Библиографическое описание:

Абдукадырова Н. А., Хидирбаев Ш. Е. Роль газетного текста в формировании медиаграмотности учащихся колледжей // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 649-651.

Чтение играет огромную роль в жизни современного человека, являясь письменной формой общения, оно обеспечивает получение информации из таких ее источников, как книги журналы, газеты. Хотя сегодня все имеют свободный доступ к Интернету, газета в современной жизни остаётся важнейшим средством передачи информации. В жизни любого человека она играет огромную роль. Поэтому перед образовательным учреждением стоит задача научить — учащихся читать газеты, как на родном, так и на иностранном языках. Правильно поставленное обучение чтению общественно-политической литературы (и в первую очередь газетных текстов) является одним из сильных средств идейно-политического воспитания, стимулирует интерес школьников к иностранному языку и способствует развитию речевых навыков. Поэтому основная цель формирования медиарамотности у учащихся состоит в том, чтобы привить им навыки учтения информационных газетных текстов, дополняя работу просмотром теле- и прослушиванием радиопередач по сходному содержательно-текстовому материалу, подготовить их к обмену информацией друг с другом.

Учащийся колледжа, а тем более студент вуза должен уметь не только читать иностранную газету, извлекать из нее интересующую его информацию, но и передать содержание, давать оценку прочитанного, высказывать своё мнение о нём.

Приступая к работе с газетой на уроках английского языка, с учащимися можно провести беседу о газетах. издаваемых в Узбекистане (или в другой стране), в Великобритании, в США, показать отдельные номера из них. Необходимо познакомить их с общей структурой газет, с размещением публикуемых в них материалов, перечислить рубрики, имеющиеся в газетах, с которыми им предстоит работать. Их следует научить просматривать газеты, при этом обратить внимание на заголовки статей и набранные выделенным шрифтом блоки текста, чтобы получить общее представление от номера. Вначале рекомендуется знакомить школьников с материалами, близкими им по своей тематике, рассказывающими о жизни школы, учебе, быте и отдыхе молодежи, о спорте и событиях культурной жизни.

Преподаватель может сам определить статьи, подходящие учащимся для прочтения и их обсуждения. Такие статьи должны быть не слишком большими по объему (18–20 строк газетного столбца); доступными для понимания по лексическому составу и тематике; интересными по содержанию; имеющими воспитательное значение.

Учащимся колледжей можно предлагать подбирать интересующие их тексты по определенной тематике. Но необходимо руководить этой работой. Политинформация может проводиться на тему, выбранную самим учащимся.

Работа с газетой включает несколько этапов:

I. чтение и перевод заголовков статей газеты;

II. чтение и перевод подписей, текста под фотоматериалами и политическими карикатурами;

III. краткое изложение содержания газетной статьи на русском или иностранном языке (в зависимости от уровня подготовленности учащихся);

IV. краткий обзор ряда статей;

V. краткий обзор всего номера газеты в целом.

Для работы с газетой на первом этапе можно использовать типовые упражнения: 1)найдите знакомые слова и выражения в заголовке; 2) найдите знакомые элементы английских пословиц или поговорок, которые вы знаете; 3) расшифруйте знакомые сокращения в заголовках; 4) прочитайте заголовок и скажите, что может говориться о.... в данной статье и т. д.

Газетная иллюстрация всегда злободневна, актуальна, содержит новейшую ин формацию, освещает самые последние события. При работе над переводом подписей под фотоматериалами, иллюстрациями, желательно, чтобы преподаватель вначале сам прочитал подпись, а затем попросил одного из учеников перевести её, помогая ему в трудных местах. Затем после стилистической обработки прочитывается окончательный вариант перевода. Благодаря регулярно проводимой работе у школьников вырабатываются навыки аудирования и запоминания слов и выражений, типичных для газетно-информационного стиля.

Газетные тексты общественно-политического содержания всегда представлены определенными жанрами: хроника, заметка, отчет, информационное сообщение, статья комментарий и т. п.. Когда учащиеся приступают к третьему этапу работы с газетным материалом, желательно, чтобы преподаватель отработал газетную статью, которая была бы доступна школьникам по содержанию и уровню языковой трудности. Наиболее удобным учебным материалом для начального этапа работы с газетой являются сообщения о визитах государственных и общественных деятелей и др. корреспонденции информационного характера. Материалы такого рода отличаются краткостью и лаконичностью, что очень важно на данном этапе. Следует подбирать газетные тексты с таким расчетом, чтобы в них был минимум незнакомых слов и чтобы содержащаяся информация, была уже известна учащимся из сообщений газет, радио и телевидения.

При чтении информационного материала преподаватель просит учащихся выявить знакомые названия, сокращения, типичные традиционные газетные словосочетания или клише. При этом одновременно отрабатывается произношение имен собственных, географических названий и других трудных слов.

Статья прочитывается и переводится под руководством преподавателя, который помогает устранить лексические и грамматические трудности. Это время желательно проводить работу над наиболее распространенными словами и устойчивыми словосочетаниями, часто встречающимися в газетных текстах. Тренировать учащихся в их употреблении можно путем вопросов, подставочных таблиц, а также с помощью перевода.

Так, например, при чтении статьи об оказании экономической помощи другим государствам целесообразно изучить слова и словосочетания, связанные с понятием помощи:

Assistance, aid, help — помощь;

To rider assistance — оказывать помощь;

To off assistance — предлагать помощь;

Mutual assistance — взаимная помощь;

All round assistance (hе1р) — всесторонняя помощь.

Подобная общественно-политическая лексика может отрабатываться и в форме подстановочных таблиц.

После того как газетная заметка прочитана, учащиеся кратко излагают её содержание сначала на русском, либо сразу на английском языке. После этого можно попросить школьников передать содержание статьи.

Для работы с газетой на третьем этапе можно использовать упражнения:

1.                  Прочитайте статью и найдите в ней ответы на поставленные вопросы (которые готовятся учителем заранее).

2.                  Выразите в одном предложении мысль, заключенную в первом абзаце статьи.

3.                  Расположите в хронологическом порядке те события, о которых идет речь в статье. И т. д.

На четвертом этапе главным требованием (помимо обучения школьников чтению и пониманию газетных текстов) является формирование умения составлять несложные монологические высказывания — краткий обзор ряда газетных статей.

Для работы с газетой на четвертом этапе можно использовать упражнения:

1.      Просмотрите статью и объясните, что в ней является важным и актуальным;

2.      Сократите статью до двух-трех предложений, выражающих основную мысль. Запишите свой вариант.

3.      Просмотрите несколько статей и определите, в каких частях (абзацах) содержится основная информация.

4.      Просмотрите газету и назовите основные статьи, посвященные обзору важнейших событий международной жизни за неделю.

5.      Просмотрите газету и подготовьте устно резюме на материале статей, посвященных важнейшим событиям жизни нашей страны за неделю.

6.      Подготовьте краткое сообщение на одну из тем общественно-исторического или социально-культурного характера по материалам прессы за неделю.

Пятый этап является завершающим и позволяет проверить, насколько эффективно выполнена основная целевая установка при работе с газетным материалом: научить учащихся читать, понимать и переводить газетные статьи, вести беседу и делать краткие сообщения по газетному материалу. На данном этапе задания приобретают творческий характер.

1.         Доклад. Один из учащихся выступает с заранее подготовленным обзором номера газеты, а затем отвечает на вопросы товарищей.

2.         Семинар. Несколько учащихся готовят рефератное изложение статей, посвященных событиям внутренней жизни, международным событиям, спортивным комментариям и т. п. потом отвечают на вопросы учителя.

3.         «Пресс-конференция». Этот вид работы требует особенно тщательной подготовки и хорошего знания газетного материала. Ведущий распределяет среди учащихся роли «корреспондентов» и «специалистов-международников». В крут его обязанностей входит объявление «пресс-конференций» открытой (закрытой), представление слова выступающим и др. вопросы организационного характера. «Корреспонденты» должны задавать вопросы «специалистам», т. е. фактически брать интервью. Во время «пресс-конференции» могут возникнуть дискуссии, учащиеся творчески, активно участвуют в работе..

Одной из форм работы с газетой является политинформация. Сначала надо определить минимум общественно-политической лексики, необходимой для усвоения в каждом классе. Преподаватель отбирает грамматический материал структуры с глаголами to be, to have с глаголами настоящего неопределенного времени и настоящего длительного времени материал для аудирования и лексикотематических зарядок в начале уроков, новую лексику, песни, стихи (пословицы, поговорки): подготавливает тренировочные упражнения. После прослушивания текста преподаватель проводит вопросно-ответное упражнение, просит учащихся закончить предложение, предлагает учащимся изложить содержание прослушанного по цепочке с опорой на наглядность. Преподаватель может спросить, о чем говорится в этом тексте. Затем можно выполнить следующие упражнения:

1.      Найдите новые слова в тексте;

2.      Зачитайте предложения с новыми словами;

3.      Закончите предложения по смыслу;

4.      Согласитесь, ли опровергните высказывание;

5.      Вопросно-ответное упражнение по содержанию прочитанного;

6.      Описание или рассказ по цепочке;

7.      Сообщение о праздновании праздника и выражение личного отношения учащихся к событиям в стране и за рубежом.

Усвоение лексики в такой последовательности обеспечивает её активное использование. Преподаватель сосредоточивает внимание учащихся на работе с текстами общественно-политического характера и на работе с газетой: сначала все работают над одной статьей в классе, а со временем работа организуется по группам, причем статьи, над которыми работает группа учащихся, должны быть разными. Таким образом, учащиеся готовятся к самостоятельной работе с газетой.

Политинформация проводится раз в неделю. Ее готовят все учащиеся. Преподаватель приучает учащихся слушать своих товарищей, с тем чтобы избежать повторении и дать оценку сказанному. После того как учащиеся усвоят этот вид работы, преподаватель оценивает их работу, учитывая объем высказывания и особенно актуальность сообщения.

Таким образом, целью формирования медиаграмотности у учащихся является привитие им навыки чтения газетных текстов, подготовки их к повседневному чтению газет. Одна из основных задач — научить учащихся ориентироваться в синтаксически усложненном газетном тексте, членить сложные синтаксические структуры на более простые, выработать у них умения и навыки беглого чтения с оперативным извлечением необходимой информации.

Литература:

1.         Гез Н. И. Роль условий общения при обучена слушанию и говорению. — Иностранные языки в школе, 1981,. № 5.

2.         Стам И. С. Интепретация газетного текста: выявление оценочных связей заголовка и текста. — Иностранные языки в школе, 1985,. № 5.

3.         Малявин Д. В., Аникина В. Н., Латушкина М. С. Работа с газетой на английском языке в средней школе. — М., 1981г. с. 109–115, с. 98–108, с. 6–30.

4.         Яценко Б. И. Политическая информация на уроках французского языка в У11-Х классах. — Иностранные языки в школе, 1986, № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle