Библиографическое описание:

Хадисова К. В. Социокультурные факторы дифференциации содержания форм и методов социальной работы // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 472-474.

Актуальность темы обусловлена   изучением социокультурного контекста институализации социальной работы, поскольку он предопределяет ключевые структурные и функциональные характеристики социальной работы в практической и теоретической деятельности.

Социальная работа как социокультурное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества.

Социальная работа — это относительно новый для России культурный и профессиональный феномен. Становление социальной работы в жизнедеятельности человеческого общества можно рассматривать как неординарное явление, особенно применительно к прошлым этапам человеческой истории, учитывая тот факт, что отношение к слабым и уязвимым членам общества не всегда было однозначным. Так, например, в Древней Спарте, в некоторых американских племенах(эскимосы) были распространены случаи инфантицида, умерщвления стариков, немощных и больных. Институализация социальной работы отражает нравственную эволюцию в сознании людей, гуманизацию общества, гармоничное развитие, переход на цивилизационный путь развития, где приоритет занимает человек как личность, его права и свободы.

Современное общество выработало специфический механизм, который призван обеспечить стабильность развития его структур, институтов, незащищенных членов общества. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в традиции благотворительности, этноконфессиональной культуры [5, С. 8].

Необходимо отметить также, что социальная работа в настоящее время представляет собой деятельность по обеспечению социальных и экономических прав человека, семьи, группы или компенсации социального физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими правами. Основной функцией института социальной работы является способствование реализации и соблюдению прав человека. Человек находится в центре интересов социальной работы, что является основным фактором ее существования, базовой ценностью ее мировоззренческой гуманистической системы.

Но между тем, системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря, на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате политического и социально-экономического развития общества, опираясь на историко-культурный контекст.

Существуют социокультурно обусловленные модели социальной работы, которые отличаются широким разнообразием форм, методик и технологий социальной помощи и защиты. Как отмечает Холостова Е. И.: «в любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, работы с конкретным человеком (в группе лиц и т. д.), а также развития системы ценностей социальных работников очень важно принимать во внимание ценности, философию, этику и идеалы тех, с кем они работают» [4, С.203]. То есть, несомненно, в практической деятельности социальной работы необходимо учитывать этнические, культурные, ментальные особенности, учитывая полиэтничность России. В связи с этим, необходимо разработать теоретико-практические подходы в социальной работе с различными категориями нуждающихся: мигрантами, девиантными личностями, искать новые подходы решения проблем неблагополучных семей и т. п. Это одна из важных проблем социальной работы в процессе ее оформления в современной России.

На особенности социокультурного, культурологического компонента социальной работы обращает внимание и И. В. Митина: «понимание социокультурной среды, в которой осуществляется практика, — есть неотъемлемая часть профессиональной компетентности социального работника наряду с концептуальной, интегративной, адаптивной и межличностной» [2].

Существуют культурно-исторически обусловленные модели социальной работы, которые отличаются широким разнообразием форм, методик и технологий социальной помощи и защиты. Например, различаются западное и восточное понимание попечения. Социальная работа в большинстве западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало. И социальные службы изначально создавались по месту жительства людей и обслуживали в основном только тех, кто не имел иной возможности получить помощь, как, например, движение «Сеттльмент», в Соединенных Штатах Америки. В странах восточной культуры человек по традиции воспринимается в основном как элемент системы семейных связей, как часть малой группы, а не как отдельная изолированная личность. В работе индийского автора Кумара (1995) содержится описание практики социальной работы, основанной на принципах Махатма Ганди, которые имеют особое значение в индийском обществе (См.: 3,С.56). В США же, как и во многих европейских странах, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к независимой от семьи самостоятельной жизни в обществе. Как мы видим, содержанием традиционных ценностей культуры и определяется разработка практических методов социальной работы.

Наряду с этим главными идеями социальной работы являются идея прав человека, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, активизация государственных мер по защите и социальной поддержки, снижение социальной дифференциации, гуманизация и гармоничное развитие общества. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться: право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Реализация социальных прав и гарантий невозможна без современной качественно продуманной социальной политики, модернизированной системы социальной защиты и социального обеспечения, повышения качества социальных услуг.

В условиях модернизации России «одним из условий дальнейшего развития процессов институционализации социальной работы выступает ее технологизация, под которой понимается интенсивная разработка, апробация и внедрение инновационных социальных технологий в практику социальной работы. В отличие от традиционных видов деятельности, социальная работа в настоящее время является менее технологизированной, что связано с рядом объективных и субъективных обстоятельств. Прежде всего речь идет о слабой разработанности теории социальных технологий, отсутствии адекватной практики их типологии и механизмов внедрения. Весьма актуальным является вопрос о соотношении социальной работы и социальных технологий: социальная работа, одновременно являясь видом технологии, использует в ходе своей реализации множество прикладных социальных технологий. Другим моментом является факт непрерывности процесса разработки инновационных социальных технологий, связанный с возникновением новых социальных проблем и необходимостью их оперативного решения» [1].

Понятие «социальное благосостояние», являющееся одной из ключевых направлений исследований социальной работы, используется в различных странах по-разному. Это понятие, как известно, включает в себя многие экономические, политические, культурные, социальные компоненты, обуславливающие различные основания для условий благосостояния в различных обществах. Недопонимание этого привело, к примеру, тому, сравнение британских и американских систем социальной работы привело к чрезмерному упрощенческому подходу к проблемам социальной работы (особенно касательно систем здравоохранения).

Важная роль социальной работы все больше проявляется в российском обществе. Представление общества как системы социокультурной целостности особенно обостряется в период его трансформационных процессов. В современных российских условиях прорабатываются различные виды социальных технологий, системы социального функционирования, изучается теоретический и практический опыт зарубежных стран, идет конструктивный поиск форм и методов, призванных обеспечить эффективную поддержку социальным группам и слоям, общества в целом.

Подведя итог, мы приходим к выводу, что, несмотря на универсальность базовых концепций социальной работы, построенных на принципах гуманности, общественного и государственного патернализма, социальная работа не может осуществляться без учета и понимания ее социокультурной парадигмы, этнической и культурной аутентичности.

Литература:

1.                 Албегова И. Ф. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика: Автореф.дис. д.социолог.наук. — Ярославль, 2005. — 24 с.

2.                 Митина И. В. О необходимости культурологической ориентированности теории и практики социальной работы. // (http://bibliofond.ru/view.aspx≤id=114972).

3.                 Пэйн М. Социальная работа: современная теория. — М.:Издательский центр «Академия», 2007. — 400 с.

4.                 Холостова Е. И. Генезис социальной работы. — М.: «Дашков и К», 2008. — 233 c.

5.                 Социальная работа: Учебное пособие/ Отв. Ред. В. И. Курбатов. — Ростов н/Д., 2003. — 287 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle