Библиографическое описание:

Джураев А. А., Джураев А. М. Актуальные вопросы социальной стратегии // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 891-893.

Обретение Республикой Узбекистан независимости и задачи социального переустройства общества вызвали серьезное отношение к данной теме в Узбекистане. Ныне она в поле зрении не только теоретиков исследователей, но и практиков. Это связано с коренным интересом общества — построения гражданского общества.

«Для нас гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод». С того краткого определения гражданского общества начинается осмысление данного социального феномена президентом И.Каримовым в статье «Формирование демократических институтов и основ гражданского общества».

Как видно из высказывания основополагающей чертой гражданского общества автором выделяется верховенство закона, перед которым равны все социальные слои и члены общества. Однако Президентом Республики Узбекистан отмечается мысль «однобокости» связи «человек-закон». Особо выделяется необходимость таких законов, которые способствовали бы самосовершенствованию личности, развитие в нем культуры гражданственности: активности и ответственности исходя из его интересов, прав и свобод. Здесь Президентом выделяется одна из самых актуальных и в то же время одна из самых сложных проблем взаимообщения «человек-закон», «общество- государство». На наш взгляд, и это отмечается в вышеуказанной статье, противоречия гражданского общества не опосредуются государственными задачами, а напротив сами опосредуют эти задачи, непосредственно отражаясь на функционировании государства и его структур, порождая необходимость соответствующие его законодательства. Причинные связи, характерные для этого процесса, идут снизу вверх, это дает возможность более или менее точно очертить область законотворчество, то есть направление законодательной деятельности. Выработка новых законов или поправки к старым осуществляется непосредственного процесса жизни гражданского общества, откуда государство черпает эталоны для своей деятельности. Целесообразность последней определяется объективным масштабом за данным интересами гражданского общества. Его политических структур политический строй дают возможность, выявить интересы эти и тем самым определить, в каком направлении должно действовать государство. Короче говоря, государство во всех этапах своего существования имеет механизм сличения своих решений и действий с действительностью, что выражается в определенной структуре представительной системы и прежде всего законодательной власти. Поэтому законодательный процесс здесь, с чем он и выступает как реальное средство разрешения конкретных противоречий гражданского общества, оставаясь на почве заранее заданных ему отношений. Он не может выйти за их границы, поскольку в гражданском обществе существуют механизмы, предотвращающие этот процесс: различные общественные организации с их интересами, свободная печать и т. д. Законодательный процесс, следовательно, обоснован как объективной, так ив субъективной стороны, т. е. со стороны собственной деятельности государства. Поэтому законодательство, как правило, не впадает противоречие с гражданским обществом и с самим собой, оно даже с формальной стороны логически обосновано. Его всегда можно редуцировать к наличной действительности и к конкретным проблемам гражданского общества.

Поскольку общества выработали механизм контроля за деятельностью государства, то оно определяет, и принципы, на основе которых государство может и обязано действовать. Вот почему в основу законодательной деятельности всех высокоразвитых стран положен принцип прав. Человека. Он не мог быть её основанием, пока общество не создало механизмы контроля за деятельностью государства. Эти механизмы являются гарантией бытия данного принципа. Не государство навязывает его сверху, а само общество делегирует его государству не только по содержанию, но и по форме. В плане решения этого вопроса в такой идеальной форме наша Республика делает первые шаги в этом направлении. «В Узбекистане законодательная основа для функционирования данного права сформирована. Однако надо ещё добиться того, чтобы общество и граждане начали осознавать и были в состоянии использовать свое право участия в государственной управлении, получения информации о том, как ими управляют.

Ввиду отмеченной выше зависимости деятельности государства от гражданского общества законы, принимаемые первым, имеют уже готовые механизмы своей реализации, что и составляет содержание деятельности исполнительной власти. И дело не только в том, что исполнительная власть обязана проводит законы в жизнь, а в том, что закон созрел и по этому его реализация соответствует насущным потребностям общества. Поэтому он может и должен быть проведен в жизнь. «Может» и «Должен» здесь не расходятся, поскольку необходимость закона обусловлена снизу, если имеет в виду общую тенденцию развития общества. Скажем, если провозглашается права человека свободно покидать свою страну и свободно возвращаться в неё, то это право должно быть обеспечено определенным законодательством, гарантирующим осуществление этого процесса исходя из свободного волеизлияния человека и т. д.

Значительность и первостепенность проблемы верховенства закона в гражданском обществе не ставится под сомнение и другими исследователями. Особое внимание этому уделяет Э. Халилов в работе «Правосознание в структуре общественной жизни» [2]. Д.Узакова же в статье «Гражданское общество и права человека» особо отмечает: «если дать более последовательное представление о гражданском обществе, то его можно определить категориями демократия, верховенство закона и права человека» [3]. В этой же статье предлагается более развернутое определение другого автора З.Исламова: «Гражданское общество-это демократическое, правовое, культурное общество, основанное на принципах справедливости, права, этике, человечности, противостоящее единоличному способу управления, волюнтаристскому способу управления, тоталитаризму, классовому разделению и насилию над людьми» [3].

Поддерживая справедливость мнения авторов по вопросу актуальности и особой значительности сферы права, выделим не менее важный блок проблем непосредственно взаимовлияющий и определяющей развитие общества по пути демократии и гражданского общества. Это блок экономических проблем. Так в выше отмеченной статье И.Каримова особо подчеркивается: «Ключевым моментом в демократизации общества в целом, и экономической жизни, в частности, стало изменение отношений к собственности (главным образом к частной собственности) как к самому фундаментальному социальному институту».

Эти же мысли находят отклики во взглядах З.Исламова, который считает смешанную, многоукладную экономику неотъемлемой чертой гражданского общества, это состояние разумного равновесия интересов различных слоев, это деловое общество, основанное на предпринимательстве.

Действительно демократия включает в себя идею равенства и свободы, но в современном мире эти идеи могут реализоваться лишь на определенной основе, когда они обеспечены экономически. Так если в стране существует хронический дефицит товаров первой необходимости продуктов, то говорить о свободе равенстве людей не предъявляется возможным. Если нет рыночных отношений, то свобода выбора руководителя на предприятии — фикция.

Оценивая же современные исследования сферы гражданского общества, хотелось бы выделить определенный, на наш взгляд, теоретический узел. Он выражается в том, что большая часть исследователей справедливо делая акцент на вопросах сферы законотворчества во взаимосвязи человека с государством, не раскрывают опосредующие звенья этой взаимосвязи. В конечном итоге создается впечатления, что гражданское общество создается по воле государства, согласно справедливой законотворческой деятельности государственных чиновников. Некоторые исследователи, в частности Д.Узакова резюмируют: «таким образом развития гражданского общества, связано с развитиям верховенства интереса личности над другими интересами. Такая ситуация невозможно вне права, без существования правового государства, которая выражала бы и защищала бы эти интересы в форме законов. то есть теоретически правовое и не логично.

По нашему мнению проблема строительства гражданского общества связана не только с конструктивной правовой деятельностью государства. Это в первую очередь сама активная деятельность элементов самого гражданского общества. Логично возникают вопросы тривиального характера. Правовое государство и гражданское общество одно и то же ли. Если суть разное, то в чём разница? Существование этих феноменов, признание их предполагает определенную взаимосвязь. Каков характер этой взаимосвязи?

Именно этот круг вопросов и в литературе ещё не нашел яркого освещения и более того он спорен.

Пытаясь осмыслить этот круг вопросов, в первую очередь, укажем на то, что в исследованиях по социальному развитию общества часто встречается правильная по содержанию и форме трактовка перспективной целевой установки. Так в частности, если обратится к работе президента Республики Узбекистан И.Каримова «Узбекистан по пути углубления экономических реформ», автор не смешивает социальные феномены: «Конечной целью является построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой, открытой внешней политикой» [1].

Соответственно не правильно было бы поддерживать рассуждения встречающиеся в западной литературе, смазывающие различия между «политический» и «гражданский» обществом и придающие понятию «гражданское общество» излишне религиозную окраску.

По нашему мнению гражданское общество это:

-       совокупность негосударственных, неполитических отношении в обществе: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных, религиозных и др. Это производственное и частное жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

-       сфера само проявления свободных индивидов и их организаций огражденная законами от прямо вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством, с политической сферой жизни деятельности людей. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном, тоталитарном режимом прибывает в пассивной или активной оппозиции к режиму и его политической сфере.

Литература:

1.                 Каримов И. А. «Узбекистан по пути углубления экономических реформ». Ташкент,2005.

2.                 Халилов Э. «Правосознание в структуре общественной жизни». Ташкент.1997.

3.                 Узаков Д. «Гражданское общество и права человека». Ташкент: Узбекистон. 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle