Библиографическое описание:

Уланов Д. А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 455-459.

В статье рассматривается зарубежный опыт и существующие модели агротуризма, выявляются проблемы и перспективы развития сельского туризма в России.

Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, модели развития агротуристического бизнеса, развитие агротуристического сектора, культурно-исторический тематический парк

The article deals with foreign experience and existing models of agro-tourism, identifies the problems and prospects of development of rural tourism in Russia.

Key words: rural tourism, agro-tourism, agro-tourism business models, the development of agro-tourism sector, social cultural thematic park

Сельский туризм является одним из направлений развития внутреннего и въездного туризма, это относительно новое и перспективное направление [7]. Развитие туризма на сельских территориях является социально значимым видом предпринимательской деятельности, который способствует устойчивому развитию сельских территорий: развитию инфраструктуры, улучшению качества жизни, увеличению доходов местного населения, созданию рабочих мест, поддержке и сохранению традиций и культуры, сохранению экологии.

Сегодня не существует универсального определения данного вида туристской деятельности, но общепринятое в мире определение выглядит примерно следующим образом: сельский туризм (агротуризм) — это путешествия граждан с постоянного места жительства в сельскую местность с размещением в сельских гостевых домах, сельских усадьбах и на фермах с туристскими целями и без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания.

Сельский туризм, как отдых в сельской местности, не только дань моде, но, можно сказать, и необходимость — динамичный и напряженный ритм жизни в городах, загрязнение городской среды, вызывает у городского жителя желание покоя и уединения среди чистой природной среды. Такой отдых дает человеку возможность приблизиться к природе, расслабиться отдохнуть, набраться сил, и кроме того, позволяет удовлетворить такие специфические увлечения, как изучение исторического, культурного, этнографического, а также архитектурного наследия, обычаев и ремесел, характерных для данного региона, ознакомления с местной народной одеждой, кухней, сбора фольклора, изучения местного языка или диалекта, любительская фотография, сбор трав и минералов [1, с. 140–143].

Следует отметить, сельский туризм может эффективно развиваться и функционировать не везде, а лишь в регионах, не охваченных деятельностью, которая загрязняет окружающее среду, на таких территориях как села и деревни; малые города с характерной традиционной архитектурой, бытом, культурой; сельскохозяйственные фермы; лесной фонд; природные парки и специфические охраняемые территории; зоны отдыха и дачные зоны; природные феномены; монастыри и священные места; достопримечательности народной культуры под открытым небом. [3]

Интерес к сельскому туризму в мире повсеместный. Хорошим примером развития сельского туризма могут служить такие страны как Италия, Франция, Голландия и Великобритании. В этих странах туристические поездки в сельскую местность занимают уже второе место после отдыха на море (чего пока нельзя сказать о России, где отдых на море по-прежнему наиболее предпочтителен).

Одной из причин быстрого развития сельского туризма в Европе является кризис в сельскохозяйственном секторе. В современную эпоху процесс производительности и автоматизации сельского хозяйства приводит к уменьшению рабочих мест. Фактически во многих сельских регионах в Европе сельское хозяйство перестало быть самой важной формой использования земли и самой важной деятельностью сельской общины. Доля общин, работающих в сельскохозяйственном секторе в Греции, составляет 30 % от их общего количества, в Португалии — 24, в Испании и Ирландии — 17, в Италии — 12, в Бельгии, Дании, Нидерландах и Великобритании — от 2 до 7 % [9]. Следовательно, необходимо было найти новые виды деятельности, которые бы заменили или дополнили сельскохозяйственную деятельность. Поиск подходов в решении этой задачи объясняет повышенную заинтересованность к сельскому туризму, что при быстром развитии может оживить много сельских регионов. Статистические исследования показывают, что 35 % горожан в ЕС отдают преимущество отпуску в сельской местности. В Голландии их доля особенно высокая — 49 %. Сельский туризм создает новые рабочие места и приносит реальный доход регионам — Италия в Европе занимает первое место по сельскому туризму, ее прибыль в среднем составляет 350 млн долл. Сельский туризм также позволяет найти средства и способы для сохранения природы. Во многих странах развитие этого вида туризма стало главным направлением охраны и воссоздания национальных сельских ландшафтов — именно таким образом удалось сберечь прекрасные альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии. Сегодня ЕС на примере Италии видит в агротуризме путь спасения сельского хозяйства стран Западной Европы. О них пишут в СМИ: «Сельский туризм сейчас top-model. Народ пользуется вовсю, причем не только на лето, но и на Рождество, Пасху и т. п. Старинные дома переделывают как раз для таких отдыхающих. Избалованные туристы готовы согласиться на любые условия».

Нарастающая популярность сельского туризма побудила многих английских фермеров организоваться с целью предложения более разнообразных услуг в своих домах. Сельский туризм в Англии становится все более привлекательным еще и поэтому, что предлагает исключительно доступные цены и специальные скидки для детей. В Юго-Западной Англии реставрируют старые фермы для туристических целей, они роскошно оборудованы, с отоплением, электробытовыми приборами, телевизорами и с частично сохраненной старой меблировкой и они пользуются большим успехом у туристов. В Ирландии сельские усадьбы проходят обязательную сертификацию и получают «звезды» как гостиницы, стены их домов украшаются соответствующим количеством зеленых листков. Найти «зеленое жилье» помогают специальные указатели, справочники, каталоги.

В Венгрии у хозяина, принимающего отдыхающих, доходы от 10 кроватей не облагаются налогом; в Румынии рассматривается вопрос об освобождении от налогов таких хозяев в течение 15 лет; в Австрии крестьяне, которые занимаются приемом гостей, имеют льготы по налогообложению уже в течение 40 лет; в Польше не облагаются налогом доходы от предоставления туристам не более 5 комнат для проживания и питания.

В Германии в начале 1980-х гг. была разработана концепция механизма туризма в периферийных регионах. Ее основная цель — предложение на туристическом рынке дешевого отдыха на природе, без использования дорогой инфраструктуры и предоставления комфортных условий проживания.

В Италии нарастает заинтересованность к пребыванию в монастырях или пустельницких обителях, возле которых возникают специальные гостиницы. Показательный пример одного монастыря возле Сиены, где гостиница обслуживается монахинями-августинками. Распорядок дня туристов связан с солнцем: туристы встают на заре, идут на утреннее богослужение, работают в монастырском огороде. Жизнь течет неторопливо, спокойно, по-сельски.

Бесспорны успехи Франции в предложении на рынке туристических услуг такого специфического продукта, как отдых в сельской местности — из 37 млн. иностранных туристов, которые ежегодно посещают страну, около 7млн. отдают преимущество именно отдыху в селе [5].

Сельский туризм — это одно из важных направлений в развитии села, потому как является альтернативой его индустриализации и средством содержания населения в слабо развитых в промышленном отношении регионах. На Западе сформировались два вида сельского зеленого туризма — «смешанный» и «чистый». Первый опирается на крестьянские (фермерские) хозяйства, которые выращивают скот и овощи и дополнительно принимают туристов. Это дает приблизительно 25 % прибыли фермерской семье. Причем большая часть этих средств реинвестируется в обустройство дома, обновление интерьера, создания условий для гостей. Второй — это исключительно деятельность по обслуживанию туристов, предоставлению им гостиничных услуг в домах, которые выполняют роль мини-гостиниц.

Следует также отметить, что с функциональной точки зрения сельский туризм тесно связан с другими видами туризма, в первую очередь с рекреационным, культурным, специализированными видами туризма — лыжным, охотничьим, рыбацким, культовым и т. д. Все это позволяет включать сельский туризм в комбинированные туры, что преумножает спрос на традиционный туристический продукт.

В качестве факторов успеха агротуризма в Европе необходимо назвать прежде всего политическую поддержку агротуризма со стороны национальных государств и Евросоюза, поскольку агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя создавать новые рабочие места в сельской местности. В ряде стран действуют специальные законы об агротуризме, в значительной мере способствовавшие развитию этого сектора туриндустрии, или реализуются специальные государственные программы поддержки агротуризма и организации этого вида деятельности.

В Европе на международном уровне разрабатываются общие, международно признанные, подходы к стандартам качества и специальные рекомендательные ориентиры для классификации и стандартизации средств размещения и услуг в сфере агротуризма (сельского туризма). Причем работа эта проводится не в рамках государственных или наднациональных ведомств (национальных министерств или директоратов ЕС), а в рамках международных программ ЕС при самом активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности (например, EUROGITES Европейской федерации фермерского и деревенского туризма, ECEAT — Европейского центра эко-агротуризма и др.) [8].

Другим важнейшим фактором успешного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечал запросам нового потребителя со средним достатком, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса. Кроме этого необходимо отметить, что микроэкономическая модель агротуризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог конкурировать по показателю «цена-качество» с другими турпродуктами.

Что касается перспектив развития сельского туризма, по экспертным оценкам, усредненный показатель потенциала составляет 55,8 %. Такой высокий показатель демонстрирует, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений с учетом потребностей туристов (для сравнения у Турции туристский потенциал составляет 38,4, Греции — 35, Италии — 49, Франции, Испании и Германии — несколько более 50 %) [6, с. 97]. Таким образом, Россия является весьма перспективной страной для комплексного развития туризма.

Сегодня «сельский туризм» в России — это отдых горожан в сельской местности в гостевых домах («мини-гостиницах»), созданных сельской семьей на базе собственного жилого дома и приусадебного участка. Эту модель с середины 90-х годов реализовывают во многих регионах России от Калининградской области до Якутии. Сеть гостевых домов развита в Алтайском крае и на Байкале, в Краснодарском крае и Карелии, Якутии, Калининградской, Московской и Ленинградской областях. В Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален. В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная необходимой бытовой техникой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны. Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение. Все это позволяет в достаточно комфортных условиях, но при этом активно отдохнуть на природе. [2, с. 24.]

К сожалению, несмотря на имеющиеся в РФ реальные примеры организации агротуристической деятельности, следует констатировать практическое отсутствие нормативно-правовой базы, специально регулирующей агротуристическую деятельность как таковую:

1.                  В существующих федеральных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в сфере туризма, и федеральных программных документах в области туризма пока отсутствует упоминание о понятии «агротуризм» (сельский туризм, «зеленый» туризм, «эко-агротуризм», «фермерский туризм» или др. терминов, применяемых в нашей стране и международной практике для обозначения рассматриваемого вида туристической деятельности);

2.                  Специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области агротуризма в РФ, пока отсутствует;

3.                  Отсутствуют стандарты и нормативы, применимые в сфере агротуризма как специфического сектора туриндустрии и — одновременно — приносящей доход дополнительной (несельскохозяйственной, непроизводственной, альтернативной) формы деятельности сельского населения. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса на селе в силу специфики последнего [8];

4.                  Упоминание агротуризма в постановлении Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 “О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)" как одного из поддерживаемых видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, к сожалению, пока не получило развития в виде разработанной системы понятий и норм.

Стоит отметить, что отсутствие нормативно-правовой базы, не единственная проблема в организации сельского туризма:

-          недостаточно развитая инфраструктура или полное её отсутствие в ряде сельских территорий;

-          недостаточная информированность сельских жителей о возможностях развития сельского туризма;

-          низкая ресурсная обеспеченность селян, желающих заниматься организацией сельского туризма;

-          критическое сокращение численности работоспособного сельского населения — носителей культуры или хотя бы ее отдельных сохранившихся элементов (отсутствие рабочих мест на селе, пьянство, отток молодежи);

-          отсутствие гарантий безопасности туристов;

-          отсутствие квалифицированных кадров для организации сельского туризма;

-          отсутствие государственной некоммерческой рекламы;

-          отсутствие кооперации между всеми участниками процесса развития;

-          отсутствие единой общегосударственной программы и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма.

Для решения существующих проблем, исходя и мирового практического опыта, перспективными в условиях России, на наш взгляд, могли бы быть следующие направления (модели), относимые к эко-агротуристическим.

1.         Создание региональных агротуристических сетей посредством развития малого, семейного и индивидуального бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры (включая различные объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма). Организация эффективно работающей сети частных агротуристических хозяйств на территории региона предполагает создание системы господдержки на уровне центра или, как минимум, на уровне региона.

2.         Воссоздание социокультурной среды исторического поселения — «исторической деревни», «национальной деревни», дворянские и купеческие усадьбы, монастыри и т. д.

3.         Создание крупных и средних специализированных агротуристических объектов, ориентированных на прием туристов и организацию их полноценного отдыха, например культурно-исторические комплексы.

4.         Создание государственных и частных сельскохозяйственных парков как крупных многофункциональных туристических, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских и производственных и подобных комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой.

Все вышеперечисленные модели могли бы быть реализованы и в РФ при выполнении ряда ключевых условий, специфических для каждой из них.

Систему этих условий и приоритетные модели должна обозначить национальная концепция развития агротуризма в России. Если 10–15 лет назад в упор делался на создание гостевых сетей, причем государство не оказывало системной поддержки, отсутствовали необходимые условия для нормального функционирования этого вида бизнеса, то сейчас интерес крупных инвесторов обращен на другие формы агротуризма, прежде всего крупные частные агротуристические объекты.

Такими объектами являются культурно-исторические тематические парки, этнокультурные комплексы и т. п. Реализация такого рода проектов имеет не только экономическую выгоду, но способна решить ряд существующих острых социальных задач. Нужно четко осознавать, что сегодняшнее поколение больше не желает ассоциировать себя с Российским государством, понятия народ и государство в нашей стране более не тождественны, понятие патриотизма теряет своё значение, молодежь отрывается от своей культуры, тянется к культуре запада, теряется интерес к собственной истории. Сегодняшнее состояние села, мягко говоря, плачевно. Часть трудоспособного населения покидает свои родные места, остальные же просто спиваются. Решение всех вышеперечисленных проблем требует политической поддержки власти — минимум на уровне региона, уже этого, как показывает опыт Запада, будет достаточно для запуска рыночного механизма в секторе агротуризма — строительство культурно-исторических комплексов может стать локомотивом в развития сельского туризма регионов.

Однако все эти проблемы, безусловно, грамотнее, легче и скорее решаются при наличии политической поддержки центра — соответствующей государственной программы (подпрограммы развития агротуризма как «точки роста» российской провинции), предполагающей соответствующее правовое и финансовое обеспечение [4]:

-          государственная концепция развития сельского туризма и программа поддержки села;

-          государственная система льготного кредитования или даже дотирования туристических хозяйств на стартовом этапе;

-          государственные программы совершенствования макроинфраструктуры туризма, финансирование инфраструктуры сельской местности (прежде всего, дороги, электро- и водоснабжение, телефонизация, Интернет);

-          создание общественной или государственной ассоциации, объединяющей субъектов сельского туризма (функции: консультирование желающих заниматься агротуризмом по всем вопросам; регистрация; организация каналов микрокредитования агротуристических объектов; организация первичного информационного обеспечения — картографическое и т. д.; организация рекламной и маркетинговой деятельности по сектору агротуризма; перевод турпродукта в информационную форму; в перспективе сертификация), финансирование программ необходимой профподготовки (переподготовки);

-          продвижение туристического продукта на рынок (формирование на базе этих объединений масштабных интерактивных баз данных, собственно и создающих сколь угодно широкий рынок предложения местных турпродуктов в информационной форме), активная рекламно-пропагандистская кампания.

Развитие сельского туризма, реализация крупномасштабных культурных проектов будет иметь серьезное cоциально — экономическое значение и положительный эффект.

Для государства:

-          увеличение налоговых поступлений;

-          улучшение благосостояния граждан предоставляющих услуги;

-          улучшение здоровья граждан пользующихся услугами;

-          возрождение культурных традиций;

-          сохранение малых населенных пунктов;

-          улучшение условий жизни сельского населения;

-          повышение доходов сельских жителей;

-          уменьшить миграционный поток из села в город за счет создания дополнительных рабочих мест;

-          стимулирование изучения народных обычаев и обрядов;

-          возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни;

-          развитие народных промыслов;

-          сохранение культурного и исторического наследия территории;

-          оценка эффективности с позиции хозяина, предоставляющего услуги сельского туризма

-          дополнительный доход;

-          расширение производства;

-          развитие производства;

Для жителя сельского поселения:

-          для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире;

-          решение проблемы занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения [10, с. 184–190];

-          поддержка социально-незащищенных слоев населения;

-          улучшение содержания жилищного фонда;

-          расширение сбыта сельхозпродукции;

Для туристов:

-          культурное развитие, знакомство с историей, традициями, религией, обрядами, кухней местного населения;

-          приобретение навыков, умений в той или иной области деятельности;

-          дополнительное место отдыха;

-          разнообразие природы;

-          возможность улучшения здоровья;

Исходя из сказанного выше, эта деятельность должна рассматриваться как стратегический социально-экономический и социально-политический проект поддержки российского села и российской провинции в целом, требующий политического решения на уровне правительства и межведомственной координации, а также взвешенный подход при отборе проектов. Необходимо подходить не с позиций быстро меняющейся моды и из прочих тактических соображений, а с учетом историко-культурных, социокультурных, экологических и пр. уникальных для территории аспектов, на которых в результате и строится наиболее экономически перспективная в туризме стратегическая линия. Принятие решений в угоду неграмотным инвесторам чревато разрушением исторически сложившейся социокультурной среды, таких ценных в стратегическом плане факторов формирования турпродукта, как ландшафтная, историко- архитектурная среда и пр.

Литература:

1.         Агаларова Е. Г., Косинова Е. А. Особенности формирования агротуристического рынка в России // Молодой ученый. — 2012. № 11.

2.         Деточенко Л. С. Сельский туризм в России. Возможности и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. № 6.

3.         Косинова Е. А., Агаларова Е. Г. Роль туризма в обеспечении устойчивого развития сельских территорий//Проблемы и пути развития российской провинции: монография. В 5ч. Ч1. Экономика и управление / под общ. ред. Л. Н. Семерковой. Пенза: РИО ПГСХА, 2010

4.         Лащенко Н. С. Практические рекомендации по развитию эко-агротуризма в российской провинции. Выходной материал проекта. М., 2004. URL: http://www.rustowns.ru. (дата обращения 21.05.13)

5.         Невьяновский фонд поддержки малого предпринимательства URL: http://nevfond.ru/rural_tourism/guidelines/3/. — (дата обращения 23.05.2013).

6.         Организационно — методические аспекты и стратегии антикризисного управления предприятиями/ А. В. Медников и др. СПб.: Учебный центр подготовки руководителей, 1994.

7.         Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011–2018 годы» от 2 августа 2011 г. № 644 // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140245/ (дата обращения 23.05.2013).

8.         Проект «Содействие муниципальным образованиям в подъеме агро- и экотуризма как перспективного стратегического направления развития малых и средних городов России» //Ассоциация МЭР при финансовой поддержке Фонда ЕВРАЗИЯ (США) и Агентства по международному развитию США URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-67946.html (дата обращения 23.05.2013).

9.         Проект развития сельского туризма в Черноморском районе АРК Симферополь //Торгово-промышленная палата Крыма // Крымская ассоциация сельского зеленого туризма, 2011

10.     Уланов Д. А. Культурно-исторический потенциал страны как условие развития туризма// Сборник научных статей аспирантов, докторантов, молодых ученых «Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса». Под общ. ред. В. А. Черненко. Спб, 2012, № 3

191015, SPb., Kavalergardskaya st., 7. Lit. A, Faculty of management of entrepreneurial activity. Ph.: 8 (812) 405–74–23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle