Библиографическое описание:

Гайко П. Н. Состояние, динамика, причины и условия преступности, связанной с незаконным экспортом из Российской Федерации или передачей товаров и технологий двойного назначения // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 272-274.

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения или военной техники относится, как уже было сказано, к так называемым таможенным преступлениям. Прежде чем определить детерминанты рассматриваемого преступления, следует определить место указанного преступления среди иных таможенных преступлений.

Как определяет В. А. Жбанков, таможенная преступность — это совокупность таможенных преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию России через таможенную границу товаров и ценностей [1, с. 671].

Преступность в сфере таможенных отношений, как одно из негативных явлений, обладает набором определенных характеристик, которые позволяют отграничить ее от смежных, однородных видов преступности. Одной из наиболее важных характеристик преступности является ее состояние. В криминологической науке состоянию преступности учеными уделяется пристальное внимание, так как эта обобщенная характеристика отражает основные количественные показатели, динамику, объем, территориальную распространенность.

Состояние преступности, как верно полагают видные российские криминологи А. И. Долгова, Ю. Ф. Кваша, A. C. Зайналобидов, А. П. Зрелов, — понятие, которое употребляется в узком и широком значениях: 1) в узком — как общая распространенность преступности. Причем одни авторы имеют в виду одновременно и уровень преступности (абсолютное число), и интенсивность преступности (коэффициенты, рассчитанные на определенную численность населения), другие — только абсолютное число зарегистрированных преступлений; 2) в широком значении это не совокупность характеристик преступности в статике, не в динамике [2, с.133]. Я. И. Глинский [3, с.46] состояние преступности понимает как обобщенную характеристику, включающую объем, уровень, структуру, динамику, латентность и причиненный ущерб.

Решить задачу уголовно-правовой борьбы с таможенными преступлениями можно путем неукоснительного соблюдения уголовного законодательства всеми субъектами таможенных отношений и устранения имеющихся пробелов в законотворчестве. В настоящее время уголовное, административное, таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность налоговых, таможенных и иных правоохранительных органов по применению санкций зачастую не согласуется, что в свою очередь вызывает трудности применения уголовно-правовых норм.

Состояние правонарушений и преступлений в таможенном деле в значительной степени обусловлено состоянием борьбы с этими правонарушениями и, прежде всего, с наиболее общественно-опасными из них — преступлениями. Эта борьба должна обеспечивать выполнение задач стоящих перед уголовным судопроизводством, а также вестись с неуклонным соблюдением прав лиц, привлекаемых к ответственности.

Следует отметить, что доля незаконного экспорта из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения незначительна, и составляет менее 0,3 % от общего количества таможенных преступлений.Согласно статистике УТРД ФТС России соотношение видов преступлений, по которым таможенными органами России были возбуждены уголовные дела в период с 2008 по 2012гг. выглядит следующим образом:

Таблица 1

Виды преступлений, по которым таможенными органами Российской Федерации были возбуждены уголовные дела в период с 2008 г. по 2012 г.

Статья УК РФ

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

шт.

%

шт.

%

шт.

%

шт.

%

шт.

%

ст. 188

4647

93,2

5032

87,4

3719

90,4

4065

89,6

статья утратила силу с 08.12.2011

ст. 189

2

0,04

48

0,8

10

0,7

ст. 193

36

0,7

420

7,3

260

6,3

300

6,6

224

13,6

ст. 194

303

6,1

257

4,5

137

3,3

79

1,7

242

14,7

ст. 226.1

статьи введены в действие с 08.12.2011

10

0,2

1168

71,0

ст. 229.1

85

1,9

Итого

4988

100

5757

100

4116

100

4539

100

1644

100

На основе анализа статистических данных, представляется возможным сделать вывод, что говорить о наличии устойчивой динамики рассматриваемого преступления не приходится. Однако на основании приведенных показателей, можно говорить о постепенном снижении показателей по выявленным таможенным преступлениям.

Отрицательная динамика таможенной преступности, в первую очередь, связана с либерализацией уголовного законодательства. С другой стороны, анализ состояния преступности, безусловно, должен быть дополнен таким показателем как латентность преступности.

Латентные преступления — это незарегистрированные преступления. Уровень латентности частично характеризуется такими показателями, как количество отказов в возбуждении уголовных дел, количество прекращенных дел и т. п.

Существует латентность естественная (объективная) и искусственная, когда правоохранительные органы умышленно не регистрируют преступления.

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники относится к высоко латентным.

В качестве основной причины высокой латентности рассматриваемого преступления принято выделять недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов, прежде всего таможенных.

В качестве факторов, обуславливающих высокий уровень латентности выделены:

-          трудности в комплектовании высококвалифицированными кадрами;

-          нестабильность таможенного законодательства, при которой добросовестные участники ВЭД не успевают отслеживать изменения, а недобросовестные используют их для осуществления преступных cxем перемещения товаров;

-          несоразмерность финансирования и реальной значимости таможенных органов;

-          недостаточная скоординированность работы таможенных и других правоохранительных и контролирующих органов; недостаточная отработанность систем обмена информацией о юридических и физических лицах, нарушающих таможенное законодательство; неорганизованность полного учета внешнеэкономических сделок и т. п.;

-          ошибки в формировании показателей уголовной статистики, возникающие по ряду причин (в частности, по причине низкой квалификации сотрудников, больших нагрузок и т. п.);

-          неготовность судебных органов квалифицированно рассматривать дела по такого рода преступлениям.

По причине высокой латентности таможенной преступности оценить ее истинные масштабы и ущерб, возникающий в результат незаконного перемещения товаров через границу Российской Федерации, представляется затруднительным.

На основании изложенного, особо следует отметить, что число лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники очень незначительно. Учитывая, что число осужденных является одним из показателей состояния преступности, то согласно этому показателю преступность в сфере незаконного экспорта из Российской Федерации или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, должна находиться на низком уровне, что не соответствует истинному положению дел.

Привлечение лиц к уголовной ответственности за незаконный экспорт из Российской Федерации или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники — это отдельная проблема, связанная с существованием различных «пробелов» в законодательстве, которыми пользуются участники внешнеэкономической деятельности; недостатками в сборе доказательственной базы по делам, недостатками в работе судебной системы.

Если говорить о причинах незаконного экспорта из Российской Федерации или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, то процессы причинности и детерминации рассматриваемого преступления производны от общих процессов, определяющих экономическую и иную преступность. К ним можно отнести:

-          спад производства;

-          формированная либерализация внешнеэкономической деятельности;

-          отсутствие эффективного контроля со стороны правоохранительных органов за порядком осуществления внешнеэкономической деятельности;

-          низкая степень осведомленность участников внешнеэкономической деятельности о правилах совершения внешнеэкономических сделок;

-          отсутствие согласованности между отдельными нормативными правовыми актами в сфере внешнеэкономической деятельности;

-          различные подходы к толкованию уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за преступную деятельность;

-          низкий уровень квалификации сотрудников правоохранительных органов;

-          значительное отставание уголовного и таможенного законодательства от темпов развития международных экономических отношений;

-          высокая степень коррумпированности

Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод, что доля незаконного экспорта из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения незначительна, и составляет менее 0,3 % от общего количества таможенных преступлений.

Основной проблемой привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконный экспорт из Российской Федерации или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники является наличие пробелов и противоречий в законодательстве, регламентирующем порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

Литература:

1.                              Жбанков В. А. Таможенная преступность // Криминология: учебник / под общ.ред. А. И. Долговой. — М.: Норма, 2013. — С. 671.

2.                              Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М: Российская криминологическая ассоциация. — 2003. — С.133;

3.                              Глинский Я. И. Криминология. Курс лекций. — СПб., 2002. — С.46.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle