Библиографическое описание:

Соков В. С. О преступности, связанной с незаконной миграцией, как новом виде преступности в криминологии // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 294-296.

В статье обращается внимание на расширение перечня преступных деяний, нарушающих установленные ограничения и прямые запреты непосредственно в самой сфере миграции, делается вывод о формировании в отечественной криминологической науке нового вида преступности — преступности, связанной с незаконной миграцией.

Ключевые слова: незаконная миграция, миграционная преступность, преступность, связанная с незаконной миграцией.

Среди множества проблем современности борьба с преступностью является одной из важнейших, поскольку существуя и функционируя в обществе, преступность пронизывает различные его сферы, различные общественные отношения, оказывая на них дестабилизирующее воздействие [1,с. 88]. Почти все отечественные криминологи характеризуют преступность как всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе или регионе [2, с. 109; 3, с. 49; 4, с. 63]. Причем преступность это не просто статистическое множество преступлений, а именно явление, явление социальное и при этом уголовно-правовое [5, с. 91].

Современное состояние и динамика преступности в России показывают, что она развивается (как и во всем мире), по закону социальной закономерности. Особенности ее тенденций связаны с серьезными проблемами, с которыми Россия столкнулась на пороге ХХI века [6, с. 61]. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, одной из таких проблем в новом тысячелетии для России стала незаконная миграция.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года под незаконной миграцией следует понимать перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности [7].

Говоря о незаконной миграции, необходимо признать ее повышенную криминогенность, а именно — способность порождать различные виды преступности. Среди наиболее значимых последствий незаконной миграции на территории Российской Федерации можно выделить: рост общеуголовной насильственной и корыстной преступности; укрепление позиций организованной и коррупционной типов преступности; расширение сфер влияния международного терроризма и транснациональной преступности [8, с. 3–4].

Именно незаконная миграция стала колыбелью нового для российской криминологической науки вида преступности — миграционной, под которой понимают социальное исторически изменчивое общественно опасное относительно массовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных на данной территории за определенный период мигрантами, объединенными на территории России общностью криминальной сферы и интересов [9, с. 88–89].

Современное состояние миграционной преступности в РФ характеризуется относительно устойчивой тенденцией к росту количества зарегистрированных преступлений, повышением удельного веса групповой и рецидивной преступности в среде преступников-мигрантов. По данным МВД России, произошел рост общего числа ежегодных преступлений, совершаемых мигрантами, с 308 в 1991 г. до 42,4 тыс. преступлений за 2010 г [10, с. 4]. Нетрудно предположить, что в случае дальнейшего сохранения положительной динамики миграционной преступности могут усилиться ксенофобские настроения среди местного населения, что неминуемо поставит под удар межнациональное согласие, мир и стабильность в обществе.

Как отмечает А. И. Долгова, признавая структурный характер преступности, практически все криминологи выделяют отдельные ее составляющие (виды), при этом используются различные подходы и критерии [11, с. 486–487]. Их обзор показывает, что выделение может производиться на основе уголовно-правовых либо криминологических критериев, или на основе иных критериев, таких как сфера жизнедеятельности, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб (экономика, государственное управление и т. д.) [12, с. 97; 13, с.487].

Учитывая повышенную криминогенность незаконной миграции, необходимо обратить внимание на постепенное расширение перечня преступных деяний, пронизывающих собой непосредственно саму миграционную сферу общественной жизни.

С момента образования суверенной Российской Федерации для обеспечения стабильности в данной области отношений поначалу было достаточно уголовно-правового регулирования пересечения Государственной границы Российской Федерации при въезде в государство и выезде за его пределы (ст. 322 УК РФ). В последующем, выражая обеспокоенность значительным расширением деятельности организованных преступных групп применительно к незаконному ввозу мигрантов и другой связанной с этим преступной деятельности, которая причиняет огромный ущерб государству, Россия, как и многие другие страны — участницы Организации Объединенных Наций, согласилась с необходимостью предупреждения незаконного ввоза мигрантов и борьбы с ним, подписав Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.). В развитие положений Протокола в России была криминализирована организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Признание общественной опасности организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконного пребывания на территории страны таких лиц, а также их незаконного транзита через территорию государства, расширило перечень преступных деяний, нарушающих установленные ограничения и прямые запреты в сфере миграции. В дальнейшем, в 2008 г. была введена уголовная ответственность за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ), что стало адекватной мерой уголовно-правового реагирования на учащение случаев легализации в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в первую очередь выходцев из стран СНГ) с помощью коррумпированных чиновников путем незаконного приобретения гражданства Российской Федерации и соответственно получения паспорта ее гражданина.

В настоящее время, в ходе государственного регулирования миграционных процессов в части осуществления учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации отмечены новые нарушения, имеющие масштабный характер и наносящие урон безопасности обществу и государству. Поэтому вполне обосновано внесение Президентом Российской Федерации в Государственную Думу проекта закона о введении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ (предполагаемая ст. 322.2 УК РФ) и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (предполагаемая ст. 322.3 УК РФ), поскольку массовые злоупотребления собственниками жилья своими правами, зачастую имеющими корыстный характер, затрудняют прогнозирование миграционной ситуации и нивелируют саму идею миграционного учета [14].

Выше обозначенные преступления, а также предполагаемые к криминализации деяния, проявляясь в миграционной сфере, тем самым затрагивают все основные ее стороны, при этом образуя своего рода систему.

Наблюдаемое расширение перечня преступных деяний, нарушающих установленные ограничения и прямые запреты непосредственно в самой сфере миграции, позволяет в настоящее время сделать вывод о формировании в отечественной криминологической науке еще одного нового вида преступности — преступности, связанной с незаконной миграцией, качественно-количественные параметры которой еще только предстоит оценить.

Основываясь на концептуальном понятии незаконной миграции, а также учитывая тот факт, что географическое расположение России между Европой и Азией делает ее «естественным» транзитным коридором для мигрантов, движущихся в направлении «восток — запад» и транзитная миграция в России происходит нередко в незаконной форме со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, как для страны, так и для самих мигрантов, представляется возможным определить, что под преступностью, связанной с незаконной миграцией следует понимать общественно опасное, достаточно массовое социально-правовое явление, складывающееся из совокупности преступлений, связанных с нарушением установленного национальным законодательством порядка въезда, выезда, транзитного проезда, пребывания (проживания), трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства при их перемещении на территорию, по территории, с территории государства.

Литература:

1.                  Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., Норма. 2007.

2.                  Криминология / Ред. кол.: И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, А. Б. Сахаров. — М., 1976.

3.                  Криминология / Под ред. В. Г. Звирбуля, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. — М., 1979.

4.                  Криминология / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. — М., 1988.

5.                  Криминология: учебник / под ред. Проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. В. В. Лунеева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер, 2004.

6.                  Криминология: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н. В. Н. Бурлакова, д.ю.н. Н. М. Кропачева. — СПб.: Санкт — Петербургский государственный университет, Питер, 2004.

7.                  Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/15635 (дата обращения: 27.06.2013).

8.                  Кахбулаева Э. Х. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции: дис. …канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2011.

9.                  Шкилев А. Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. …канд. юрид. наук. Н.Новгород., 2006.

10.              Кахбулаева Э. Х. Указ. соч.

11.              Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. Указ. соч.

12.              Криминология: учебник / под ред. Проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. В. В. Лунеева. Указ. соч.

13.              Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. Указ. соч.

14.              Пояснительная записка к законопроекту № 200753–6 [Электронный ресурс]URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=200753–6&02(дата обращения: 27.06.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle