: русскоязычный автор, художественное пространство, национальная картина мира, двойственность национального мировидения. Осмысление феномена русскоязычной литературы требует от исследователей разрешения как теоретических...

Основные характеристики художественной картины мира...

реальный мир, вымышленное пространство, волшебный мир, языковая картина мира автора, мир волшебников, мир, Плоский мир, авантюрное время, авторское время, мифологическое время.

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

Рубрика: Художественная литература. Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Подобный подход к изображению городского пространства встречается уже в модернистской литературе первой трети XX века.

Финальные слова рассказа Э. По...

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства...

Ключевые слова: концепт, эпистолярий, картина мира, концептосфера, языковое сознание, Р. М. Рильке, лингвокогнитивный уровень.

- выявить и описать способы его номинации и языковой объективации; - определить смысловые планы

Задать вопрос