Библиографическое описание:

Камалова Д. З. Световая реконструкция древних городов Узбекистана // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 106-114.

Древние города Узбекистана, в особенности Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Фергана, Коканд, Ургенч, Шахрисябз и другие, сконцентрировали в себе вершины архитектуры прошедших эпох. Среди живописных ансамблей и подлинных архитектурных шедевров как бы окунаешься в атмосферу средневекового города, легко представляешь себе его площади, улицы, караван-сараи (гостиницы), медресе (университеты и духовные семинарии), мечети (церкви), и наслаждаешься изумительной красоты ремесленными изделиями.

Своеобразие исторических ансамблей и памятников древних городов Узбекистана — не только культурное наследие нашей страны, но и достояние всей мировой цивилизации.

Значение историко-архитектурных памятников Узбекистана, как культурного наследия, очевидно и бесспорно. Достаточно сказать, что многие из них внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Будучи носителями духовного наследия, памятники старины каждого народа являются как бы свидетельством древних традиций. Общество, сознающее общечеловеческую ценность культурного наследия, принимает на себя также ответственность за будущее этого наследия, принимает сохранность для будущих поколений во всем его богатстве и подлинности.

В Узбекистане бережно охраняются и восстанавливаются уникальные памятники, возвращается их первоначальный облик. В Конституции страны закреплена идея сохранения памятников и определено их значение в развитии науки, культуры, народного образования.

На основании соответствующих положений Конституции парламентом Республики Узбекистан был принят закон «Об охране и использовании объектов культурного наследия».

Постоянное внимание правительства республики Узбекистан к вопросам охраны, реставрации и рационального использования памятников архитектуры позволило разработать программу возрождения древних исторических городов Узбекистана.

В настоящее время генеральными планами развития и реконструкции столицы Узбекистана Ташкента и других областных центров предусмотрены решения классических градостроительных проблем, связанных с выполнением безотлагательных работ для приведения в соответствие облика городов, отвечающего современным требованиям архитектуры и градостроительства. Реализованные практические мероприятия научно обоснованны и согласуются с задачами Государственной научно-технической программы развития, реконструкции и обновления исторических городов Узбекистана сроком до 2025 года.

Узбекистан по своим туристическим ресурсам занимает одно из ведущих мест в Центральной Азии и входит в число 10–15 стран мира, обладающих уникальным потенциалом в этой сфере. В городах, через которые в древности проходил Великий шелковый путь, связывающий Китай со странами Европы, сохранилось большое количество историко-архитектурных памятников различных исторических эпох, которые вызывают огромный интерес у туристов.

Туризм является одно из крупнейших и динамических отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы его поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристической индустрии. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов [1,2].

Международный туризм в Узбекистане едва ли не самая перспективная отрасль народного хозяйства: она может стать главным источником роста ВВП и валютных поступлений. Желающие посетить, например, Самарканд, Бухару и Хиву, по данным Всемирной Туристической Организации ежегодно составляет не менее 10 миллионов человек. Туристический потенциал — исторические, культурные, архитектурные и национальные ценности Узбекистана привлекают мир. Природные и историко-культурные достопримечательности Узбекистана определяют виды туристической деятельности. В республике разработана методология развития туризма с предоставлением 25 его видов, включая 300 видов туристических услуг [3].

В исторических городах Узбекистана — Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве и др. сохранились уникальные памятники архитектуры от древних времен до позднего средневековья. Многие из них являются произведениями мировой архитектуры, сохранившимися почти в первозданном виде. Сегодня в республике насчитывается более 10000 памятников истории и культуры, из них на государственной охране находятся 7844 памятников: 3013 архитектурных, 3843 археологических, 998 монументальных, в том числе более 20 из них находятся под охраной ЮНЕСКО. Это на весь мир известные шедевры архитектурного искусства Востока и Средней Азии, такие как мечеть Биби- Ханым, ансамбль мавзолеев Шахи Зинда, площадь Регистан, городище Афросиаб, мавзолеи Гур –Эмир, Исмаила Самани и другие. Жемчужиной архитектурного гения можно считать Регистан, созданную в период правления внука Амира Темура — Мирзо Улугбека. Ансамбль площади образуют медресе Улугбека — 1417–1420 гг., медресе Шер-Дор –1619–1636 гг., медресе Тиля–Кари–1647–1660 гг. Архитектурные ансамбли Самарканда — непревзойденные памятники не только среднеазиатской архитектуры, но и мирового зодчества. Некрополь Шахи-Зинда XIV-XVвв. можно назвать музеем глазурованного декора и поливных изразцов, настолько разнообразны фасады мавзолеев [4].

Республика Узбекистан является одним из древних очагов всемирной цивилизации. Научно-практический интерес, в том числе и для мирового туризма, представляют средневековые памятники архитектуры с оригинально неповторимым причудливым облицовочным убранством. Для успешного решения проблемы не только сохранения, но и развития исторических городов, вопрос современного использования памятников архитектуры является одним из наиболее важных.

Признано, что наилучшая сохранность памятников может быть достигнута только при активной его службе на благо общества, ибо памятник архитектуры, утративший функцию, разрушается и морально и физически. По своей сущности архитектура — не только объект, способный вызвать у зрителей определенные чувства и настроение, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией. Поэтому одним из основных путей сохранения памятника является то, что памятник должен обретать право на активную жизнь с обязательным сохранением своего исторического и художественного значения. Это требует разработки метода и путей научно-обоснованного приспособления.

Использование памятников архитектуры, кроме идеологического и эстетического аспектов, имеет и серьезную экономическую основу. Памятники могут активно использоваться для нужд современного общества, одновременно сохраняясь и принося государству значительный доход, потому, что только реконструкция и реставрация еще не гарантируют сохранности памятника архитектуры и участия его в жизни общества. В связи с этим более рациональным представляется использование в решении задач и проблем уже существующих знаний. Проблема использования историко-архитектурного наследия начинается с изучения и организации пространственной среды памятника, которая слагается из многих аспектов, требующих социального решения задач. Основными из них являются — «стыковка» старой застройки с новыми пространственными образованиями, транспортными коммуникациями, благоустройство и озеленение территорий памятника и т. д.

Одним из таких методов и путей решения этой проблемы, позволяющим историко-архитектурным памятника древних городов Узбекистана дать «вторую жизнь и дыхание» является «световая реконструкция» и «световая архитектура». Световая архитектура не только «продлит» жизнь памятников в вечернее и ночное время, но и придаст им новый статус обретенного художественного образа [5].

Световая архитектура памятников старины Узбекистана практически не разработанная и малоизученная область исследования. С точки зрения «световой архитектуры» исторические памятники — это «вечный материал и интересный объект для исследования».

Искусственное освещение, получаемое современными осветительными приборами, имеет большие потенциальные возможности для световой реконструкции памятников старины, разработки и внедрения различных подготовленных проектов по художественной композиции замыслов архитекторов.

Искусственный свет, световая реконструкция, световая архитектура и применение современных осветительных приборов позволяет архитектурам совместно с инженерами-светотехниками, конструкторами по электронике, автоматике и других специалистов, создать художественные композиционные проекты, которые еще раз позволят в новом ракурсе подчеркнуть уникальность, великолепие и неповторимость историко-архитектурных памятников старины древних городов Узбекистана.

Для исследования и анализа проведения световой реконструкции исторических памятников, были взяты наиболее значимые и выразительные объекты разных эпох, а также эпохи «Тимуридов» в городах Ташкент, Бухара, Хива и Самарканд, где в основном сосредоточены туристические маршруты туроператоров и организаторов культурного досуга и жителей городов. При выборе объектов исследования были учтены различные факторы, в частности:

-        малоизученность и неразработанность вопросов световой архитектуры;

-        контраст исторических памятников с элементами современной городской застройки;

-        компактность их расположения в центральных многолюдно посещаемых районах городской черты.

Объекты исследования:

-          в городе Ташкенте — ансамбли мечети «Джами» (соборная мечеть) и медресе «Кукельдош» (духовная семинария);

-          в городе Бухаре — ансамбли мавзолей «Саманидов», памятники «Чашма Аюб» (Целебный источник);

-          в городе Хиве — комплекс минаретов ансамбля «Ичан — Кала»;

-          в городе Самарканде — комплекс «Памятник Амиру Тимуру», мавзолеи «Рухабад», «Гур-Эмир», ансамбль «Регистан», мечети «Биби -Ханум» и «Хазрати Хызр», некрополь Шахи-Зинда и комплекс «Обсерватории Улугбека».

Учитывая разрозненность и специфику расположения объектов памятников архитектуры древности Узбекистана исследования проводились в два этапа:

-        на первом этапе — изучены древние памятники архитектуры Ташкента, Бухары и Хивы;

-        на втором этапе — древние памятники архитектуры Зеравшанской долины (г. Самарканд).

Для решения поставленных перед нами задач был использован комплекс методов исследования, обоснованный на диалектическом пути познания — от наблюдения через обобщение к практике. Методика определила способ и последовательность проведения работы:

а) обзор и анализ специальной литературы;

б) натурные обследования;

в) сравнительно-сопоставительный анализ материалов исследования;

г) обобщение натурных и научных материалов;

д) разработка научно-практических рекомендаций и предложений.

Для разработки световой архитектуры и подготовки рекомендаций по выбору и локальной установке современных осветительных приборов на выбранных объектах историко-архитектурных памятниках Ташкента, Бухары, Хивы и Самарканда была проведена большая работа предварительно-теоретического начального этапа исследования компьютерной версии проектирования световой архитектуры.

Привлечение современной технологии (программа 3 Ds MAX) позволило создать трехмерную графическую модель элемента комплекса или ансамбля объекта и рекомендовать к использованию типы освещения.

В настоящее время светотехнические проекты становятся все сложнее. Системы освещения должны обеспечивать оптимальное и равномерное освещение объектов без ослепляющего эффекта, к тому же они должны соответствовать нормам освещения. 3 Ds MAX на сегодняшний день является одной из лучших программ по светотехническому расчету и визуализации сложных трехмерных объектов. Возможности программы ничем не ограничены, это универсальный продукт трехмерного моделирования. Программа позволяет производить расчет освещения с высокой точностью результатов.

На рис.1. представлена компьютерная версия светотехнического расчета и визуализации сложного трехмерного универсального моделирования архитектурных объектов исследования (на примере объектов г. Самарканда).

 

Рис 1. Г. Самарканд. Ансамбля Гур-Эмир (проект-предложение)

На рис 2 представлены выбранные и изученные объекты исследования в городах Ташкента, Бухары, Хивы и Самарканда.

г. Ташкент. Мечеть Джами

г. Ташкент. Медресе Кукельдош

г. Бухара. Мавзолей Саманидов

г. Бухара. Памятник Чашма Аюб (справа)

г. Хива. Ансамбль минаретов Ичан Кала

Г. Самарканд. Мавзолей Рухабад

Г. Самарканд. Ансамбль Гур-Эмир

г. Самарканд. Памятник Амиру Тимуру

Г. Самарканд. Ансамбль Регистан

Г. Самарканд. Соборная мечеть Биби-Ханым

Г. Самарканд. Ансамбль Шахи-Зинда (справа)

Г. Самарканд. Обсерватория Улугбека

Рис. 2. Объекты исследования

В таблицах № 1 и 2 обобщены и представлены итоговые результаты локальной установки современных осветительных приборов на особо значимых элементах выбранных объектов исследования.

Световая реконструкция, внедрение продуманных художественно-композиционных сценариев показывает зрелищно-эффектные результаты на фоне яркого контраста памятников древней старины и городской застройки современных городов, какими являются Ташкент, Бухара, Хива и Самарканд.

Таблица 1

Место локальных установок некоторых современных осветительных приборов на историко-архитектурных комплексах памятников в городах Ташкент, Бухара и Хива

Осветительные приборы

Характеристика локального объекта освещения

Прожекторы заливающего света на основе ксеноновых, натриевых и йодных ламп

Входной портал мечети «Джами» и медресе «Кукельдош»; фасады зданий мавзолея «Саманидов» (с 4-х сторон) и сооружения памятника «Чашма Аюб» (с 3-х сторон — с парадной и боковых сторон); входные порталы мечетей на «улице пяти минаретов» Ичан-Калы

Полупроводниковые светодиодные прожекторы направленного действия

Фасады зданий медресе «Кукельдош» и наружные стены мечети «Джами»; наружные стены мечетей на улице пяти минаретов Ичан-Калы

Светодиодные прожекторы — светильники с встроенными цветными ингредиентами

Купола мечети «Джами»; Средний купол памятника «Чашма Аюб»

Полупроводниковые прожекторы с индикаторами

Два угловых минарета медресе «Кукельдош», облицованные глазурованными плитками; каждый из пяти минаретов Ичан-Калы для получения индивидуально отдельной подсветки

Грунтовые светодиодные приборы — «светящиеся дорожки»

Дорожки, ведущих от центра ансамбля площади Регистан (в Ташкенте) к мечети «Джами» и медресе «Кукельдош»; пешеходные дорожки, ведущие от центра парка к мавзолею «Саманидов» и памятнику «Чашма Аюб»; «улице пяти минаретов» от минарета Палван-Кари до минарета Кальта-Минор

Освещение стен светильниками со скрытым заливающим светом

Интерьер худжр, классных комнат медресе «Кукельдош» и помещение мечети «Джами»

Светильники-фонари-столбики в виде «светящихся дорожек»

Весь периметр обширного двора медресе «Кукельдош» даст ощущение гармонии пространства и взаимодействия с помещениями медресе — худжрами, учебным классом и мечетями

Ретро-фонари

Увеличение или уменьшение шаг места локальных установок в зависимости от сочетания и взаимодействия с другими осветительными приборами, установленными на разных элементах объекта исследований

Светильники с рассеивающим светом

Газоны с цветниками, примыкающие к мечети «Джами»; газоны с цветниками, примыкающие к мавзолею «Саманидов» и памятнику «Чашма Аюб»

Светильники с ртутными лампами с белохолодным и зеленоватым светом

Декоративные деревья и кустарники мечети «Джами» и медресе «Кукельдош» будут весьма гармонировать с цветом зелени

Грунтовые светильники

Декоративные деревья участка парка, ведущие к мавзолею «Саманидов» и к памятнику «Чашма Аюб»

Люминесцентные лампы типа ДРЛ

Внутренний интерьер мавзолея «Саманидов» и сооружения памятника «Чашма Аюб»

Светодиодный дюралайт — гибкий шнур (разные цвета)

Обеспечение необходимыми цветами всех элементов магического квадрата в углах арок мавзолея «Саманидов» и для «чтения» (расшифровки) «космограммы»

Светильники с заливающим светом в цветосветовом исполнении для подсветки под водой

Освещение водоема вблизи мавзолея «Саманидов» и памятника «Чашма Аюб»

Волоконо-оптический светильник

Придание эффектности и привлекательности окантовки водоема вблизи мавзолея «Саманидов» и памятника «Чашма Аюб»

Таблица 2

Место локальных установок некоторых современных осветительных приборов на историко-архитектурных комплексах памятников города Самарканда

Осветительные приборы

Характеристика локального объекта освещения

Галогенные прожекторы

Фасады мавзолея «Рухабад»; главный портал комплекса ансамбля Шахи-Зинда; фасады музея Мирзо Улугбека

Прожекторы заливающего света

Лицевой фасад мавзолея «Рухабад»; портал обсерватории Мирзо Улугбека

Светильники маркировочного и декоративного освещения

Скверы и площадки комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»

Ретро-фонари

Скверы и площадки комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»; «Сад поэтов» площади Регистан; тротуары и дорожки, ведущие от шоссе к главному порталу мечети «Биби Ханум» и мавзолею «Биби Ханум»; (80÷100 метров) тротуары, прилегающие к шоссе и ведущие к памятнику Мирзо Улугбека; окрестности мечети Хазрати-Хызр

Светильники отраженного света

Скверы, площадки и газоны комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»; площадки, прилегающие к месту раскопки обсерватории Мирзо Улугбека

Грунтовые светильники

Декоративные деревья комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»; архитектурная композиция «Шелковый путь» на площади Регистан; газоны и цветники всего комплекса Биби Ханум; дорожки, ведущие от обсерватории Мирзо Улугбека до шоссе (стоянка автобуса, транспорта и т. д.) в виде спускающегося вниз каскада лестниц

Ландшафтные светильники-столбики (в виде «светящей дорожки»)

Газоны и клумбы комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»; лестничная аллея, ведущая вверх от памятника Мирзо Улугбеку к музею обсерватории

Навесные светильники заливающего освещения

Архитектурная композиция «Шелковый путь» на площади Регистан; пюпитр для Корана мечети Биби Ханум

Светильники с рассеивающим светом

Газоны с цветниками на площади Регистан

Светильники и прожекторы с различной цветовой гаммой на светодиодах

Комплекс ансамблей медресе на площади Регистан

Полупроводниковые светодиодные прожекторы направленного действия

Главный входной портал мечети Биби Ханум

Светодиодные прожекторы с индикаторными элементами

Угловые минареты главного портала мечети Биби Ханум

Светодиодные прожекторы

Мавзолей Биби Ханум

Полусферические светильники

Входной портал мечети Хазрати-Хызр

Светильники, испускающие отраженный свет

Три здания мечети комплекса ансамбля Биби Ханум

Светодиодные светильники — прожекторы с встроенными ингредиентами

Купола мечетей комплекса ансамбля Биби Ханум

Галогенная лампа

Наземный купол обсерватории Мирзо Улугбека

Ландшафтные светильники-столбики

Дорожки, газоны, клумбы и подъездные пути, ведущие к главному порталу комплекса ансамбля Шахи-Зинда

Светильники малой мощности «сопровождающего» или «маркировочного» освещения на основе волоконно-оптической технологии

Изгибы лестничных дорожек, ведущих к памятнику Мирзо Улугбека

«Динамическое освещение» прожекторами заливающего света под разными углами

Памятник Мирзо Улугбеку

Светильники «светящиеся дорожки»

Дорожки к мавзолею Биби Ханум

Светильники «светлячки» светящей дорожки, снабженные солнечной батареей и аккумуляторами

Дорожки-подход к главному порталу мечети Биби Ханум от шоссе

Светодиодные модули в виде гирлянд, занавесей и «световых дождей»

Освещение глубины обсерватории Мирзо Улугбека и «дорожки», по которой перемещался астрономический прибор — угломер-квадрант

Направленные светильники-про-жекторы заливающего света (с прилагающим комплектом фокусирующих, рассевающих и цветных линз, позволяющим плавно менять цвет здания — «разбрасывать на нем звезды» и прокладывать «млечные пути»)

Для верхней купольной части и минарета мечети Хазрати-Хызр

«Светящиеся дорожки» из прозрачных «булыжников» со светодиодной лампой

Дорожки, ведущие от площади Регистан к медресе Мирзо Улугбека, медресе Шер-Дор, медресе Тилля–Кари; для нижнего подсвечивания в вечернее время суток тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих вниз от мечети Хазрати-Хызр в сторону главного портала ансамбля Шахи — Зинда

Прожекторы с встроенной лампой с изменяющей цветовой подсветкой

Фонтаны на площади Регистан

Светильники на светодиодах (разноцветное освещение, динамические и музыкальные эффекты)

Фонтаны комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»

Прожекторы для освещения «струй» и «каскадов» подводного светового потока

Фонтаны комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»

Рефлекторы для освещения композиций из водных струй

Фонтаны комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»

Прожекторы для освещения отдельных струй

Фонтаны на площади Регистан; фонтаны комплекса ансамбля Гур-Эмир и «Рухабад»

Комплексная многоплановая методика исследования в сочетании с компьютерной версией проектирования световой архитектуры историко-архитектурных памятников позволило решить целый ряд теоретических и практических задач по световой архитектуре: систематизировать перечень современных средств искусственного освещения и места локальных установок осветительных приборов, разработать и подготовить рекомендации по световой архитектуре для каждого объекта. При этом комплексно решены вопросы взаимосвязи световой архитектуры основных объектов исследования с ландшафтом скверов, фонтанов, цветников, клумб и др. [6].

Известно, что во многих современных развитых зарубежных странах «жизнь городов» не прекращается с наступлением сумерек — города живут и днем и ночью. Это достигается благодаря искусственному освещению, как средству световой архитектуры для просмотра творения строителей, зодчих, архитекторов и народных умельцев.

Следует отметить, что световая архитектура как новое научное направление в архитектуре, градостроительстве и городской застройке непостоянна и динамично развивается. В последние десятилетия известные архитекторы ряда западных стран (Франции, США, Японии, Англии, России и других стран) создают оригинальные световые образы своих сооружений. По их прогнозам «освещение городов» превратится однажды в целое направление нового искусства, где архитектура, живопись и электротехника предложат миру невиданные прежде шедевры, и что освещение приведет к новым выводам в области архитектуры и планировки [7]. Уже сейчас в ведущих странах, используя новейшие технологии, специалисты находят нетрадиционные подходы в освещении городского пространства и новые приемы построения светового образа.

Таким образом, внедрение элементов световой архитектуры на историко-архитектурных памятниках древних городов Узбекистана приводит к тому, что к материальным ценностям всех объектов, составляющих городскую среду в исторических городах, добавляется историко-художественная композиция нового облика объектов исследования, создаваемая на основе «световой реконструкции» и «световой архитектуры». Это положение является составляющим компонентом культурного наследия.

Литература:

1.                               Таксанов А. Оценка экономического воздействия туризма на развитие национальной экономики. Экономический Вестник Узбекистана, № 9, 2001, с. 58–61.

2.                               Таксанов А. Компоненты узбекского турпродукта. Экономический Вестник Узбекистана, № 9, 2002, с. 56–60.

3.                               Тураев Б. Х. Теоретико-методологические основы развития туризма.- Ташкент: Издательство «ФАН» Академии наук Республики Узбекистан, 2008 г., с. 166.

4.                               Салимов Сохранение и использование памятников архитектуры Узбекистана.- Ташкент: Издательство «ФАН» Академии наук республики Узбекистан, 2009 г., с. 287.

5.                               Камалова Д. З. Основы формирования и принципы комплексного решения световой архитектуры архитектурных памятников и ансамблей исторических городов Узбекистана.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры: Ташкент, 2012 г.

6.                               Уралов А. С., Камалова Д. З. Рекомендации по световой архитектуре памятников архитектуры города Самарканда. Самарканд, 2009 г.

7.                               Щепетков Н. И. Световой дизайн города.- Москва: «Архитектура-С», 2006 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle