Библиографическое описание:

Агаян Ш. А. Тенденции развития российского образования // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 262-265.

В течение 2012–2013 гг. в сфере образования произошли значительные изменения. События, которые произошли в 2012 году, могут привести к сдвигам отнюдь не в положительную сторону.

Так, в 2012 году можно выделить ряд значительных событий:

В апреле 2012 года проведен открытый публичный конкурс по распределению контрольных цифр приема в вузы (КЦП) [1] и установлены нормативные затраты по специальностям или направлениям подготовки, по которым будут финансироваться государственные задания на очередной учебный год. Это событие впервые допустило негосударственные вузы к получению бюджетных мест. Таким образом, у негосударственных вузов появилась возможность получать бюджетные ссуды на конкурсной основе. Однако из 450 действующих негосударственных вузов только 54 получили фактическую возможность участвовать в конкурсе по распределению КЦП. Этот факт показал крайне низкую оценку качества высшего образования в негосударственном секторе. Совершенно непонятен предмет открытого конкурса, в рамках которого будут распределяться КЦП, так как все высшие образовательные учреждения могут принимать участие на основании имеющихся государственных аккредитаций.

7 мая 2012 года Указом Президента РФ В. В. Путиным № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2] определены направления государственной образовательной политики, а в частности:

1)             внесение в июле 2012 года в Госдуму законопроекта «Об образовании в РФ»;

2)             разработка и реализация мер по повышению эффективности ЕГЭ;

3)             проведение мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений;

4)             разработка комплекса мер по выявлению и поддержке одаренных детей и других.

Что касается мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений, то следует отметить, что данный мониторинг проведен, по результатам которого выявлены высшие образовательные учреждения с признаками неэффективности.

Мониторинг показал, что 70 вузов не подлежат оптимизации и признаны вузами с особой спецификой; 49 вузов и их филиалы подлежат оптимизации, а в частности, в изменении учебных программ, специальностей обучения, значительной смены преподавательского состава и прочие; 260 вузов ожидают закрытия или присоединения к наиболее крупным вузам; 118 вузов еще ожидают заключения.

7 мая 2012 года Указом Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [2] было поручено Правительству РФ обеспечить следующее:

1)        увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза;

2)        доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в регионе;

3)        доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в регионе;

4)        доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;

5)        повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей учреждений ВПО и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в регионе и прочие [4].

Происходит переход к эффективному контракту работников социальной сферы. Учителя или преподаватели подписывая этот контракт должны работать только в одном образовательном учреждении. Также предполагается, что преподаватели должны сосредоточиться на педагогической деятельности, повышать свой профессиональный уровень, заниматься наукой. Такое решение по заработной плате сотрудников образования приводит к фактической отмене существующей модели нормативно-подушевого финансирования.

В 2010 году начал разрабатываться новый закон «Об образовании в РФ», который был принят Госдумой 21 декабря 2012 года, который имеет рад недостатков по сравнению со старым законом «Об образовании» 1992 года. Если, старый закон был направлен на развитие системы образования путем обеспечения свободы, как в педагогической, так и в экономической деятельности образовательных учреждений, то новый закон основан на демократии и свободы, но с четко выраженным регулирующим воздействием государства. Преимуществами старого закона было направление на развитие негосударственного сектора, соучредительство образовательных учреждений, а также на увеличение источников финансирования, открытость обществу.

В принятом федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годы четко отражают сокращения расходов на образование, как в относительных, так и в абсолютных показателях. В таблице 1 показаны объемы расходов федерального бюджета на образование по данным Минфина РФ.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета на образование в 2013г. и на плановый период 2014–2015 гг., млрд.руб. [3]

2013г.

2014г.

2015г.

По проекту ФБ

По принятому ФБ

По проекту ФБ

По принятому ФБ

По проекту ФБ

По принятому ФБ

Образование

605,7

607,2

547,7

548,5

572,6

572,5

Дошкольное образование

7,6

7,7

6

6,3

5,7

5,8

Общее образование

67,4

67,7

19,3

19,9

19

19,6

Начальное профессиональное образование

4,3

4,3

4,5

4,5

4,5

4,5

Среднее профессиональное образование

3,6

4,1

3,6

3,7

3,8

3,8

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6,4

6,4

6,4

6,4

6,5

6,5

Высшее и послевузовское профессиональное образование

477,2

477,7

484,1

484

513,5

512,7

Молодежная политика и оздоровление детей

5,3

5,4

5,3

5,3

1

1

Прикладные научные исследования в сфере образования

12,5

12,5

9,4

9,4

9,8

9,8

Другие вопросы в сфере образования

21,3

21,3

9

9

8,7

8,7

Из таблицы 1 следует, что фактические расходы федерального бюджета на образование уменьшились с 2013 и 2014 годы на 58,7 млрд. руб., а в 2015 году немного вырос на 24 млрд. руб. В целом расходные фактические показатели незначительно выросли по сравнению с плановыми. Рост наблюдается по таким разделам образования как дошкольное образование по всем трем годам, общее образование по всем трем годам, среднее профессиональное образование по двум годам (2013–2014гг.), ВПО только в 2013 году. По остальным разделам образования объемы фактических расходов равны запланированным.

Однако в динамике фактические расходы по разделам образования снижаются. Только расходы на ВПО растут с 2013–2015 годы на 35 млрд рублей. Но при сравнении фактических объемов расходов ВПО с плановыми, очевидно, что в 2015 году происходит снижение на 0,8 млрд. рублей.

В таблице 2 отражена структура расходов федерального бюджета на образование.

Таблица 2

Объем и структура расходов федерального бюджета на образование, млрд. руб.

2013г.

2014г.

2015г.

Сумма, млрд. руб.

Уд.вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд.вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд.вес, %

Образование

607,2

100

548,5

100

572,5

100

Дошкольное образование

7,7

1,3

6,3

1,1

5,8

1

Общее образование

67,7

11,1

19,9

3,6

19,6

3,4

Начальное профессиональное образование

4,3

0,7

4,5

0,8

4,5

0,8

Среднее профессиональное образование

4,1

0,7

3,7

0,7

3,8

0,7

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6,4

1,1

6,4

1,2

6,5

1,1

Высшее и послевузовское профессиональное образование

477,7

78,7

484

88,2

512,7

89,6

Молодежная политика и оздоровление детей

5,4

0,9

5,3

1

1

0,2

Прикладные научные исследования в сфере образования

12,5

2,1

9,4

1,7

9,8

1,7

Другие вопросы в сфере образования

21,3

3,5

9

1,6

8,7

1,5

Из таблицы 2 видно, что в структуре расходов федерального бюджета на образование происходят значительные изменения. Так, удельный вес расходов на общее образование сокращается с 11,1 % до 3,4 %, т. е. более чем в три раза.

Расходы на общее образование из федерального бюджета заметно сокращаются с 67,7 млрд. руб. до 19,6 млрд. руб. или на 48,1 млрд. руб. Это является отрицательным фактором, так как в конечном итоге приводит к увеличению нагрузки региональных бюджетов. Поскольку общее образование финансируется в основном из местных бюджетов, а также субвенций полученных их регионов на выплату заработной платы и других учебных расходов, сокращение расходов федерального бюджета на образование приведет хоть и к незначительному, однако для некоторых регионов к существенному росту нагрузки.

Основные причины изменений в структуре расходов федерального бюджета связаны с изменениями законодательства. Однако, в консолидированных бюджетах регионов финансирование раздела образование характеризуется гораздо более оптимистичными цифрами (таблица 3).

Таблица 3

Финансирование раздела «Образование» в консолидированных бюджетах регионов РФ [3]

Годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Расходы на образование:

— в млрд.руб.

— прирост в процентах

1,84

2,15

17,3

2,35

9,23

2,58

9,7

Удельный вес расходов на высшее и послевузовское профессиональное образование растет с 78,7 % до 89,6 % или на 10,9 пунктов. Но следует заметить, что рост расходов все же ниже запланированного уровня инфляции. Так, в 2014г. рост расходов составит 1,3 %, а уровень инфляции 5,5 %, в 2015 г. рост расходов составит 5,9 %, а уровень инфляции 5 %.

Расходы на дошкольное образование снижаются на 0,3 пункта. А расходы на молодежную политику и оздоровление детей из федерального бюджета резко сокращаются с 5,4 млрд. руб. до 1 млрд руб., что является отрицательным фактором и свидетельствует о снижении приоритетности данного раздела расходов образования для федерального бюджета.

Резкое падение средств на молодежную политику с 2015 года объясняется тем, что до 2014 года по этому подразделу финансируется летний отдых детей, а с 2015 года эта функция полностью передается на региональный уровень.

Таким образом, следует отметить, что 2012 год был полон решающих событий, которые в перспективе в процессе реализации не приведут к существенным сдвигам в положительную сторону. Задачи, поставленные в Указах Президента РФ вряд ли будут решены, особенно это касается повышения заработных плат учителям, воспитателям и преподавателям образовательных учреждений, что в конечном итоге приведет к ликвидации модели нормативно-подушевого финансирования. В принятом федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годы наблюдается уменьшение расходов на образование, как в относительном, так и в абсолютном выражениях, что негативно скажется на качестве и эффективности менеджмента российского образования.

Литература:

1.         Сайт Министерства образования и науки РФ.- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

2.         Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70170950/

3.         Сайт Минфина РФ.- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

4.         Сайт Президента В.В.Путина.- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://putin.kremlin.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle