Библиографическое описание:

Стрихар О. И. Анализ влияния психологических типов личности на обучение детей музыке // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 524-527.

Встатье раскрываются психологические типы личности, их влияние на развитие музыкальных способностей у детей. В рамках анализа влияния психологических типов на музыкальные способности особый интерес представляют исследования типологий, в основе которых лежат ценностные предпочтения вариантов познавательной музыкальной сферы.

Ключевые слова:личность, типология, характер, музыкальные способности, творчество.

Родоначальником дифференциальной психологии по праву считают Френсиса Гальтона, который считал возможным классифицировать людей на основании измерения скорости «образования суждений» и разработал для этого специальный тест. Дифференциальная психология, как и психология личности, пошла по двум исследовательским традициям: психологии эмпирических качеств личности и психологии типов. Поиск наиболее существенных характеристик познавательной сферы осуществлялся в рамках традиции психологии типов.

Типологизация — один из основных приемов, применяемых психологами для описания различий между людьми. Проблема удачных, то есть наиболее базовых оснований для классификации психологических типов всегда остро стояла в дифференциальной психологии. Многочисленные типологии, касающиеся сферы воображения, мышления, памяти описаны Теодюль Рибо. В рамках данного исследования нам интересна типология памяти и музыкального воображения.

В психологической и педагогической литературе очень распространенная типология, предложенная И. П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческие» типа: с относительным преимуществом первой сигнальной системы — художественный тип, с относительным преимуществом второй сигнальной системы — мыслительный тип и средний тип, образующийся при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем [1].

Монография «Личность сквозь восприятие» (Witkin & Lewis, 1954) открыла новое направление в когнитивной психологии «New Look», где по-новому ставится проблема соотношения мотивационных и перцептивных факторов при изучении индивидуальных различий. Полученный в ходе исследований феномен полезависимости — поленезависимости оказался проявлением на уровне восприятия сквозной стилевой характеристики, которая отражается также на когнитивном уровне, в стиле общения и межличностного взаимодействия. «Когнитивный контроль» стал предметом теоретических и экспериментальных исследований Дж. Клейна. Три когнитивных контроля были выделены сотрудниками лаборатории Клейна: сглаживание-обострение, установка на сопротивление или принятие нестабильности, физиогномичность (образность) — буквальность.

«Полученные в ходе развития этих двух направлений, экспериментальной психологии, восприятия, вызвали бурную цепную реакцию у психологов, которая не прекращается и по сей день» [4].

Изучая специальные музыкальные способности, мы видим, что современные исследователи часто работают в типологических традициях. Часто доминирующая установка проявляется в преобладающем способе решения задачи, усиливает развитие определенных способностей.

Различают рациональные и иррациональные функции в типологии личности. Рациональные функции — опираются на разум, иррациональные — на чувства. Следующие за этим «корреляционное ссылки», как правило, приводят к многочисленным заблуждениям и прочно укоренились в философии и психологии.

Рационализм — это направление в гносеологии, согласно которому, разум является главной формой познания. Иррационализм — философское учение, ограничивает возможности рационального познания и противопоставляет ему созерцание, инстинкт, интуицию.

Существуют различные варианты, не отдающие предпочтения ни рационализму, ни иррационализму. Для Канта — достоверное знание является синтез операций ума и чувственности. На пути от чувства до ума должен быть какое-то Х — продуктивное воображение. «Ясно, — писал он, — что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой — с явлениями... это посредственное представление должно быть чистым (не содержащим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой — чувственным». Путаница в терминах создает часто непроходимые дебри в понимании философских и психологических позиций. Ошибки интерпретаторов того или иного автора «кочуют» из одного издания в другое. «Несмотря на множество терминов (что само по себе является косвенным свидетельством сложности и многогранности, названных двух сторон познавательной деятельности и их соотношений) между этими сторонами проводится все-таки достаточно определенная граница, которая указывает на их качественное различие». Тип характера, в котором доминирует чувственность, Кант обозначал как «внешний», а «внутренний» тип характера опирается на интеллект. Однако, жизнь, реальная практика требовала уточнения и большей конкретизации такой типологической системы [5].

Нами исследовано, что четыре основных функции души выделял еще Пифагор: две из них (мышление и чувства — создает мнение) рациональные и два (ощущения и вдохновения) иррациональны. Повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях Юнг [7].

В его учении функция может быть доминирующей и подчиненной, тогда она приобретает различные свойства. Юнг не связывает способность к построению абстракций, и опытное познание с рациональностью или иррациональностью, как это делают другие философы. Ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческой структуры сознания, с другой.

Проанализировано, что одной из первой типологией человека, основанной на его смысложизненных ценностях, является типология Платона [6]. Он выделял следующие типы:

-       тимократический — отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;

-       олигархический — отличается скупостью, корыстью, сдержанностью и бережливостью;

-       демократический — характерной чертой его является моральная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;

-       тиранический — тип в котором преобладают самые низшие, животные тяготения.

Рассмотрим также ценностно-смысловую сферу в психологии, которая является ядром личности с ее неповторимой картиной мира. Наиболее яркие психологические разработки ценностно-смысловой сферы представлены в работах Э. Фромма, В.Франкла, Е.Шпрангера, М. Рокича, А. Маслоу, Дж. Холлада, Дж. Крамбом и др..

Е. А. Климов [3] выделяет основные варианты активности и инициативы человека, которые связанные с различными ценностными установками и ориентациями личности.

-       Подражание чему-то высшему до крайнего самоотречения, отказ от творческого самовыражения, от простых человеческих радостей, от индивидуального своеобразия.

-       Игнорирование специфики, в частности, моральных регуляторов общественной жизни, стремление построить ее по соотношению с технической или биологической системой, сознательное или бессознательное служение ценностям естественнонаучной или биологизаторской пользы.

-       Преувеличенные культа «Я», индивидуального своеобразия (себя или своего социального круга, узкого «Мы»).

-       Построение индивидуального стиля деятельности, т. е. такой индивидуально-своеобразной системы внешних и внутренних ее средств, которые позволяют добиваться успешных, общественно-значимых результатов.

В рамках анализа влияния психологических типов на музыкальные способности особый интерес представляют типологии, в основе которых лежат ценностные предпочтения вариантов познавательной музыкальной сферы. Наиболее известной и признанной методикой диагностики ценностных ориентаций личности является тест ценностных предпочтений Г. Олпорт, Ф. Вернона, Г. Линдзи.

Эта методика основана на теории Э. Шпрангэра, и выделяет шесть типов личности, которые согласовывают познания и ценности, взаемосвязывают тип личности с познанием мира:

-       теоретик — стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам;

-       человек экономист — ищет пользу в познании, приносит пользу себе, семье, обществу;

-       человек эстет — стремится к гармонии, форме, стилю соответствия ситуации;

-       социальный человек — человек, у которого ценностью является любовь к людям. Он хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви;

-       политический человек — ценит власть, влияние (необязательно в политической форме);

-       для религиозного человека — главная ценность заключается в поиске смысла жизни, начала всех начал — в божестве, в осознании единого мира.

Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность. Фундаментальное изучение познавательной активности осуществляется в рамках педагогической психологии. Обращаясь к циклу этих исследований, мы остановились, прежде всего на работах А. К. Марковой. В ее работах исследуется направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанной с внутренним отношением ученика к ней.

В ходе исследования влияния психологических типов личности на музыкальные способности ребенка, нами проанализировано, что социальные мотивы могут иметь следующие уровни:

-       широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения),

-       узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение),

-       мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).

Интеллектуальная активность по составу представляет собой интегральную целостность познавательных (общих умственных) способностей и внутренней мотивации в познании. Интеллектуальная активность — это единство интеллекта и внутренней познавательной мотивации. Можно выделить три уровня или типа интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.

-       Стимульно-продуктивный тип интеллектуальной активности характеризуется работой испытуемого в рамках заданного или первоначально найденного способа действия и пассивности. Деятельность в этом типе каждый раз определяется действием внешнего стимула. Здесь имеет место отсутствие интеллектуальной инициативы и доминирует внешняя активация умственной деятельности.

-       Эвристический тип интеллектуальной активности характеризуется мышление не стимулированное ни внешними факторами, ни субъективной оценкой, ни удовлетворенностью результатами деятельности. «Имея достаточно надежный способ решения, — пишет Д. Б. Богоявленская, — исследуемый продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляя между собой отдельные задачи, которые приводят его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения» [2, с. 122]. Эта закономерность оценивается самим человеком как способ, позволяющий решить поставленную задачу.

-       Креативный тип интеллектуальной активности является высшим. В этом типе обнаруженная эмпирическая закономерность становится не эвристикой, формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой исследованный готов прекратить предложенную ему в эксперименте деятельность. В этом случае человек имеет желание разобраться в проблеме, которая открылась, и была для него более важной, чем достижение успеха в решении подобной задачи.

Указанные типы интеллектуальной активности являются одновременно и «тремя типами творчества». Систему ценностных ориентаций личности, как и любую психологическую систему, можно представить как «многомерное динамическое пространство».

И, тем не менее, сфера диагностики ценностей остается достаточно необработанной. Оценивая состояние дел в разработке способов диагностики убеждений и ориентаций учащихся, необходимо отметить большой интерес и внимание, уделяемое этой проблеме в педагогической и психологической литературе. Вместе с тем, и это следует особо подчеркнуть, — используемые в исследованиях диагностические методики опираются преимущественно на сведения об особенностях внешнего поведения учащихся (их мнений, оценок, предпочтений, поступков), без должной опоры на данные, которые необходимы для изучения мотивов, вызвавших это поведение. В результате возникает разрыв связи между выявленным уровнем знаний учащихся об усваиваемых понятиях, оценках, норм, идей, с одной стороны, и наблюдаемыми актами их поведения — с другой.

Литература:

1.                 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-н-Д.: Изд-во ростов. пед ун-та, 2000. — 352 с.

2.                 Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская.- М., 1980.

3.                 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. — Казань, 1969.

4.                 Либин А. В., Парилис С. Э. Стилевые характеристики индивидуальности. / Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988, с.119–129.

5.                 Панов В. И. Одаренные дети: выявление — обучение — развитие. / В. И. Панов.- Педагогика. — 2001. — № 4. — С.30–43.

6.                 Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. — Т.2. — М., 1993. — С.202.

7.                 Юнг К. Г. Mysterium coniunction / К. Г. Юнг. — М., 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle