Библиографическое описание:

Исакова А. С. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 530-532.

В данной статье рассматриваются вопросы применения меры пресечения в виде присмотра над несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Также в работе отражено понятие специальной меры пресечения в отношении несовершеннолетних в виде присмотра, проанализированы основания, цели, мотивы и условия избрания данной меры.

Ключевые слова: несовершеннолетние; мера пресечения; присмотр; подозреваемый; обвиняемый; обязанности.

In this article questions of application of a measure of restraint in the form of supervision over the minor suspect or accused are considered. Also in work the concept of a special measure of restraint concerning minors in the form of supervision is reflected, the bases, the purposes, motives and conditions of election of this measure are analysed.

Keywords: minors; measure of restraint; supervision; suspect; the accused; duties.

В современной России усматривается значительный рост преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами. И. Я. Фойницкий писал, что развитие преступности в населении вообще весьма значительно, если не всецело, определяется развитием ее среди лиц нежного возраста [1]. Современные ученые также отмечают, что преступность подвергает социальной деградации молодежь, которая является активным субъектом общественного воспроизводства, важным резервом и гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления России [2].

Согласно части 2 статьи 420 Уголовно-процессуального Кодекса РФ производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными главой 50 Уголовно-процессуального Кодекса РФ [3].

К лицам, на момент производства по уголовному делу не достигшим восемнадцатилетнего возраста, возможно применение социализированной меры пресечения в виде присмотра. По словам Е. Г. Васильевой введение особой меры пресечения в отношении указанных лиц не случайно. Повышенное внимание, уделяемое правам несовершеннолетних, обусловливается важностью защиты ребенка, который в силу своей эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Дифференциация мер воздействия позволяет не только более эффективно решать задачи уголовного судопроизводства, но и достигать цели гармоничного развития и воспитания подростков. Специальная мера пресечения вызвана сохраняемой еще возможностью оказать влияние на подростка, в отличие от совершеннолетнего лица, со стороны взрослых. Сущность данной меры пресечения состоит в обеспечении надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) несовершеннолетнего посредством присмотра за ним уполномоченных на то лиц [4].

Находясь под присмотром, несовершеннолетний должен обладать всем комплексом конституционных прав; лица, осуществляющие присмотр, в свою очередь, не вправе самостоятельно ограничивать несовершеннолетнего в его законных правах. Однако, при применении данной меры пресечения подросток, безусловно, попадает в более или менее строгую зависимость от присматривающего лица, которое может до некоторой степени ограничивать свободу его действий, оказывать на него психическое давление, ибо без этого эффективный присмотр просто невозможен. В этой связи большое значение играет вопрос определения круга лиц, на которых может быть возложена обязанность по присмотру.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым является одним из разновидностей психологически-принудительным мер пресечения, и по своему содержанию схожу с поручительством. Суть присмотра состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, которое заключается в следующем. Во-первых, не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда, т. е. несовершеннолетний должен уведомлять дознавателя, следователя и суд о перемене места проживания в пределах одного населенного пункта. Во-вторых, в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд. Это предполагает, что несовершеннолетний не должен скрываться и обязан являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и в суд. И, в-третьих, несовершеннолетний не должен иным путем препятствовать производству по уголовному делу. Данная мера пресечения является исключительной и имеет ряд преимуществ. Несовершеннолетний не отдаляется о семьи, продолжает посещать занятия в школе, что позволяет проводить с ним более эффективно воспитательные работы, родителям удобнее устанавливать над ребенком контроль, что обеспечит надлежащее поведение со стороны него.

Статья 105 Уголовно-процессуального кодекса РФ возлагает присмотр над такой группой лиц родителям, опекунам, попечителям или другим заслуживающими доверия лицам, а также должностным лицам специализированного детского учреждения, в котором находится данное лицо [5]. К последним относятся педагоги родственники, соседи, друзья родителей и т. д. Дознаватель, следователь или суд должен собрать характеризующую информацию о лице, под присмотр которого будет отдан несовершеннолетний. Также должны будет выяснены взаимоотношения между ними, и причинные, по которым лицо заявила ходатайство о взятии на себя обязательства по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого. От перечисленных лиц необходимо получить письменное обязательство. По смыслу статьи 105 Уголовно-процессуального кодекса РФ отказ от данного обязательства не предусмотрен.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет указанным лицам, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. Невыполнение обязанностей по присмотру за несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым влечёт наложение на соответствующее лицо в установленном законом порядке денежного взыскания в размере до десяти тысяч рублей. Оценка возможности обеспечения названными лицами надлежащего поведения несовершеннолетнего даётся дознавателем, следователем и судом с учётом тяжести преступления, сведений о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраста, состояния здоровья и других обстоятельств [6]. Получение согласия от несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, отдаваемого под присмотр, а также вручение ему копии постановления дознавателя, следователя или суда об избрании данной меры пресечения законом не предусмотрено, однако постановление об избрании меры пресечения должно быть объявлено несовершеннолетнему, его защитнику и законному представителю с разъяснением права его обжалования.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым подлежит отмене, если имевшиеся основания для применения меры пресечения отпали, либо дознавателем, следователем или судом принято решение об избрании иной меры пресечения, в том числе — в связи с достижением подозреваемым, обвиняемым возраста восемнадцати лет [8].

Литература:

1.         Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.2. СПб.: Альфа, 1996. С. 504.

2.         Основы ювенологии: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Российская Академия наук; Ред. Е. Г. Слуцкий. — СПб.: [s. n.], 2001. — С. 278.

3.         Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

4.         Васильева Е. Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Уфа: Изд-во БашГУ. 2003. — С. 109.

5.         Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

6.         Капинус Н. И. Меры пресечения в российском уголовном процессе // Следователь. 2001. № 8. С. 30.

7.         Буряков А. Отдача несовершеннолетнего под присмотр, как мера пресечения // Социалистическая законность. 1963. № 3. С. 43.

8.         Акинча Н. А. О применение мер пресечения к несовершеннолетнему обвиняемому. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2000. С. 115.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle