Библиографическое описание:

Плетнев А. В., Бельчинский В. В., Кочукова М. В., Кретинина Л. В. Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 514-516.

В статье показывается целесообразность использования компьютерных технологий как одного из методов информационных технологий в контексте образования для анализа методического материала, используемого в учебно-педагогической деятельности. Применение данного анализа позволяет преподавателю скоординировать тематический план лекций, проследить степень изученности учебного материала.

Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерное тестирование, анализ результатов в образовании.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Он является универсальным техническим средством обработки любой информации, играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Современное образовательное пространство, как и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. В контексте образования И. Г. Захарова понимает под информационной технологией совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, а также способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [1].

Научно-технический уровень современных базовых информационных технологий образования, в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Как показывает анализ, огромные средства затрачиваются во всем мире на разработку многочисленных конкретных прикладных систем — это одно из наиболее актуальных направлений развития компьютерных технологий в образовании, и уделяется совершенно недостаточное внимание методическим вопросам [2].

В образовании информационную технологию обучения следует понимать как применение информационных средств для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности студента в ходе учебно-воспитательного процесса [3].

Так, например, контроль знаний студентов, с применением современных информационных технологий позволяет выявить и решить ряд проблем, которые возникали и возникают при усвоении лекционного материала, а именно:

-        оценить полученные знания

-        провести статистическую обработку и сравнительный анализ

-        обобщать и своевременно вносить коррективы, приводящие к достижению поставленных целей обучения

Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей студентов и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Активное использование специализированных систем проверки знаний студентов помогает поддерживать нужный образовательный уровень студентов.

Одним из средств компьютерной технологии является компьютерное тестирование, позволяющее оперативно и объективно преподавателю в своей методической работе:

-        оценить успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, отдельной лекцией.

-        проконтролировать качество овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, лекций и методов обучения.

-        позволяют в определенной степени предсказывать темпы продвижения в той или иной дисциплине, поскольку обучение не может быть эффективным, если разрыв между известным и неизвестным слишком велик.

-        расставить акценты в лекционном материале, выделить трудно воспринимаемый материал, требующий более детального рассмотрения.

Для проверки знаний использовалась программа «SUNRAV» состоящая из трех модулей: тестирующей оболочки, редактора тестов и сервера статистики.

В программе «SUNRAV» возможно менять каждый раз перечень вопросов и вариантов ответа в каждом вопросе, что позволяет отбросить фактор запоминания или списывания у студентов без предварительной подготовки при изучении лекционного и практического материала. Эта программа имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс, освоить который любой студент может с первого раза без специальной подготовки для работы на компьютере. Применение сервера статистики позволяет вести точный и подробный контроль периодичности и общей эффективности работы студента в течение всего семестра. Все тесты оцениваются в баллах или процентах (по выбору преподавателя), что позволяет более точно и объективно оценить уровень подготовки каждого студента индивидуально или подгрупп. Программа позволяет собирать статистические данные для выявления, как легких вопросов, так и вопросов, которые всегда вызывают затруднения у студентов при ответе, что служит сигналом преподавателю по необходимости отредактировать этот вопрос или заменить его более легким вариантом.

Внедрение информационных технологий для успешной проработки методологических вопросов после проведения ряда тестовых исследований по дисциплине «физика, математика» для студентов лечебного факультета позволило выявить, что сокращение количества лекционных часов пагубно сказалось на некоторых темах, т. к. тематика базового цикла осталась неизменной, а количество лекционных и аудиторных часов сократилось вдвое. Из диаграммы на рис. 1 видно, как это повлияло на понимание материала цикла.

Рис. 1. Уровень усвоения лекционного материала

Например, также такой анализ позволил выявить ухудшение результатов знаний студентов по теме «Электродинамика», они стали ниже 60 %. Следовательно, двух лекции для освещения этого раздела совсем недостаточно. Это дает возможность скоординировать тематический план лекций и учесть это в рабочей программе.

С другой стороны, использование компьютерных тестирующих программ не только для того, чтобы «избавить преподавателя от рутинной работы», но и с целью анализа собственных методических материалов позволяет, например, проследить степень изученности различных вопросов, рассматриваемых в рамках одной лекции или темы (раздела). Применение такого анализа дает возможность расставить акценты на наиболее существенные стороны изучаемого раздела, в наибольшей мере определяющие степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся.

Например, по теме «Оптика» было проанализировано 477 вопросов.

Результаты тестирования представлены на рис.2.

Рис. 2. Уровень усвоения подразделов лекционного материала, где: 1– Геометрическая оптика, 2– Интерференция и дифракция света, 3– Поляризация света, 4– Тепловое излучение тел

Из диаграммы на рис.2 видно, что на раздел «Тепловое излучение тел» необходимо в хронологической карте лекции выделить больше времени, так как этот раздел менее всего понятен студентам. Выделить время возможно, согласно рис. 2, за счет темы «Интерференция и дифракция света».

Такой анализ позволил оценить степень оптимальности выбранной структуры лекции и внести соответствующие корректировки уже на первых этапах, даже не вдаваясь в понятийный аппарат, способы и средства преподнесения лекционного материала.

В целом использование информационных технологий, даже на примере компьютерного тестирования, получившего наибольшее распространение в сфере образования, как многофункциональный процесс обучения и контроля имеет положительную динамику. Это говорит о целесообразности более широкого применения его в учебном процессе, и не только в качестве средства определения качества знаний студентов и при апробации тестовых заданий, но и для анализа учебно-педагогической деятельности.

Литература:

1.  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.

2.  Информационные технологии в образовании // Информационные технологии// http://technologies.su/ [дата обращения 9.04.2012]

3.  Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы // Бюллетень. 1998. № 3/4 (13–14). — 322 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle