Библиографическое описание:

Карачева Д. В. Викторианские мотивы образа Богдана Хмельницкого в романе П. Загребельного “Я, Богдан” // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 499-501.

Павел Загребельный входит в число самых известных писателей Украины. Его исторические романы не перестают вызывать интерес у читателей, а герои его произведений навеки вошли в историю украинской литературы. Наиболее известными его произведениями можно несомненно назвать роман “Чудо” (1968), “Роксолана” (1930), “Я, Богдан” (1983) и т. д. Загребельный не только стремится воссоздать историческую эпоху в своих произведениях, но и лучшим образом показать главного героя, его психологию, раскрыть внутренний мир.

Творчество Павла Загребельного изучало огромное количество ученых, литературоведов, среди которых следует упомянуть такие имена, как Шаховский С., Слабошпицкий М., Дончик В., Тарнашинская Л. и многие другие, однако широкий творческий диапазон писателя вызывает все новый интерес для изучения.

Актуальность заключается в возрастающем интересе к национальным историческим личностям и их биографиям. Автор, обращаясь к истории, не ставит себе цель проиллюстрировать общеизвестное, а использует свою концепцию, которая может не совпадать с общепринятыми взглядами. “Загребельный заинтересовывает читателя фактом, будоражит мысль, направляет в мир истории” [1,c.2]. Произведения Загребельного помогают формировать национальное сознание, сохранять историческую память, выражают самые главные проблемы современности.

Цель статьи — выявить черты викторианской биографии в образе Богдана Хмельницкого.

Различные художественные произведения о реальных исторических личностях всегда были интересными и интригующими для читателей. Не являются исключением и произведения Павла Загребельного, который в большинстве своих романов воссоздает историческую эпоху, вызывает интерес к национальной культуре и дает возможность читателю посмотреть на ту или иную эпоху через призму мировоззрения главного героя.

В данной статье мы рассмотрим роман Загребельного “Я, Богдан”, который повествует нам о нелегкой, но интригующей, интересной, увлекательной и захватывающей жизни одного из самых известных и значимых гетманов Украины Богдане Хмельницком. Обращаясь к историческому прототипу данного литературного персонажа, мы можем увидеть, что его жизнь полна загадок и невероятных событий, борьбы. Загребельный как можно глубже пытается заглянуть в мир своего героя, углубиться в его психологию, так как все произведения Загребельного выделяются своим психологизмом, желанием автора как можно лучше раскрыть характер главного героя. В изображении личности главного героя необходимо выделить чрезмерную философизацию и интеллектуализацию.

“В романе “Я, Богдан” воссоздан образ выдающегося полководца и политического деятеля Богдана Хмельницкого, который возглавил освободительную войну народных масс Украины против социального и национального гнета, войну, которая увенчалась на Переяславской раде в 1654 году воссоединением Украины с Россией” [2, c.1].

Следует отметить, что повествование в романе ведется от первого лица, главный герой сам рассказывает о себе и о своей жизни. Читая роман, мы не можем не обратить внимание на тот факт, что в начале произведения герой рассказывает о себе довольно хвалебно, как бы перечисляя свои заслуги перед родиной и украинским народом и подчеркивая свое место в истории: “…Я –гетман. Я — Богдан… Грех, недуг, гибель — не для меня. Ибо разве может быть грешным целый народ, разве может он стать недужным, разве может погибнуть? А я — народ. Гордая осанка, выпяченная грудь, распрямленные плечи, рука взметнулась с булавой весело и властно. Таким меня напишут живописцы, таким отдадут истории” [2, c. 4]. “Не я происхожу от гетманов — гетманы происходят от меня. Не ищите своей родословной где-то на стороне, ищите ее во мне” [2, c. 6]. Но, в противовес этому, герой не только подчеркивает свою избранность, но и говорит о себе как о простом человеке, таким как все: “Обо мне написано столько книг, что невозможно не только прочесть, но даже сосчитать. Единственный, кто мог объять все написанное, — я сам. Я мог бы сказать этим людям все, что думаю об их нечистых намерениях, нечестных приемах, фальшивом пафосе, безрассудном гневе, безграничной хвале и еще большей хуле. Но я буду молчать. Скажу лишь, что на самом деле я никогда не был таким бравым и молодцеватым, каким меня кое-кто рисовал. Я шел тяжко, не облекал себя в шелка и оксамиты, булава лежала на плече камнем, был я стар, изнурен, измучен горем. И бессилен. А гетманское бессилие страшно своими размерами. Оно превосходит все известное на земле и на небе” [2, c. 4]. Как мы видим, автор подчеркивает две грани Хмельницкого, с одной стороны его величие, а с другой стороны обычного человека, которого тяготит бремя власти и который чувствует себя безутешным и уставшим.

Хмельницкий очень много размышляет и философствует, заботится о том, чтобы люди могли постичь его душу и видеть реальные его цели и подвиги, а не то, что исказили летописцы, вставляя его в выгодном для них свете. “Моих начал никто из них не умел ни понять, ни истолковать” [2, c. 8]. Он возмущен тем, что часто в его деяниях видели злой умысел и корысть, а не желание помочь своему порабощенному и угнетенному народу.

Богдан Хмельницкий изображается в произведении в разных ипостасях: Богдан — гетман, Богдан — человек, Богдан — миф — все они являются составной частью определенного художественного образа и помогают раскрыть психические состояния и мотивы его поступков.

Не обошел стороной автор и личную жизнь Богдана Хмельницкого, в его произведении этому уделено много внимания. Он пытается разобраться какую же роль играли женщины в жизни этого человека, тем самым сильно влияя на судьбу гетмана. Автор предлагает читателям свою художественную версию личной жизни Хмельницкого.

Читая роман “Я, Богдан”, мы можем увидеть, что герой упоминает о своем детстве, о своем отце, задевает проблему влияния отца на его дальнейшую судьбу и характер. “В те времена я еще не был настоящим казаком — был лишь подказаком, и ехали мы с отцом моим, сотником гетмана Конецпольского, возвращаясь из-под Киева, ночевали в каком-то доме, кто знает где, а утром очутились над Росью, где-то неподалеку от Корсуня, и тогда увидели хутор… Казак если не погибает на войне, — сказал отец, — то прячется в такую вот глушь или в монастырь. А тут тебе и хутор, и церковь — будто и в монастыре душа твоя утомленная и измученная. Такой и нам нужно соорудить” [2, c. 9]. Упоминаний о детстве мало, однако читатель может четко понимать из какой семьи Хмельницкий родом и чем занимался его отец, почему Богдан стал казаком. Загребельный дает читателю представление о юных годах Хмельницкого, чтобы еще раз подчеркнуть то, каких высот добился Б. Хмельницкий в будущем.

Автор показывает нам и жестокость польской шляхты по отношению к украинскому населению: “Ведь не щадили ни женщин, ни детей. Детей сжигали на железных решетках, под которые шляхта подбрасывала угли и раздувала огонь своими дорогими шапками. Память об этих зверствах не изгладится сотни лет…” [2, c. 10]. На фоне всей этой польской жестокости, кровопролития и варварства Хмельницкий изображается героем, который хочет возмездия и отмщения за свой народ и за свою родину. Он возмущен тем, что летописцы отзываются о нем как о человеке, мстившем лишь за себя и преследовавшим свои личные интересы: “Горькие шутки, панове, ох горькие! ” [2, c. 11].

Как мы видим, произведение Павла Загребельного “Я, Богдан” дает нам панораму исторических событий времен гетманства Богдана Хмельницкого. На этом фоне автор раскрывает нам характер персонажа, дает нам его психологическую характеристику, раскрываемую многочисленными монологами главного героя и с помощью внедрения в текст других персонажей, которые способствовали лучшему раскрытию образа главного героя. Загребельный стремился в своем произведении психологически передать историю человеческой души на определенном отрезке развития украинской нации. Как художник, он воспользовался своим художественным воображением, художественным домыслом, хотя, должен придерживаться исторической правдивости изображаемого. Отличительной чертой автора является внимание к человеку. Подтверждение этому можно найти и у самого автора в статьях книги “Неложными устами”: “О сюжете я не думаю никогда. Главное для романа — человеческий характер. Возьмите этот характер, толкайте его вперед — сюжет возникнет сам по себе” [3, c. 35]: “Все, что я до сих пор написал и напишу, у меня только об одном: о сохранении человеческой личности, человека как самой драгоценности” [3, c. 36]. Это особое внимание к человеку, его внутреннему миру и его психологии присуще всем произведениям Загребельного. “Писателю помогает все: документы, легенды, хроники, исследования…” [4, c.717]. Читая романы Павла Загребельного читатель может полностью погрузится в тот исторический период, в котором жил герой произведения, как бы принимая участие в событиях. “Автор полностью осознает свою миссию, а именно, не реставратора истории, а ее продолжателя” [1, c. 2].

Следует отметить, что Литтон Стрейчи, известный английский биограф и литературовед, считал, что секрет хорошей биографии заключается в том, чтобы вовремя остановиться. Биография не должна быть ни длинной, ни слишком короткой. Итак, биограф должен остерегаться как избытка, так и недостатка фактов, и ловко маневрировать между двумя крайностями. Чем значительнее достижения человека, тем больше нам хочется знать о рутинной стороне его жизни. Можно смело заявить, что Павлу Загребельному это удалось.

Загребельный изображает Богдана Хмельницкого двояко. Нельзя с четкой уверенностью заявить, что Хмельницкий в этом произведении изображен только как великая личность, изменившая ход истории украинского народа, или же только как обычный человек, на котором лежало тяжелое бремя власти и ответственности. Эти две крайности сильно переплетены в главном герое. Автор с одной стороны использует викторианскую манеру описания героя, возвышая его, подчеркивая величие и власть гетмана, его желание защитить свой народ, его благородство и бесстрашие, а с другой стороны Хмельницкий изображается и как простой человек, который поддается различным чувствам: любви, усталости, печали. Ничто из этого ему не чуждо. Поэтому изображение главного героя только частично можно отнести к стилю викторианской биографии, так как в произведении прослеживаются и описания Хмельницкого не присущие величественной манере викторианской биографии. Однако, в общем восприятии произведения главный герой вызывает положительные эмоции.

Литература:

1.               Красненко О. Особливості відтворення історичних подій у романістиці П. Загребельного // ДЗ Луганський національний університет імені Тараса Шевченка. — 2011. — № 3. — С. 143–147.

2.               Загребельний П. Я, Богдан (Сповідь у славі). — К.: Дніпро, 1986. — 492 с.

3.               Загребельний П. Неложными устами. — К.: Радянський письменник, 1981. –480с.

4.               Загребельний П. Втішання історією. Авторське післяслово. — К.: Видавничий дім “Комп’ютерні системи ”, 2000.

5.               Lytton Strachey Books and Characters// Harcourt, Brace and Company. — 1922. — 383 p.

6.               Дончик В.І. Істина-особистість: Проза П.Загребельного: Літ.-крит. нарис. — К.: Рад. письменник, 1994. — 248 с.

7.               Слабошпицький М. Художнє обличчя історії й сучасності: Над шеститомником творів П. Загребельного // Дніпро. — 1981. — № 8. — С.142–150

8.               Таємниця Євразії, або Жінка і Чоловік з погляду вічності: Розмова з укр. письменником П. А. Загребельним. Записала Л.Тарнашинська // Березіль. — 2000. — № 718. — С.165–173.

9.               Шаховский С. Действенность мысли: О творчестве П. Загребельного //Радуга. — 1984. — № 8. — С.137–143.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle