Библиографическое описание:

Кучерявенко С. А., Ковалева Е. А. Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 205-210.

Экономическое поведение регионов России в настоящее время должно базироваться на повышении своей конкурентоспособности путем сохранения и эффективного использования имеющихся или созданных конкурентных преимуществ, а также постоянного формирования и реализации новых, соответствующих внешним условиям. К наиболее действенным факторам конкурентоспособности в современных условиях глобализации можно отнести и развитие малого предпринимательства [1, с. 212]. Становится очевидным, что именно развитие малых предприятий сыграет одну из главных ролей в обеспечении решения многих экономических, социальных проблем, включая формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, борьбу с безработицей, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому одной из приоритетных задач федерального и регионального уровня должно стать развитие малого предпринимательства.

Несмотря на предпринятые шаги в этом направлении малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности. На сегодняшний день общественность с особым вниманием следит за проблемами, перспективами и ролью малого бизнеса в экономике России. В условиях экономического кризиса именно предприятия малого бизнеса становятся наиболее эффективной формой предпринимательства. Прежде всего это обусловлено основными преимуществами малого бизнеса: быстрая адаптация к изменяющимся условиям рынка, большая независимость действий, гибкость и оперативность при принятии управленческих решений; сравнительно невысокие расходы при осуществлении деятельности; возможность самореализации; более низкая потребность в первоначальном капитале; быстрая реакция на меняющиеся запросы рынков.

Практика показывает, что для успешного развития предпринимательства необходимо выполнение некоторых условий, способствующих этому [2, с. 258]. Прежде всего к ним относятся: ясная и непротиворечивая нормативно-правовая база; поддержка государства; доступные кредиты под небольшие проценты; приемлемый уровень налогов.

Учитывая вышесказанное, понятно, что без достаточной помощи как со стороны федеральных, так и региональных властей предпринимательство не сможет быстро и эффективно развиваться. Основной целью деятельности Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства является микрофинансирование проектов предпринимателей Белгородчины, а также реализация программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В деятельность малых предприятий вовлечены практически все социальные группы населения Белгородской области. Развитие малого предпринимательства позволяет решать многие социальные задачи: создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни белгородцев. Малый бизнес в Белгородской области — один из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики, который наиболее гибко реагирует на ее изменения. В связи с этим в области создаются предпосылки для интеграции малого бизнеса в инновационную среду.

По основным показателям развития малого бизнеса (число малых предприятий на 1000 жителей, удельный вес численности работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике региона, оборот малых предприятий) Белгородская область устойчиво удерживает ведущие позиции в Центральном федеральном округе России.

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Белгородской области за период 3-х лет имеет неоднозначную тенденцию: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество ИП уменьшилось на 2,1 % (968 предприятий), а в 2012 г., напротив, увеличилось на 8,5 % или 3894 предприятий (Таблица 1). Однако, общая ситуация в области не так однозначна. В некоторых районах (Белгородском, Корочанском, Прохоровском, Шебекинском и Яковлевском района), г. Белгороде, г. Шебекино, Губкинском городском округе количество зарегистрированных ИП постепенно увеличивается, в то время как в некоторых других районах (Алексеевский, Валуйский, Красненский, Чернянский) наблюдается снижение этого показателя. Количество зарегистрированных ИП в Ивнянском районе по состоянию на 2012 г. сократилось на 40,4 % или 298 предприятий. Наибольшую долю зарегистрированных ИП по области занимает областной центр — около 30 %.

С 2010 г. по 2012 г. количество регистрируемых малых предприятий в области сократилось с 7443 в год до 6735 (Таблица 2, 3). Такая отрицательная динамика сложилась в большинстве районов, кроме Губкинского городского округа, где темп прироста количества регистраций в 2011 г. и в 2012 г. составил 14,7 % и 135,6 % соответственно.


Таблица 1

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Белгородской области, применяющих УСН и ЕНВД, по состоянию на 2010 -2012 гг.

№ п/п

Наименование муниципальных районов

Количество зарегистрированных ИП

Абсолютные отклонения, +;-

Темп прироста, %

Отношение кол-ва ИП за 2012 г. к общей численности населения

2010 г.

Уд. вес, %

2011 г.

Уд. вес, %

2012 г.

Уд. вес, %

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

1

Алексеевский р-н и

г. Алексеевка

2439

5,2

2256

4,9

2252

4,5

-183

-4

-7,5

-0,2

0,035

2

Белгородский р-н

3467

7,4

4047

8,9

4109

8,3

580

62

16,7

1,5

0,038

3

Борисовский р-н

723

1,6

688

1,5

788

1,6

-35

100

-4,8

14,5

0,030

4

г. Валуйки и Валуйский р-н

1940

4,2

1863

4,1

1850

3,7

-77

-13

-4,0

-0,7

0,027

5

Вейделевский р-н

493

1,1

487

1,1

485

1,0

-6

-2

-1,2

-0,4

0,022

6

Волоконовский р-н

949

2,0

1025

2,2

714

1,4

76

-311

8,0

-30,3

0,022

7

Грайворонский р-н

828

1,8

609

1,3

746

1,5

-219

137

-26,4

22,5

0,026

8

Губкинский городской округ

2129

4,6

2194

4,8

2326

4,7

65

132

3,1

6,0

0,019

9

Ивнянский р-н

648

1,4

738

1,6

440

0,9

90

-298

13,9

-40,4

0,019

10

Корочанский р-н

1199

2,6

1711

3,7

1742

3,5

512

31

42,7

1,8

0,045

11

Красненский р-н

326

0,7

273

0,6

269

0,5

-53

-4

-16,3

-1,5

0,020

12

Красногвардейский р-н

869

1,9

818

1,8

854

1,7

-51

36

-5,9

4,4

0,021

13

Краснояружский р-н

499

1,1

369

0,8

392

0,8

-130

23

-26,1

6,2

0,026

14

Новооскольский р-н

1091

2,3

1189

2,6

1053

2,1

98

-136

9,0

-11,4

0,024

15

Прохоровский р-н

587

1,3

611

1,3

628

1,3

24

17

4,1

2,8

0,021

16

Ракитянский р-н

912

2,0

865

1,9

1109

2,2

-47

244

-5,2

28,2

0,033

17

Ровеньской р-н

540

1,2

518

1,1

501

1,0

-22

-17

-4,1

-3,3

0,021

18

Старооскольский городской округ

7845

16,8

6834

15,0

7232

14,6

-1011

398

-12,9

5,8

0,028

19

Чернянский р-н

1037

2,2

992

2,2

787

1,6

-45

-205

-4,3

-20,7

0,024

20

Шебекинский р-н и г. Шебекино

2465

5,3

3192

7,0

3343

6,7

727

151

29,5

4,7

0,036

21

Яковлевский р-н

1763

3,8

1881

4,1

1900

3,8

118

19

6,7

1,0

0,034

22

г. Белгород

13886

29,8

12507

27,4

16041

32,4

-1379

3534

-9,9

28,3

0,043

Всего по области

46635

100

45667

100

49561

100

-968

3894

-2,1

8,5

0,032

Таблица 2

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Белгородской области, применяющих УСН и ЕНВД, в 2010–2012 гг.

№ п/п

Наименование муниципальных районов

Количество зарегистрированных ИП

Абсолютные отклонения, +;-

Темп прироста, %

2010 г.

Уд. вес, %

2011 г.

Уд. вес, %

2012 г.

Уд. вес, %

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

1

Алексеевский р-н и г. Алексеевка

315

4,2

151

2,1

205

3,0

-164

54

-52,1

35,8

2

Белгородский р-н

473

6,4

864

12,1

297

4,4

391

-567

82,7

-65,6

3

Борисовский р-н

143

1,9

199

2,8

128

1,9

56

-71

39,2

-35,7

4

г. Валуйки и Валуйский р-н

269

3,6

237

3,3

285

4,2

-32

48

-11,9

20,3

5

Вейделевский р-н

92

1,2

81

1,1

49

0,7

-11

-32

-12,0

-39,5

6

Волоконовский р-н

362

4,9

377

5,3

185

2,7

15

-192

4,1

-50,9

7

Грайворонский р-н

179

2,4

148

2,1

135

2,0

-31

-13

-17,3

-8,8

8

Губкинский городской округ

252

3,4

289

4,0

681

10,1

37

392

14,7

135,6

9

Ивнянский р-н

105

1,4

156

2,2

87

1,3

51

-69

48,6

-44,2

10

Корочанский р-н

303

4,1

136

1,9

201

3,0

-167

65

-55,1

47,8

11

Красненский р-н

104

1,4

53

0,7

72

1,1

-51

19

-49,0

35,8

12

Красногвардейский р-н

162

2,2

102

1,4

111

1,6

-60

9

-37,0

8,8

13

Краснояружский р-н

129

1,7

139

1,9

89

1,3

10

-50

7,8

-36,0

14

Новооскольский р-н

256

3,4

271

3,8

263

3,9

15

-8

5,9

-3,0

15

Прохоровский р-н

112

1,5

79

1,1

76

1,1

-33

-3

-29,5

-3,8

16

Ракитянский р-н

146

2,0

251

3,5

161

2,4

105

-90

71,9

-35,9

17

Ровеньской р-н

103

1,4

66

0,9

64

1,0

-37

-2

-35,9

-3,0

18

Старооскольский городской округ

875

11,8

875

12,3

836

12,4

0

-39

0,0

-4,5

19

Чернянский р-н

345

4,6

187

2,6

192

2,9

-158

5

-45,8

2,7

20

Шебекинский р-н и г. Шебекино

576

7,7

277

3,9

460

6,8

-299

183

-51,9

66,1

21

Яковлевский р-н

327

4,4

178

2,5

151

2,2

-149

-27

-45,6

-15,2

22

г. Белгород

1815

24,4

2025

28,4

2007

29,8

210

-18

11,6

-0,9

Всего по области

7443

100

7141

100

6735

100

-302

-406

-4,1

-5,7

Таблица 3

Количество индивидуальных предпринимателей (ИП), прекративших свою деятельность в 2010–2012 гг.

№ п/п

Наименование муниципальных районов

Количество ИП, прекративших свою деятельность

Абсолютные отклонения, +;-

Темп прироста, %

2010 г.

Уд.вес, %

2011 г.

Уд.вес, %

2012 г.

Уд. вес, %

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

1

Алексеевский р-н и г. Алексеевка

238

4,2

334

5,3

209

3,6

96

-125

40,3

-37,4

2

Белгородский р-н

297

5,2

584

9,2

186

3,2

287

-398

96,6

-68,2

3

Борисовский р-н

135

2,4

142

2,2

222

3,8

7

80

5,2

56,3

4

г. Валуйки и Валуйский р-н

317

5,5

314

4,9

298

5,1

-3

-16

-0,9

-5,1

5

Вейделевский р-н

89

1,6

87

1,4

51

0,9

-2

-36

-2,2

-41,4

6

Волоконовский р-н

207

3,6

271

4,3

316

5,4

64

45

30,9

16,6

7

Грайворонский р-н

162

2,8

164

2,6

241

4,1

2

77

1,2

47,0

8

Губкинский городской округ

302

5,3

224

3,5

346

5,9

-78

122

-25,8

54,5

9

Ивнянский р-н

52

0,9

117

1,8

78

1,3

65

-39

125,0

-33,3

10

Корочанский р-н

120

2,1

26

0,4

170

2,9

-94

144

-78,3

553,8

11

Красненский р-н

58

1,0

106

1,7

76

1,3

48

-30

82,8

-28,3

12

Красногвардейский р-н

135

2,4

153

2,4

173

3,0

18

20

13,3

13,1

13

Краснояружский р-н

139

2,4

192

3,0

136

2,3

53

-56

38,1

-29,2

14

Новооскольский р-н

231

4,0

228

3,6

247

4,2

-3

19

-1,3

8,3

15

Прохоровский р-н

36

0,6

98

1,5

69

1,2

62

-29

172,2

-29,6

16

Ракитянский р-н

139

2,4

132

2,1

179

3,1

-7

47

-5,0

35,6

17

Ровеньской р-н

77

1,3

88

1,4

81

1,4

11

-7

14,3

-8,0

18

Старооскольский городской округ

974

17,0

731

11,5

856

14,7

-243

125

-24,9

17,1

19

Чернянский р-н

190

3,3

193

3,0

230

4,0

3

37

1,6

19,2

20

Шебекинский р-н и г. Шебекино

301

5,3

48

0,8

309

5,3

-253

261

-84,1

543,8

21

Яковлевский р-н

136

2,4

391

6,2

147

2,5

255

-244

187,5

-62,4

22

г. Белгород

1382

24,2

1721

27,1

1196

20,6

339

-525

24,5

-30,5

Всего по области

5717

100

6344

100

5816

100

627

-528

11,0

-8,3


Показатель количества малых предприятий, прекративших свою деятельность имеет довольно неоднозначную тенденцию: в 2011 г. закрылись 6344 малых предприятий, что на 11 % больше предыдущего года, а в 2012 г. прекратили свою деятельность 5816 предприятий, на 528 меньше, чем в 2011 г. Отрицательная тенденция по количеству прекративших свою деятельность малых предприятий наблюдается в 2012 г. — 170 и 309 соответственно (Рис. 1). В Корочанском и Шебекинском районах, включая г. Шебекино сложилась наихудшая ситуация:

Рис. 1. Количество зарегистрированных и прекративших деятельность ИП по Белгородской области в 2010–2012 гг.

На начало текущего года в области зарегистрировано более 49 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу. Согласно статистике обращений и опросам, которые проводит Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, основными препятствиями, мешающими развитию малых форм предпринимательства, выступают увеличение размеров страховых тарифов, недостаточная сумма стартового капитала и оборотных средств, высокие цены за электроэнергию и газ, недостаточность информирования предпринимателей о состоянии нормативно-правовой базы, а также сложности в проведении процедуры лицензирования и сертификации. Одной из самых тяжёлых проблем является увеличение размеров страховых тарифов с 14 до 34 %.

Актуальной является проблема выравнивания экономического потенциала развития предприятий малого бизнеса в городах и районах области, так как на сегодняшний день около 60 % действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Губкин, Старый Оскол), при этом отмечается невысокая деловая активность сельского населения.

Проведённый анализ тенденции развития малого предпринимательства в Белгородской области позволяет определить группы с ярко выраженной тенденцией (Рис 2).

Рис. 2. Отношение количества зарегистрированных малых предприятий к общей численности населения (2012 г.)

Так в группу районов с отчетливо выраженной положительной тенденцией вошли: Корочанский район и город Белгород. Группа районов с положительной динамикой: Ракитянский р-н, Шебекинский р-н и г. Шебекино, Алексеевский р-н и г. Алексеевка, Яковлевский р-н, Белгородский р-н, г. Валуйки и Валуйский р-н. Группа районов со слабовыраженной положительной динамикой: Прохоровский р-н, Губкинский р-н, Старооскольсктй р-н, Борисовский р-н, Краснояружский р-н.

Группа районов со слабовыраженной отрицательной динамикой: Вейделевский р-н, Грайворонский р-н, Красногвардейский р-н, Красненский р-н, Чернянский р-н, Новооскольский р-н, Ивнянский р-н, Волоконовский р-н, Ровеньской р-н. С отчетливо выраженной отрицательной динамикой районов нет.

«… для развития бизнеса в Белгородской области делается очень многое. Но то ли недостаточно информации поступает предпринимателям о том, что уже сделано и чем можно воспользоваться, то ли они сами относятся инертно к тому, как можно развиваться в условиях, созданных на уровне области». — сообщил начальник управления по развитию потребительского рынка департамента экономразвития области Владимир Зубов. Созданный недавно институт защиты прав предпринимателей как раз и будет заниматься взаимодействием бизнесменов с органами власти.

Характеризуя малое предпринимательство Белгородской области можно отметить, что оборотный капитал, и прежде всего финансовые ресурсы малых предприятий чаще всего ограничены. Малый бизнес очень зависит от заемных средств, а для банков небольшие объемы кредитования затратны и сопряжены с риском. Ввиду этого малый бизнес остро нуждается в отработанной системе по кредитованию. Для получения кредита в большинстве банков к субъекту малого бизнеса предъявляется требование наличия перспективного проекта или бизнес-плана. Составлением таковых занимаются специалисты консалтинговых фирм, услуги которых стоят недешево, а гарантий в получении кредита даже при предоставлении перспективного проекта банк дать не может. Большинство малых предприятий не имеет средств на такие виды услуг.

Правительство Белгородской области взаимодействуя с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства содействует развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что способствует активизации деятельности малых инновационных предприятий, получающих за счет средств фонда финансовую поддержку на реализацию инновационных проектов в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также финансирования научных разработок по программам для субъектов малого бизнеса и научных учреждений. Но целесообразно отметить, что экономический потенциал малого предпринимательства области не используется в полной мере. Темпы роста производственных и инновационных направлений предпринимательской деятельности не отвечают требованиям ускоренного развития экономики. Преимущественным направлением деятельности субъектов малого бизнеса в общем обороте предприятий малого предпринимательства остается торговля и услуги.

Оценивая развитие малого предпринимательства в Белгородской области отметим отсутствие инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Комплекс консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить только в областном центре. Финансовая поддержка малого бизнеса области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета. В целом сохраняется невысокая эффективность деятельности малых предприятий, существуют проблемы охраны и безопасности труда, размер средней заработной платы в малом бизнесе остается ниже средне областного уровня. В связи с этим становится особенно актуальным создание на основе программных мероприятий условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства.

Литература:

1.                  Кучерявенко С. А. Международная интеграция и глобализация [Текст] / С. А. Кучерявенко, С. В. Сывоконюк // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2. Т. 1. — С. 212–215.

2.                  Сидоренко Е. Е. К вопросу об алгоритме поддержки управленческих решений по выбору партнеров по аутсорсингу [Текст] / Е. Е. Сидоренко // Информационные системы и технологии. -2008. -№ 1–3. С. 258–260.

3.                  Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса Белгородской области. URL: http://www.mb31.ru.



[1] Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта «Научное обоснование создания единого аутсорсингового центра бизнес-услуг на базе факультетов (институтов) НИУ БелГУ с целью повышения эффективности функционирования малого предпринимательства Белгородской области» внутривузовского конкурса грантов 2013 года, проект ВКГ 051–2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle