Библиографическое описание:

Матвиенко Ю. А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 744-748.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки.

Ключевые слова:контроль, самоконтроль; учебная деятельность; педагогические условия; психолого-педагогическая подготовка будущих экономистов.

Проблема успешного вхождения в специальность, начало профессиональной карьеры экономиста — одной из самых престижных профессий, в значительной степени зависит от способности выпускника экономического вуза к целеполаганию личностного и профессионального саморазвития и самообразования, умения планировать карьеру, эффективно общаться и объективно оценивать результаты деятельности. На рынке труда те из молодых специалистов, которые проявляют творчество, имеют кроме знаний высокую способность к самообразованию, самосовершенствованию, к поиску новых, эффективных форм организации своей деятельности имеют значительные преимущества. Реализация любой из функций самоуправления предполагает формирование умений самоконтроля у будущих экономистов еще на этапе их обучения в высших учебных заведениях. Как отмечал Вербицкий А. А. «От высшей школы теперь много требуется и, прежде всего, решение некоторых научных, педагогических, методических и организационных задач, одной из которых является переход обучения на более высокую ступень интеллектуального и творческого развития студентов, исходя из требований обучать рационально думать и систематически самостоятельно учиться» [4, с.11]

Базовая подготовка экономистов в высшей школе рассматривается не только как процесс получения знаний, а прежде всего как процесс формирования у студентов навыков анализа ситуаций, решение проблем, которые возникают, отстаивание собственного мнения и предвидения последствий принятых решений, которые требуют активизации осознанной и самоуправляемой познавательной деятельности студентов.

Итак, одной из важных задач высшей школы является развитие у студентов умений самостоятельно управлять учебной деятельностью, контролировать и оценивать ее результаты, что, в свою очередь, позволит студенту эффективно управлять процессом овладения знаниями в процессе обучения.

Как утверждает Л.Деркач, предметом специального исследования самоконтроль становится в 20-е годы ХХ века, когда началось развитие многих теорий, в частности — бихевиоризма, которые определенным образом раскрывали психологическую природу самоконтроля (Давидсон, Конорер, Филипс). Этот подход нашел дальнейшее развитие в работах необихевиористов (Б.Скиннер, Е.Толмен, К.Халл), в которых было изложено понимание физиологического механизма самоконтроля зависящего от внутреннего поведения личности. По их мнению, психологическая сущность самоконтроля, во многом зависит от контролирующей роли внешних стимулов [6].

Весомый вклад в исследование взаимосвязи между эффективностью усвоения знаний и самоконтролем, определение стадий формирования навыков самоконтроля, в течение которых растет самостоятельность ученика, осуществил в середине 20-х годов известный педагог и психолог П. П. Блонский.

П. П. Блонский показал зависимость развития самоконтроля от изменений, происходящих в соотношении между такими психическими процессами, как память и мышление. Он подчеркивал всевозрастающую роль мышления в развитии и совершенствовании самоконтроля и в процессе усвоения знаний. Вывод им формулируется так: «Усвоение без проверки — простая, безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой,— память, работающая под контролем мышления»  [3].

В педагогике проблему самоконтроля анализировали в основном в рамках понятия самостоятельности и сознания учеников в процессе обучения (Н. Ф. Бундак, Б. П. Есипов [] С. Ф. Иванов, С. М. Ривес, К. Д. Ушинский и др.).

Позже, во второй половине ХХ в., проблема формирования самоконтроля стала предметом специального изучения. П. М. Ердниев, А. К. Маркова, Н. А. Омельченко и др.. подтвердили правильность выводов П. П. Блонского, заметив, что качеству усвоения знаний учащимися, заметно способствует их самоконтроль за ходом и результатами учебной работы. С. И. Архангельський, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина и др., освещая вопросы управления процессом приобретения и усвоения знаний, также признают необходимость осуществления внешней обратной связи (к тому, кто обучает) и внутренней (к тому, кто обучается). Они доказали, что развитый самоконтроль не только улучшает результаты познавательной деятельности, но и способствует повышению его активности. Учеными было показано значение самоконтроля как весомого звена учебного процесса, сущность которого заключается в обеспечении внутренней обратной связи [1 с.33].

Сегодня накоплен большой опыт исследования психологических основ самоконтроля (Г.Абрамов, Ф. Я. Арет, В.Выготский, В. В. Глазырин, Д.Эльконин, Л. Б. Ительсон, Г. С. Никифоров, Л. И. Рувинский и др..), его физиологической природы (П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, и др..,) педагогические вопросы самоконтроля (Е.Александрова, П. П. Блонский, П. М. Эрдниев, А. С. Лында, В. А. Сластенин, Г. С. Собиева и др.), места и роли самоконтроля в развитии познавательных способностей (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн и др.), его значение для успешности осуществления самостоятельной работы учащихся (Л. Н. Журавська, В. А. Козаков, А. С. Лында, П. И. Пидкасистый, А. В. Усова и др.)., возможностей по совершенствованию самовоспитуемой деятельности студентов (А. К. Громцева, В. Н. Худяков и др.)., влияния на активизацию учащихся (М. А. Данилов, З. М. Калеева, М. Н. Скаткин и др.)., способов использования самоконтроля в процессе программного обучения (В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина и др.) и другие.

Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что проблема контроля и самоконтроля за получением знаний, практических навыков и умений появилась вместе с необходимостью в приобретении знаний и умений. Указанная проблема не потеряла своей актуальности и продолжает привлекать внимание педагогов и психологов.

Для понимания роли самоконтроля в процессе обучения важно представить его место в системе взаимодействия преподавателя и студентов. Ю. К. Бабанский в своих работах указывает на необходимость одновременного осуществления контроля и самоконтроля учащихся, что позволяет обеспечить функционирование обратной связи в процессе обучения. По мнению Ю. К. Бабанского самоконтроль является важным учебным умением, специфика которого заключается в том, чтобы самостоятельно находить ошибки, неточности, замечать способы устранения найденных пробелов. Развитие мотивации студента к саморазвитию и самостоятельному контролю своей деятельности, поступков является одной из основных задач современной высшей школы. Согласно концепции профессионального управления, самоконтроль является необходимым элементом учебной деятельности, способствует самоуправлению собственным развитием. Ученый рассматривает самоконтроль как важный элемент учебной деятельности, который способствует повышению эффективности обучения по всем предметам.

Действительно, между преподаванием и учением, контролем преподавателя и самоконтролем учащихся существует связь: они образуют систему. Контроль преподавателя за усвоением студентами научных понятий невозможно без деятельности учащихся. Самоконтроль и контроль дополняют друг друга. Реализация преподавательского контроля, опыт, полученный студентами в ходе контроля, позволяет совершенствовать деятельность, связанную с самоконтролем.

Соответственно, преподаватель должен подбирать формы, методы, приемы формирования умений самоконтроля у студентов экономических специальностей на каждом этапе формирования умственных действий с целью ускорения перехода студента к ориентировочной основе действия, свидетельствующего об интериоризованности потребности в контроле, его способность осуществлять контроль собственных достижений самостоятельно, то есть о сформированности умений самоконтроля.

Как видно из вышесказанного, процесс самоконтроля нельзя отделять от процесса контроля, по сути — это две стороны единого процесса развития личности, эффективность контроля в значительной степени зависит от мотивации к обучению, от познавательной активности учащихся, и, соответственно — от их способности к самоконтролю собственной деятельности учения. Если под контролем учебной деятельности в высшей школе понимают проверку уровня успеваемости студентов, то, соответственно, самоконтроль должен обеспечивать способность студентов проверить свою работу, приобретенные знания, поведение и регулировку их путем внесения соответствующих коррективов. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность как самого процесса выполнения работы, так и его корректировки.

Следовательно, с точки зрения теории управления, процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы перевести обучающегося, с позиции объекта в позицию субъекта управления собой и своей учебной деятельностью (самоуправления). В такой ситуации он становится носителем всех основных функций управления, включая функции организации и контроля, для самого субъекта учения приобретают формы самоорганизации и самоконтроля, ведь умение контролировать результаты своей деятельности — является одним из проявлений самостоятельности, которая необходима обучаемому, для углубления знаний, развития познавательных способностей. По нашему мнению, необходимо учитывать определенную динамику в пределах связи контроля и самоконтроля. В частности то, что овладевая теми или иными умения самоконтроля, будущие экономисты приобретают способность брать на себя все большую часть образовательных и управленческих функций, которые поначалу относятся только к преподавателю. В результате этого учебная деятельность наполняется дополнительным, личностным смыслом, повышается социальная значимость активности студента. Формирование у студентов экономических специальностей умений самостоятельно контролировать и оценивать ход и результаты своего обучения и на этой основе управлять процессом овладения знаниями, умениями и навыками — является одним из важных факторов активизации познавательной деятельности студентов в высших учебных заведениях.

Наши исследования также подтверждают тот факт, что студенты, у которых сформирована потребность к самоконтролю, систематически осуществляют его, имеют более высокие результаты обучения в отличие от тех, которые ориентируются на результаты только преподавательского контроля.

Это можно объяснить тем, что те, кто учится, осуществляют непрерывный контроль за своими действиями, могут уменьшить отклонения реального протекания процесса усвоения от ожидаемого. В процессе самоконтроля студент получает информацию об уровне усвоения им научных понятий, на основании которой он принимает решение о ходе своих дальнейших действий.

Таким образом, развитые умения самоконтроля у студента позволяют последнему постепенно взять часть образовательных и управленческих функций преподавателя на себя. В результате учебная деятельность наполняется личностным смыслом, повышается социальная значимость активности студента. Это позволяет сделать вывод, что одной из важных задач обучения студентов, в том числе экономических специальностей, является развитие у них умений самостоятельно контролировать и оценивать ход и результаты своего обучения, и на этой основе управлять процессом овладения знаниями, умениями, навыками.

Самоконтроль студентов обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получения студентами информации о полноте и качество изучения материала, прочности сформированных умений и навыков, трудностях и недостатках, которые возникли. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирование обучения. С ее помощью студент реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения заданий путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий, упражнений, опытов и т. д. Самоконтроль является неотъемлемым регулятивным компонентом любой целенаправленной деятельности (игровой, учебной, производственной). Чем значима для личности отметка и чем труднее ее достичь, тем большую роль играют процессы самоконтроля.

Обобщая вышесказанное, можно выделить три основных структурных элемента самоконтроля: самопроверку — проверку достигнутого результата; самооценивание — оценку студентом самого себя, своих возможностей (самооценка); самоанализ — анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, эмоциональных реакций, переживаний, и наконец — качеств личности, мотивов и поведения (рефлексия).

Термином «самоконтроль» везде обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности. Субъект не только определяет свои состояния и психические процессы, а подвергает рефлексии собственную деятельность с позиции достижения поставленных целей и оценивает ее результативность. Важно отметить, что рефлексия преподавателя представляет собой «процесс познания самого себя как профессионала, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний в связи с профессионально-педагогической деятельностью, осознание того, как его воспринимают и оценивают студенты, коллеги» [2]. Самоконтроль возникает вместе с появлением рефлексивной деятельности по отношению к процессу организации обучения, умственной проработки его целей, способов осуществления, результатов.

Итак, самоконтроль — это осознанная регуляция человеком своего поведения и деятельности для обеспечения соответствия их результатов поставленной цели, требованиям, нормам, правилам и т. д. Оценка самоконтроля заключается в предотвращении ошибочных действий или операций и исправлении их. Самоконтроль является важным средством умственного и нравственного самосовершенствования личности. Важной предпосылкой успешного осуществления самоконтроля является самооценка личности. Именно на ней основывается сравнение себя, своих достижений с теми требованиями, которые существуют в социуме в отношении определенных видов деятельности.

Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности студентов и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

Поэтому становится понятным, что использование в практике учебной деятельности задач для самоконтроля повышает эффективность обучения и улучшает успеваемость студентов.

Поскольку умение самоконтроля мы относим к профессиональным умениям экономиста и преподавателя экономических дисциплин, то на основе анализа состояния психолого-педагогической подготовки студентов экономических специальностей, а также с учетом опыта работы в качестве преподавателя университета, мы определили комплекс заданий, которые являются необходимыми и достаточными для успешного развития и функционирования системы формирования умений самоконтроля учебной деятельности в процессе такой подготовки. Приведем пример одного из заданий.

В начале семестра студентам II курса по дисциплине «Психология деятельности и учебный менеджмент» предлагается принять участие в игре «Личный счет». Игра проводится для того, чтобы с помощью ведения условного счета повысить заинтересованность студентов в активной работе на занятиях (мотивация), а также за его пределами; научить студентов методам, способам, приемам самоконтроля, самооценки. Игра моделирует деятельность рабочего определенной фирмы (избирается совместно со студентами), который ведет учет денежных средств (т. е. баллов), поступающих и расходуемых.

Предлагаем описание проведения игры (игра доработана и адаптирована на примере игры «Лицевой счет» за В. В. Гузеевым) [5].

В течение одного занятия игра занимает 1–2 минуты (на реплики преподавателя в ходе занятия и на подведение итогов счета в конце).

Все участники игры получают возможность учитывать свои основные и дополнительные доходы, а также и расходы, связанные с основной «производственной» деятельностью — учебой. Все студенты получают одну роль — работника, устроился на работу по контракту с определенной суммой заработной платы (баллы — мах 100). Преподаватель берет на себя роль руководителя фирмы, который нанимает рабочих, выплачивает им заработную плату (выставление баллов), а также определяет и предоставляет премии за хорошую работу и назначает штрафы в случае нарушения «производственной» дисциплины (что оговаривается заранее).

Все денежные суммы, поступающие и расходуемые, фиксируются безналичным способом в личном счету. В этом случае студент самостоятельно записывает все свои расчеты с преподавателем в условных денежных единицах. Основным источником поступления денежных средств на лицевой счет является «заработная плата», которая устанавливается за активную работу на занятиях, качественное выполнение домашних заданий, сообщения дополнительной информации и т. д. Эту сумму каждый студент записывает на свой лицевой счет после выплаты денег преподавателем, т. е. в конце занятия. Если студент пропустил занятие по уважительной причине, например — болезнь, он может получить пособие по временной нетрудоспособности (при наличии справки от врача), а также при возмещении недополученных знаний. Размер пособия устанавливается на уровне 50 % от ставки.

За оригинальные ответы, усвоение материала сверх учебной программы, самостоятельное, инициативное углубление знаний с помощью источников выплачиваются денежные премии. Кроме того, студент может получить специальную денежную премию за интересное выступление, первое место в игре. Размер премии устанавливается педагогом по согласованию со всеми игроками.

Преподаватель имеет право налагать на студентов денежные штрафы: за опоздание без уважительной причины, нецензурные высказывания на занятиях, неуважение к коллегам и т. д. Эти основания, а также размер штрафа тоже согласовываются со всеми участниками игры.

В личном счете указывается, за что получена данная сумма игровых денег и на какие цели она расходуется.

Основной критерий оценки — сумма на лицевом счете, который является основанием для выставления дополнительной оценки в журнал и, соответственно, в ведомость. Дополнительным критерием может быть аккуратность и правильность заполнения лицевого счета.

Для лицевого счета студенту необходимо завести отдельную тетрадь (Таблица 1).

Лицевой счет

ФИО студента_________________________________________

Курс, специальность, № группы______________________

№ п/п

Приход

Расход

Остаток

Статья

Сумма

Статья

Сумма

1

Заработная плата за (дата)

5

5

2

Премия за «.»..

3

3

3

Штраф за...

1

7

Именно введение подобных заданий, по нашему мнению, позволит сформировать умения самоконтроля будущих экономистов в процессе их психолого-педагогической подготовки. Прежде всего, это умения — целеполагания — способность правильно и четко сформулировать цель задания; самопроверки — проверка достигнутого результата, самооценки — оценка личности самой себя; самоанализ — анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей; самокоррекции — способность исправления самим студентом ошибки; рефлексии — анализ качества собственной личности.

Поэтому, по нашему мнению, желательно в процессе учебной деятельности предоставлять студентам задания на осознание, понимание, анализ собственной деятельности, что значительно улучшит усвоение материала.

Следовательно, важной формой проявления активности личности в процессе деятельности является самоконтроль, который занимает центральное место среди необходимых условий формирования умений и навыков. Умение самому контролировать свою работу и на этой основе корректировать ее является одним из проявлений самостоятельности, которая необходима студентам для приобретения, углубления и расширения знаний.

Литература:

1.         Вербицкий А. А. Активное обучение в вістей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.

2.         Деркач Л. Н. Психологические основы самоконтроля учащихся в процессе обучения иностранным языкам: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.07; — Защищена 29.06.1994; Утв. 14.11.1994. — К., 1994. — 311 с.; ил., табл. –Библиогр.: с.271–301.

3.         Блонський П. П. Самоконтроль и усвоение // Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — С.62–65. — Библиогр.: с. 384–398.

4.         Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

5.         Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

6.         Гузеев В. В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий. — 286с.

7.         Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. Лында. — М.: Высшая школа, 1979. 340 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle