Библиографическое описание:

Бондарь М. А. Детская общественная организация и её воспитательный потенциал // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 355-357.

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Ключевые слова: детская общественная организация, воспитательные возможности, деятельность детских общественных организаций, социализация, самореализация, творческая самореализация.

Социальные, политические изменения, произошедшие в России за последние годы, привели к возрождению, возникновению и становлению различных социальных движений. После почти векового периода существования единой пионерской детской организации, обеспечивавшей социализацию и политизацию подрастающего поколения, идеологическое воспитание молодёжи в духе доктрины коммунизма, стали появляться новые и возрождаться дореволюционные детские и молодежные объединения.

Для того чтобы защитить свои интересы и найти выход в сферу общественных отношений, дети и подростки с помощью взрослых создают союзы, объединения и организации, которые могут быть различными по характеру и сфере деятельности, обладать большей или меньшей устойчивостью. Многие из них выступают многофункциональными и затрагивают все или основные сферы социальных интересов подрастающего поколения.

Вопросы отечественного детского движения в настоящее время актуальны, так как воспитание подрастающего поколения находятся в кризисном состоянии. На лицо потребность определения роли обновляемых государственных и общественных структур в созидании нового воспитательного пространства, отвечающего конкретным социально-политическим, экономическим условиям нашей страны, задачам формирования человека — гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля. Эта социально значимая, практическая задача определена в государственной национальной доктрине воспитания.

Воспитание в XXI веке становится приоритетным направлением политики нового российского государства. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России.

Детская общественная организация перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение страны. Современная детская общественная организация может быть охарактеризована как объединение, создаваемое не для детей, а самими детьми, на основе свободного волеизъявления юных граждан России и при участии поддерживающих их взрослых для реализации общих интересов и защиты прав в условиях совместной, социально значимой деятельности. В демографической структуре современного общества дети и подростки составляют значительную часть, возрастной показатель объединяет всех их в единую группу — детские общественные организации.

Общество заинтересовано в том, чтобы целенаправленно влиять на подрастающее поколение с целью передачи ему богатств социального опыта для стабильного своего существования. Функции воспитания реализуют семья, школы и детские общественные организации. Не зная и не понимая многих законов человеческих отношений, подрастающее поколение не сможет стать полноценным членом общества, сделать свой профессиональный выбор, именно воспитание и помогает осуществить этот выбор. В процессе влияния взрослых на школьников, организации его жизни объект воспитания сам становится субъектом, который формирует определенные убеждения, нравственные позиции, являющиеся основой для принятия того или иного решения. Перспективные цели детской общественной организации — помочь подрастающему поколению найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

В детской общественной организации школьники объединяются с учетом своих интересов, как в школе, так и вне её стен. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детской общественной организации, члены которой объединены общей целью, деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих школьников, так и других людей. Эта деятельность строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав школьников.

Деятельность детской общественной организации рассматривается с двух сторон: с одной, как цель, которую ставят перед собой школьники, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детской организации, кроме того необходимо отметить, что добровольное объединение школьников возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих запросов, при этом предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности школьников, результатом чего является желание и готовность школьников к выполнению социальных функций в обществе. Важно, так же чтобы детская общественная организация повышала социальную значимость их деятельности, делало их более взрослыми.

Достижение воспитательной цели детской общественной организации предполагает не просто обретение необходимых для выполнения социальных функций знаний, а включение школьников детской организации в реальные отношения, которое может строиться на основе понимания цели организации, которые удовлетворяют их разнообразным интересами возможностям.

Современное рассмотрение воспитательной деятельности детской общественной организации предполагает то, что школьники, входящие в организацию, прежде всего, имели возможность своего влияния на организацию. То есть, принятие норм и традиций детской общественной организации не должно отнимать у школьников своего «Я», возможностей проявления индивидуальности реализации своей субъектной активности. В то же время в детской общественной организации происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детская общественная организация представляет собой важный фактор воздействия на школьников, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, возможностей целей, способствуя взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, способствует реализации потенциалов. В то же время детская общественная организация выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность школьников.

Процесс воспитания в детской общественной организации эффективен при общности интересов, совместной деятельности учащихся и взрослых, при этом за школьниками остаётся право выбора форм жизнедеятельности в детской общественной организации.

Большое значение для воспитания школьников оказывает детская общественная организация, которая обладают особыми воспитательными возможностями, поскольку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности, что повергает к формированию творческой самореализации.

По мнению А. Д. Алфёрова [1] подростковый возраст «характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность, заботы и обязательства перед ними».

Поэтому взрослые стремятся увидеть и ощутить полезность действий школьников, привлекать к яркой социально-значимой деятельности, как это было в пионерской организации и тем самым формировать поле для самореализации с их правильными жизненными позициями.

Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют школьникам изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых, в детской общественной организации они пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности. Если процесс общения и деятельности в детской общественной организации проходит в доброжелательной обстановке, со вниманием к каждому школьнику, то это помогает создать положительную модель поведения, улучшить эмоционально-психологическое состояние. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь проб и ошибок, школьники научаются приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять её в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее со школьниками, есть результат их участия собственной самореализации в процессе социализации.

Детская общественная организация своим существованием содействует естественному стремлению школьников к самореализации, удовлетворению их различных интересов, готовности к освоению социальных ролей и наследия страны. Детская общественная организация имеет подтверждающий документ — устав, в котором отражены цели, задачи, правила, структура, фиксированное членство, органы самоуправления, выборные должности. В основе детской общественной организации лежит система детских структур, которая направлена на выполнение целей, задач, прав и обязанностей каждого школьника включенного в организацию.

Из всего вышеизложенного следует, что в современных условиях стали определятся идеологические ориентиры детских общественных организаций, которые впоследствии сформируют у подрастающего поколения социально-значимую жизненную позицию, которая позволит учесть интересы и нужды и тем самым произойдет становления и саморазвитие личности.

Деятельность, обеспечивающая реализацию всех воспитательных и некоторых учебных целей, систематизирована и отвечает запросам всех категорий школьников, а также всем возрастным группам членов детской общественной организации. Поэтому основными целями работы детской общественной организации являются: воспитание патриотизма, любви к родине; воспитание чувства дружбы, товарищества, ответственности; воспитание нравственной и экологической культуры; развитие творческих способностей каждого члена организации через участие в конкретных делах. В основе детской общественной организации лежат добро, справедливость, уважение к каждому её члену, т. е. жизнь учащихся становиться наиболее разнообразной и интересной, подводящей к познанию себя. При организованной деятельности детская общественная организация располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания, самовоспитания и самореализации каждого.

Таким образом, детская общественная организация, имея значительный воспитательный потенциал, расширяет зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка и главное творческую самореализацию.

Литература:

1.                 Алфёров, А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 384с., с.45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle