Немного о структуре личности дирижера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Дата публикации: 05.08.2013

Статья просмотрена: 3987 раз

Библиографическое описание:

Никитин, Д. В. Немного о структуре личности дирижера / Д. В. Никитин, Е. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 418-419. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7589/ (дата обращения: 27.04.2024).

«Дирижерская деятельность — одна из самых сложнейших среди музыкально-исполнительских профессий. Ее структура многокомпонентная, а проявления многогранны. Поэтому к дирижеру предъявляются самые высокие требования». [2, с.120] В задачу дирижера входит восприятие информации, осмысление ее, передача другим в участникам коллектива, достижение необходимого результата. В связи с этим, дирижер оркестра должен обладать рядом качеств как профессиональных, так и психолого-педагогических.

Профессиональные качества складываются из природной одаренности и специального обучения. Слагаемые природной одаренности — это, прежде всего, ярко выраженная музыкальность, развитый слух, волевое, гибкое и устойчивое чувство ритма, динамики и общего баланса, безотказная музыкальная память, отличные психомоторные способности, а также быстрая реакция, выдержка, сосредоточенное и распределенное внимание. Умение точно поставить задачу и доступно объяснить варианты ее решения — важные качества, необходимые для успешной деятельности. К профессиональным качествам в том числе относятся: профессиональная грамотность, широкий общеэстетический кругозор, великолепная техника и немаловажный фактор — умение интерпретировать.

Одна из главных задач дирижера заключается в интерпретации — «переводе» нотного текста в звуковой ряд, адресованный слушателю. Для этого дирижер должен верно понимать стилистические особенности музыкального текста, соотносить с ними темп, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию — всю совокупность выразительных средств. Дирижер должен четко определить свои взаимоотношения с нотным текстом. От этого в большей мере зависит аутентичность исполнения.

Весомое значение имеют пластические данные. В особенности, в условиях жестко регламентированного времени для подготовки программы. «Объяснить все стороны отношения к авторскому тексту дирижер не может — в партитуре тысячи пометок, а в оркестре сотня людей. Вот тут и сказывается степень развития мануальной техники дирижера» [3, с. 9]

Дирижер оркестра должен обладать рядом педагогических способностей:

1.      Гностические умения.

2.      Умения психолого-методического планирования.

3.      Диагностические умения

4.      Исследовательские умения.

В идеале руководитель коллектива должен сочетать в себе педагогические способности, высокий профессионализм и организаторские способности.

Среди педагогических умений первое место занимают гностические умения [1, с. 287–288] или дидактические способности [2] (от греч. didactikos — поучающий). Они выражаются в способности передать знания другим лицам и обеспечить их усвоение. Чтобы передать другому свои знания или знания, обобщенные как опыт других исполнителей, необходимо их осмыслить, облечь в доступную для изложения каждому оркестранту форму. В этом психологическая сущность дидактических способностей. Вместе с тем, осмысление своих умений — причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства.

Анализ, осмысление и обобщение своих исполнительских знаний и умений не каждому дается легко: следует уметь правильно отделить главное, характерное для данного приема, от второстепенного и менее существенного. Если разрыв между собственными исполнительскими умениями и их осознанием может быть причиной застоя и деградации для самого исполнителя, то для осуществления педагогической деятельности это непреодолимый барьер: передача знаний и умений без их осмысления, то есть сам процесс обучения, — невозможен. В результате процесс объяснения сводится к простому подражанию.

К гностическим умениям, согласно Басовой Н. В. также относятся суггестивные и экспрессивные способности.

Экспрессивные способности — «способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь... живая, образная, интонационно яркая и выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, умеренными жестами и движениями». [4]

Суггестивные способности — это способности эмоционально — волевого влияния на коллектив, зависящие от комплекса личностных качеств руководителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а так же от чувства ответственности за своих подопечных. Это умение увлекать, убеждать, вести за собой. Первостепенное значение здесь имеет личность дирижера, его нравственная убежденность и профессиональный авторитет. Личные качества руководителя, его авторитет — это основа психологического воздействия на членов коллектива. Качества, внушающие доверие, и этим подчиняющие своему влиянию, делают каждое замечание предложение дирижера вескими и убедительными, заражают желанием работать. [2, с. 154]. Почвой, необходимой для функционирования суггестивных способностей дирижера, является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены.

Перед руководителем ученического оркестра стоят задачи, от которых напрямую зависит профессиональный уровень коллектива:

-          Стимулировать оркестрантов к самостоятельной познавательной деятельности

-          Приучать учащихся думать в процессе репетиции

-          Воспитывать в учащихся творческое воображение, обострять интерес к своему предмету

Умения психолого-методического планирования включают в себя:

1.      Определение комплекса ближайших задач

2.      Определение системы работы. Гибкость в выборе методов работы с отдельными оркестрантами и всей группой

3.      Индивидуальные приемы работы. Определение шагов, степени трудности.

Диагностические умения — это:

1.      Определение исходного уровня (дифференцированный подход)

2.      Определение общей способности, работоспособности группы

3.      Прогнозирование результатов

Исследовательские умения включают в себя:

1.      Наблюдение

2.      Эксперимент

3.      Обобщение. [1, с. 287–288]

Очевидно, что успешность решения педагогических задач зависит от свойств личности дирижера.

К личным качествам относятся следующие способности:

1.         Организаторские способности (по Уманскому Л. И.): заразительность, инициативность, требовательность, находчивость, способность сочетать разные виды работы, способность находить путь к каждому человеку, критичность, психологический такт, умение предвидеть последствия своих слов или поступков, самостоятельность (в отличие от слепого подражания), наблюдательность, самообладание и выдержка, умение действовать энергично, работоспособность, собранность, коммуникативность. Организаторские способности дирижера проявляются в умении организовать и правильно распределить время репетиций. Важной стороной организаторских способностей является умение скоординировать работу с жизнью всего коллектива, что часто является непростой задачей.

2.         Коммуникативные способности — это способности к общению. Педагогический процесс двусторонен, поэтому продуктивность его напрямую зависит от специфики взаимоотношений между дирижером и оркестрантами.

Решающее значение в формировании коммуникативных способностей имеют как психологические качества дирижера, так и определенные черты характера: доброжелательность, правдивость, искренность, принципиальность во взглядах и поступках, отзывчивость.

Таким образом, в структуру личности дирижера входят подчас противоположные характерологические качества, такие как педагогическая воля и конформизм, требовательность и доверие, строгость и педагогический такт. Педагогическая воля — одно из основных качеств, необходимых для успешной дирижерской деятельности, выражающееся в доведении своих планов и намерений до завершения. При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. Помогают их осуществлению также самообладание, выдержка, уверенность в себе.

Литература:

1.                          Басова Н. В. Педагогика и практическая психология — Ростов на Дону: Феникс, 2000. — 416 с.

2.                          Готсдинер А. Л. Музыкальная психология — М.: Магистр, 1993. — 191 с.

3.                          Кондрашин К. П. Мир дирижера — Ленинград: Музыка, 1976–191 с.

4.                          Практикум по педагогической психологии. Педагогические способности, их содержание и структура. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/538-workshop-on-educational-psychology-teaching-abilities-their-content-and-structure

Основные термины (генерируются автоматически): способность, умение, качество, педагогическая воля, дирижер, Дирижер оркестра, нотный текст, природная одаренность, психолого-методическое планирование.


Похожие статьи

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

Признаки одаренности изменяются при переходе от одного возрастного периода к другому.

сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов...

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на...

Опыт педагогической работы показывает, что эффективной технологией организации

В. Л. Живов, Г.Вуд); вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров (К.Птица, П.Чесноков

— 189с. 5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин.

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя...

...современных педагогических технологий» [1]. Все вышеперечисленные трудовые функции, знания, умения будущего педагога-музыканта

Для эмоциональности и выразительности можно начинать с декламации стихотворного текста детской песни, затем демонстрировать ее...

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при...

...в совершенстве овладеть периферийным зрением, одновременно удерживать во внимании и нотный текст и жесты дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы.

Одним из основных качеств хорошего концертмейстера является умение слушать.

Организация работы камерного ансамбля | Статья в сборнике...

Обратим внимание на тот факт, что нотный текст — лишь авторская

Особую роль в ансамбле приобретают такие качества, как способность сохранять исходный темп в

Но подобно тому, как при изучении самой сложной партитуры дирижер не пренебрегает точным определением...

Из опыта работы «Концертмейстер — кто он? Его роль…»

Однако, концертмейстером называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера, во вторых, так называют

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств.

вслед за зрительным и внутренним восприятием нотного текста.

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Поэтому важной задачей хорошего педагога является предоставить возможность ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта.

Основным средством общения дирижёра с оркестром является дирижёрский жест.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятые музыкальная одаренность.

Особенности формирования исполнительских умений по классу...

Проанализируем понятие «умение». Например, И.Ф. Харламов в учебнике «Педагогика» указывает, что: «Умение - это способность к

Таким образом, исполнительский слух, наследуя свойства композиторского слышания, включает и свои, специфические качества: контроль...

Похожие статьи

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

Признаки одаренности изменяются при переходе от одного возрастного периода к другому.

сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов...

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на...

Опыт педагогической работы показывает, что эффективной технологией организации

В. Л. Живов, Г.Вуд); вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров (К.Птица, П.Чесноков

— 189с. 5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин.

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя...

...современных педагогических технологий» [1]. Все вышеперечисленные трудовые функции, знания, умения будущего педагога-музыканта

Для эмоциональности и выразительности можно начинать с декламации стихотворного текста детской песни, затем демонстрировать ее...

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при...

...в совершенстве овладеть периферийным зрением, одновременно удерживать во внимании и нотный текст и жесты дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы.

Одним из основных качеств хорошего концертмейстера является умение слушать.

Организация работы камерного ансамбля | Статья в сборнике...

Обратим внимание на тот факт, что нотный текст — лишь авторская

Особую роль в ансамбле приобретают такие качества, как способность сохранять исходный темп в

Но подобно тому, как при изучении самой сложной партитуры дирижер не пренебрегает точным определением...

Из опыта работы «Концертмейстер — кто он? Его роль…»

Однако, концертмейстером называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера, во вторых, так называют

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств.

вслед за зрительным и внутренним восприятием нотного текста.

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Поэтому важной задачей хорошего педагога является предоставить возможность ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта.

Основным средством общения дирижёра с оркестром является дирижёрский жест.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятые музыкальная одаренность.

Особенности формирования исполнительских умений по классу...

Проанализируем понятие «умение». Например, И.Ф. Харламов в учебнике «Педагогика» указывает, что: «Умение - это способность к

Таким образом, исполнительский слух, наследуя свойства композиторского слышания, включает и свои, специфические качества: контроль...

Задать вопрос