Библиографическое описание:

Волкова Е. В. Пространственное моделирование рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» через употребление локонимов // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 842-843.

Категория пространства играет немаловажную роль в организации всего текста и его частей. «Рама картины, рампа в театре, начало и конец литературного или музыкального произведения, поверхности, отграничивающие скульптуру или архитектурное сооружение от художественно выключенного из него пространства, — все это различные формы общей закономерности искусства: произведение искусства представляет собой конечную модель бесконечного мира» [4, 204]. Пространство, представляя собой некоторые константы групп слов, образуют нескончаемый поток пространственных отношений в художественном мире. Оно может быть бесконечным, включая в себя весь мир и даже выходить за его рамки, а может быть ограниченным в зависимости от идеи, заложенной автором.

Многие учёные затрагивают в своих работах тему пространства и его значение, как одну из наиболее фундаментальных областей в познании мира. Реконструкция понимания пространства показана в трудах Г. Гачев, Е. С. Кубряковой, Ю. С. Степанов, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян и др. В данной статье рассмотрим, как категория пространства влияет на языковую картину художественного мира в рассказе И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».

Для описания данной категории использован подход, основанный на постулатах структурно-семантического направления. И для начала её разделим на статическую и динамическую группы, выбор языковых средств которых определяется типами текста. Выбранный текст (рассказ «Хорь и Калиныч») относится к типу повествования с элементами описания, поэтому в языковой художественной картине мира рассказа И. С. Тургенева статика пространства преобладает над динамикой, именно этим обусловлен выбор нашего текста.

Статичное пространство в произведении формируют имена существительные, обозначающие конкретное место и служащие для разграничения предметов в пространстве (Орловская деревня обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд). Помимо существительных немаловажную роль играют глаголы, которые определяют путь перемещения (…зайдемтесперва к Хорю…), последовательность действий (Он поставил все эти припасы на стол, прислонился к двери и начал с улыбкой на нас поглядывать) и их разграничение по фазам (Федя пожелал мне доброй ночи, дверь заскрипела и захлопнулась).

Также необходимо определить место слова, т. е. дать его значение, определить функционально-семантическую перспективу в данном тексте.

«Характерной особенностью языковой художественной картины мира в рассказе писателя является использование форм единственного и множественного числа локонимов в типичных для русского языка грамматических значениях» [2, 60].

Значение единственного числа в них встречаются в таких сочетаниях как-то: антропонимы и топонимы (…одинокая усадьба Хоря,.. Волховского уезда), локоним с качественным прилагательным (обитает впросторных сосновых избах), локоним с относительным прилагательным (живет в дрянных осиновых избенках), локоним с притяжательным местоимением (…серые произведения своего сада).

Помимо участия локонимов в перечисленных сочетаниях, они используются в отграничительно-выделительной функции, т. е. выделяют объект в конкретном пространстве из множества однотипных мест (В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился содним калужским мелким помещиком, Полутыкиным…). Важным является и то, что в рассказе присутствуют локонимы с обобщенно собирательным значением, которые помогают создать автору «из отдельных объектов пространства цельный природный и деревенский пейзажи — мир, окружающий героев произведения [1, 49] (…нарасчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба). А за счёт плюральных форм локонимов масштаб изображаемого мира увеличивается (…засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…).

При описании категории пространства необходимо учитывать системность естественного языка и не забывать о языковых средствах разных уровней. Ведь благодаря сочетаниям локонимов с другими частями речи образуются устойчивые выражения, пословицы, поговорки, словосочетания со связью управление и примыкание и др.

Основу художественного мира рассказа составляют имена существительные со значением места, которые можно определить по центробежному принципу: от самых частотных частных номинаций группы «здание и помещение» (самые частотные слова: изба — 15 раз, дом — 4), через номинации с высоким рангом частотности из группы «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» (лес — 7 раз, болото — 5, двор — 2), к менее частотным словам, называющим «объекты административно-политического членения территории» (деревня — 7 раз, город — 6, губерния — 5, уезд — 3).

Чтобы убедиться, что категория пространства является многоаспектным явлением, составим характеристику имени существительного организованную по принципам, представленных в «Словаре языка Достоевского» [5]. Иллюстративный материал, снабженный указанием в круглых скобках на номер страницы, приводится из ПСС И. Т. Тургенева в 30-ти томах [6]. При этом в Комментариях использованы следующие стандартные обозначения (аббревиатуры): АССЦ — ближайшее ассоциативное окружение описываемого слова. СЧТ1– подчинительные связи слова. СЧТ2 — связи слов, отличные от подчинительных. ТРП тропетческое употребление описываемого слова.

Приведем пример характеристики слова пространственной группы «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства»:

НЕБО <2>

Всё видимое над Землёй пространство.

Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо. (9) «Славная погода завтра будет», — заметил я, глядя на светлое небо. (17)

Словоуказатель небо 9, 17 [2]

Комментарий

АССЦ погода, облака, тучи, солнце, гроза.

СЧТ1 — глядя на небо, вечернее небо.

ТРП Всравнении D …любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо (9)

Из вышеизложенной характеристики видно, что категория пространства не только характеризует конкретную сторону того или иного слова, но и включает в себя разные стороны бытия, что способствует образованию внутри категории целого мира.

Согласимся с мнением Лотмана, который говорил: «Пространственная картина мира многослойна: она включает в себя и мифологический универсум, и научное моделирование, и бытовой здравый смысл» [3, 296]

Таким образом, основополагающей единицей языковой картины мира являются локонимы, используемые автором в рассказе «Хорь и Калиныч». Они принимают непосредственное участие в создании пространства в языковой художественной картине мира в произведении И. С. Тургенева. Категории пространства позволяют выявить пространственное моделирование действительности в рассказе, раскрывая текст, как с лексической, так и синтаксической, и морфологический сторон. В языковой художественной картине мира пространство имеет исключительно важное значение в описаниях действительности и фантазийных умозаключений.

Литература:

1.     Аюпова С. Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира // Филологические науки. — 2011 — № 1. — С. 43–53

2.     Аюпова С. Б. Роль грамматической категории числа существительного с пространственным значением в формировании языковой художественной картины мира прозы И. С. Тургенева // Вестник ВЭГУ. 2011. № 3. — С. 58–64

3.   Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиосфера. История. — M.: Языки русской культуры. 1996. — 464 с.

4.     Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство. 1998. — С. 14–285

5.     Словарь языка Достоевского. Идиоглоссарий. А — В / Российская академия наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова; главный редактор чл.-корр. РАН Ю. Н. Караулов. — М.:Азбуковник, 2008. — 962 с.

6.   Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти Т. Сочинения в 12-ти Т. Т. 3. — М.: Наука, 1979. — 703 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle