Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с концертным хором | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 17.07.2014

Статья просмотрена: 2350 раз

Библиографическое описание:

Макеева, И. А. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с концертным хором / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12120/ (дата обращения: 18.04.2024).

Пусть говорят, что день за днем

Наш мир становится страшнее, жестче, злее

И в прагматичный двадцать первый век

Людские души все оцепенели.

А мы пойдем дарить искусство миру,

Его частичку вам протянем на ладони.

Лишь прикоснись к нему — и даст такую силу,

Перед которою все злое дрогнет.

Нам быть в походе этом до конца

А если кажется, что путь невыносимо сложен,

Спроси себя — «Кто ж достучится к вам в сердца?

Всем вам. Если не я, то кто же?»

Концертмейстер — сложная, многогранная профессия, широко востребованная среди пианистов. Специализаций в данной профессии множество: концертмейстер в классе вокала; струнных, народных, духовых инструментов; в классе хореографии; концертмейстер театра и т. д. Одной из наиболее трудоемких, требующих наивысшего мастерства, является специализация «концертмейстер хора». Наш век технического прогресса практически все хоровые коллективы оснащены современной звуковой аппаратурой, позволяющей исполнять репертуар под фонограмму, осуществлять звукозапись, концертные площадки для выступлений часто не предполагают наличие инструмента, но умалять деятельность концертмейстера в подготовке творческой программы, считать его деятельность второстепенной было бы в корне неверно. Качество звучания хора, выбор репертуара, успех в концертной деятельности во многом зависит от мастерства аккомпанирующего концертмейстера.

Хоровое пение на протяжении веков было самым популярным видом музицирования в России. Коллективное пение являлось средством музыкального образования, культурного просвещения, эстетического воспитания народа. В конце XX века культура в нашей стране переживала трудные времена, поэтому в наше время крайне необходимо поддерживать русские хоровые традиции, пропагандировать хоровое искусство среди подрастающего поколения. Создать концертирующий хоровой коллектив в рамках непопулярного нынче музыкального образования среди детей очень сложно. Хор — это минимум 16–20 человек, для которых необходимо подобрать удобное время для репетиций, не отпугнуть кропотливой, трудоемкой работой, а самое главное, заинтересовать репертуаром. При отсутствии во многих учебных заведениях ставки «хормейстера», этот огромный труд ложится на плечи дирижера и концертмейстера, которым просто необходимо быть творческими единомышленниками, соратниками в достижении единой цели. В этом случае концертмейстер становится для руководителя хора не просто аккомпаниатором на репетициях и концертах, но полноправным коллегой, взявшим на себя обязанности хормейстера: помощь в выборе репертуара, индивидуальные и групповые репетиции, организационные вопросы в гастрольной деятельности.

Любое хоровое занятие начинается с распевания, направленного на формирование вокально-хоровых навыков, правильной певческой позиции. Концертмейстер на данном этапе работы является полноправным соратником дирижера, задает нужный темп работы, украшает простые упражнения богатой музыкальной фактурой, настраивает партии хора по гармоническому и мелодическому звучанию. Нередко концертмейстеру приходится самостоятельно распевать хористов; при этом важно владеть методикой вокала, учитывать возрастные особенности коллектива, обладать навыком правильной певческой позиции, используемой для показа упражнений, а также, обладать навыком «слепой игры», так как все внимание приходится на хор, а не на клавиатуру инструмента.

На начальных этапах работы над репертуаром концертмейстеру необходимо увлечь хоровой коллектив исполнением произведения, донести до хористов художественный замысел композитора, раскрыть тембральные особенности каждой из партий. Для этого необходимо объемное осмысление партитуры: как вертикальное, так и горизонтальное. Исполняя хоровую партитуру необходимо приблизить звучание фортепиано к звучанию живого человеческого голоса: плавное голосоведение, цезуры для дыхания, певучесть. Фортепианный звук, в отличие от звука человеческого голоса, отрывистый, угасающий — этим он обязан специфике удара молоточка о струну. Компенсировать эти недостатки инструмента при демонстрации произведения возможно при правильном использовании тембральной окраски, присущей каждой из хоровой партий. Так партия басов звучит «глубоко», «насыщенно», «богато»; тенора — «ярко», «светло»; партия сопрано — «солнечно», «полетно»; альты — более затемнено, «бархатно», Все это требует филигранного мастерства, совершенного владения исполнительским аппаратом, навыки чтения хоровых партитур.

Затем следует кропотливая, детальная, трудоемкая работа над разучиванием произведения. Чаще всего дирижер начинает работу по хоровым партиям. Современные хоровые коллективы часто включают в себя хористов, не имеющих представление о музыкальной грамоте, не обладающих внутренним слуховым самоконтролем, владением темпоритмом. Концертмейстер должен чутко реагировать на возможные огрехи хоровой партии, через показ на фортепиано корректировать чистоту интонирования, ритм, нюансы исполнения. Также концертмейстеру поручают индивидуальную работу с какой-либо из партий или отдельными хористами. Здесь уже необходимы не только навыки владения инструментом, но и вокально-хоровая подготовка, способов постановки голоса с учетом возрастных особенностей участников хора, умение преодолевать интонационные трудности произведения, обладать азами дирижирования.

Даже при четком усвоении своего музыкального материала каждым из хористов, при соединении хоровых партий неизбежны интонационная фальшь, отсутствие унисонов. Концертмейстеру необходимо выяснить причины и оперативно среагировать на неточности интонации: обратить внимание хористов на фальшивые ноты, продублировать мелодическую линию, гармонически обыграть сложные ходы и т. д.

Также серьезной проблемой для хора может стать ритмический ансамбль, определяемый различными видами штрихов, сложностью фактуры, дыхания. Концертмейстеру крайне важно держать ритмический стержень произведения, обращать внимание на выразительное значение пауз, фермат, смысловых точек.

Для поддержания интереса к репертуару в ходе урока целесообразно не останавливать внимание на каком-либо одном произведении, а работать над несколькими партитурами. Концертмейстеру необходимо умение мгновенно переключаться на принципиально иные стилистические и жанровые особенности произведения, тем самым подготавливая хор к грамотному исполнению. Концертмейстер в данном случае является первым интерпретатором музыки, который доносит до хоровых исполнителей замысел композитора. Этого нельзя достичь без предварительного глубокого анализа музыкального текста, эпохи композитора, глубоких теоретических знаний, а также чутья, наития музыканта-профессионала.

Становление концертмейстера как профессионала невозможно без навыков чтения с листа и транспонирования. Так как чаще всего работа концертмейстера предполагает овладение обширным репертуаром, на который не остается времени для подготовки, необходимо с ходу охватывать весь музыкальный текст, представлять себе характер, темп произведения, одновременно обращать внимание на динамические градации, изменения размера, предвидеть развитие на несколько тактов вперед. При использовании упрощения фактуры важно уметь вычленять главное, не использовать «удобное» исполнение в ущерб стилистических, жанровых особенностей, художественному замыслу композитора, ритмической и гармонической структуре произведения. Чтение нот листа требует от исполнителя большой концентрации слуховых и психологических навыков, а овладение данным аспектом деятельности обеспечивает ориентирование в другом, более сложном этапе — транспонировании музыкального произведения. Необходимость исполнения в другой тональности — неотъемлемая сторона работы концертмейстера. Очень часто хоровые произведения аранжируются дирижером с учетом состава, возрастных особенностей, подготовки хорового коллектива, при этом меняется не только партитура, но и тональность; также в процессе репетиции произведение может «не звучать» или на выступлении инструмент окажется настроен выше или ниже камертона. Для настоящего концертмейстера-профессионала транспонирование в пределах терции не должно вызывать каких-либо затруднений.

Концертмейстеру постоянно требуется приспосабливаться к творческой манере тех преподавателей, в классе которых он работает. Ведь полноценный творческий союз невозможен без сотворчества, в данном случае сотворчества дирижер — концертмейстер — хоровой коллектив. Здесь возникает много трудностей. Во-первых, концертмейстер должен знать основные приемы дирижирования: 2х,3х,4х — дольные сетки, понятие «ауфтакт», дыхание, снятие звука, жесты для различных динамических нюансов и штрихов. Во-вторых, концертмейстер должен знать индивидуальные особенности конкретного дирижера, понимать смысловые устремления, приспосабливаться к его творческой манере исполнения. И, в-третьих, концертмейстеру просто необходимо в совершенстве овладеть периферийным зрением, одновременно удерживать во внимании и нотный текст и жесты дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы. Также бывают ситуации, когда при концертном выступлении инструмент стоит вне видимости дирижера и концертмейстеру приходится полагаться только на профессиональную чуткость, интуитивно угадывать моменты вступления, снятия, агогику, темповые изменения.

Одним из основных качеств хорошего концертмейстера является умение слушать. Ансамблевое творчество (дирижер+хор+концертмейстер) — это не просто умение играть вместе, концертмейстеру необходимо найти свое место в звучании хора, умение поддерживать партнеров, грамотно вести, направлять хоровой коллектив. Только взаимопонимание, согласие всех участников творческого процесса позволит обеспечить качественное исполнение произведения. Уже с первых нот вступления концертмейстер настраивает хор на нужный характер песни, подготавливает голосовой аппарат хористов к нужным динамическим нюансам, стилистический особенностям исполнения. Для этого необходимо полностью вжиться в репертуар, всем своим обликом выражать то или иное настроение произведения, его эмоциональную составляющую.

Концертмейстеру в своей профессиональной деятельности необходимо обладать такими качествами, как мобильность, быстрота реакции, молниеносное реагирование. В концертной практике нередки случаи, когда дирижер непосредственно на выступлении меняет темп, динамическую структуру произведения, или хор от волнения забывает слова, «перескакивает» через куплеты. В данной ситуации концертмейстер не имеет право растеряться, замешкаться даже на секунды; ему необходимо быстро сориентироваться, подхватить хоровой коллектив, успешно довести произведение до финала. Иногда на эстраде у хористов возникают трудности с чистотой интонирования — в этом случае с ходу приходиться импровизировать, включая в аккомпанемент элементы «проблемной» партии. Свое же собственное волнение, которое непременно имеет место перед каждым концертным выходом, концертмейстер ни в коем случае не должен демонстрировать. Наоборот, творческий коллектив перед выступлением нужно поддержать, творчески направить, «заразить» вдохновением, обеспечить психологический комфорт.

Немаловажно значение в организации хоровых репетиций играет создание психологически комфортного микроклимата для всех участников творческого процесса. Большую роль в этом играет дружелюбное, ровное отношение ко всем хористам, индивидуальный подход, учитывая особенности характера каждого из певцов, совместные обсуждения успехов и неудач коллектива, и, конечно же, увлеченность своей профессией и искренняя любовь к музыке.

В отличие от солирующих пианистов, концертмейстер — профессия незаметная для любителей. И в работе, и в концертной деятельности он уходит на второй план, оставаясь за спинами солистов, творческих коллективов, дирижеров, но при этом хороший концертмейстер-профессионал всегда ценится «на вес золота». Без него не могут обойтись ни школы, как музыкальные, так и общеобразовательные, ни специализированные учреждения, ни дворцы культуры и эстетические центры.

От концертмейстера требуется бескорыстная любовь к своей профессии, умение быть универсальным специалистом, сочетающим исполнительскую и педагогическую деятельность. Он должен быть многогранным музыкантом, превосходно владеть роялем, быть чутким ансамблистом. Концертмейстер должен обладать обширным музыкальным материалом, проявлять интерес к миру искусства, заниматься постоянным самообразованием, повышать свою культуру. Его творчество — это постоянный поиск, открытие новых граней искусства, источник духовных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): концертмейстер, хоровой коллектив, концертная деятельность, музыкальное образование, музыкальный текст, правильная певческая позиция, творческий процесс, трудоемкая работа, хоровая партия, художественный замысел композитора.


Похожие статьи

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской школы искусств.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с концертным хором.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на...

Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще в классе

В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской школе искусств занимает почётное место.

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности...

‒ педагогическое наблюдение за процессом профессиональной деятельности концертмейстера в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа).

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

Репертуар — это стержень, содержание работы коллектива, главная черта, определяющая его творческий облик. Вся профессиональная деятельность хормейстера связана с детскими хоровыми коллективами и поэтому я всегда ощущаю себя не только музыкантом...

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное образование, детская школа искусств, особенность игры, партия сопровождения, работа концертмейстера, знание, инструмент.

О специфике работы концертмейстера с музыкально...

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности.

Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве.

Из опыта работы «Концертмейстер — кто он? Его роль»

концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист, хороший пианист, плохой пианист, музыкальный текст, мой взгляд, концертмейстерская работа, деятельность концертмейстера.

Интеграционное обучение юных певцов художественными...

упражнение, детский хор, детский хоровой театр, развитие, игра, юный певец, художественное образование, хоровой детский театр, хоровое пение, музыкальный инструмент, младший подростковый возраст, певец.

Использование компьютерных технологий в деятельности...

Это творческая работа концертмейстера, воплощение замысла художественного произведения.

Данная программа способствует развитию профессионального умения аккомпанировать солисту, вокально-хоровому или танцевальному коллективу.

Похожие статьи

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской школы искусств.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с концертным хором.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на...

Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще в классе

В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской школе искусств занимает почётное место.

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности...

‒ педагогическое наблюдение за процессом профессиональной деятельности концертмейстера в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа).

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

Репертуар — это стержень, содержание работы коллектива, главная черта, определяющая его творческий облик. Вся профессиональная деятельность хормейстера связана с детскими хоровыми коллективами и поэтому я всегда ощущаю себя не только музыкантом...

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное образование, детская школа искусств, особенность игры, партия сопровождения, работа концертмейстера, знание, инструмент.

О специфике работы концертмейстера с музыкально...

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности.

Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве.

Из опыта работы «Концертмейстер — кто он? Его роль»

концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист, хороший пианист, плохой пианист, музыкальный текст, мой взгляд, концертмейстерская работа, деятельность концертмейстера.

Интеграционное обучение юных певцов художественными...

упражнение, детский хор, детский хоровой театр, развитие, игра, юный певец, художественное образование, хоровой детский театр, хоровое пение, музыкальный инструмент, младший подростковый возраст, певец.

Использование компьютерных технологий в деятельности...

Это творческая работа концертмейстера, воплощение замысла художественного произведения.

Данная программа способствует развитию профессионального умения аккомпанировать солисту, вокально-хоровому или танцевальному коллективу.

Задать вопрос