Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Цибульская Е. В. Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 32-33. — URL https://moluch.ru/archive/82/15005/ (дата обращения: 15.12.2018).

В настоящее время становление личности происходит в новых социально-экономических условиях, в иной нравственно-этической атмосфере, что требует пересмотр самих подходов к организации обучения и воспитания. Изменились дети, изменились и учителя. Уже не получится обучать современных детей, не применяя современных методов обучения. Нельзя говорить, что все должно измениться и методы тоже должны быть новыми. Необходимо применять некоторые известные уже методы, только по-новому. Так, например, самоконтроль и самооценка. Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении и обнаружении уже совершенных ошибок. В методической литературе выделяют следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, комбинированная.

Рассмотрим форму работы в парах. Для этого можно предложить следующий тип заданий: «Составь задачу». Например, на доске можно сделать следующую запись:

 

Как видно из краткого условия здесь отсутствуют единицы измерения и вопрос задачи. Поэтому при составлении задачи учащиеся могут проявить творчество. Учитель может направить учащихся следующими наводящими вопросами:

1.      О чем задача?

2.      Какие единицы измерения выбрать?

3.      Какой задать вопрос?

4.      Каким способом решать?

Справиться одному ученику с данным заданием затруднительно. А работая в паре, они обсуждают и текст задачи, и вопрос, который можно поставить. Кстати, в этой задаче может быть поставлен не один вопрос, а два и более. Тогда пара может разделиться и каждый составит собственную задачу. Выбирая методы решения задачи, учащиеся также могут предложить свой метод решения. После составления текста задачи очень важно, чтобы каждый ученик решил ее, доказывая тем самым, что задача решаемая и имеет вполне объективный реальный ответ. Об ответах можно поговорить особо. Решив задачу, ученик должен оценить: а может так быть или нет. Например, может ли получиться скорость течения реки 16 км/ч, а скорость движения туриста 40 км/ч, или 5,5 человека в бригаде. Тем самым, такой тип заданий заставляет учащихся на каждом этапе выполнения задания контролировать свои действия и полученные результаты.

Большую пользу для развития навыков самоконтроля у учащихся могут сыграть задания на нахождение ошибок. Например, найти ошибку в следующих примерах

2,5∙0,4 =100;

23–2,3=0;

2,7 + 1,3=4,0;

Такого типа задания можно предложить учащимся во время устного счета. Следующие задания, которые можно предложить учащимся — это частичное или неполное решение примеров или уравнений. Например, заполнить пропуски в решении уравнения:

2,5х — 6,1–1,2х = 0,4

2,5х — … = 0,4 + …

х = …: …

х = 5

Или, закончи решение уравнения:

2,5х — 6,1–1,2х = 0,4

2,5х — 1,2х = 0,4 + 6,1

……………………….

Задания с недостающими или избыточными данными также могут заставить учащихся задавать себе вопросы и пытаться получить на них ответы. Например, можно предложить следующую задачу: «Известно, что собственная скорость теплохода на 16 км/ч больше скорости течения реки. Найдите скорость теплохода по течению реки». Нетрудно заметить, что для получения ответа на поставленный вопрос в условии задачи отсутствует скорость течения реки. Или следующий пример задачи, но с избыточным условием: «Коля живет от Миши на расстоянии 2,4 км. Этот путь Коля проехал на велосипеде за 0,4ч со скоростью 6 км/ч, а обратный путь по той же дороге он проехал со скоростью 8 км/ч. На какой путь Коля потратил меньше времени?» Пытаясь решить задачу, учащиеся находят лишнее условие — время затраченное Колей на путь до Миши.

Для работы в группах можно предложить задание: «Расскажи мне про число» и на доске учитель записывает какое-либо число. Кто предложит больше свойств числа, та группа и является победителем. Прежде, чем назвать вслух свойство числа, ученик должен проверить это самостоятельно и в группе обсудить: верно это или нет.

При систематическом выполнении таких заданий формируются навыки самоконтроля и самооценки учащихся, которые способствуют лучшему и более глубокому усвоению учебного материала.

 

Литература:

 

1.      Особенности организации работы по формированию самоконтроля в процессе обучения английскому языку на среднем этапе обучения http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/12/osobennosti-organizatsii-raboty-po-formirovaniyu

2.      Учебник «Математика. Учебник для 5 класса» в 2 частях: Э. Г. Гельфман. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

3.      Учебная книга и практикум для 5 класса в 2 частях: Э. Г. Гельфман. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

Основные термины (генерируются автоматически): задача, скорость течения реки, учащийся, задание, решение уравнения, свойство числа, тип заданий.


Похожие статьи

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

Текстовые задачи подразделяются на несколько типов задач, которые для наглядности приводятся в таблице 1.

Но существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при решении данных заданий.

Формирование креативности учащихся основной школы...

Учащиеся составляют типовые задачи на движение по реке, озеру.

Задача 2. Какое число равно своей половине?

Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа.

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене...

Общего алгоритма составления таких уравнений нет, но эти задачи достаточно однотипные.

Рассмотрим основные типы текстовых задач.

‒ Если в условии задачи речь идет о движении плоте, то его скорость равна скорости течения реки.

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

Другая особенность прикладных задач состоит в постоянном стремлении довести решение до числа, причем «круглые» ответы здесь весьма редки. Задачи же, применяемые в школьной практике, порой создают у учащихся представление о том...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Карточка представляет собой матрицу оценивания выполненных учеником заданий

Решая ситуационные задачи у учащихся формируются УУД. А именно

Для площадей справедливы следующие свойства: 1. Площадь фигуры является неотрицательным числом.

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Решая различные типы аналогичных задач, постепенно тренируется память, смекалка, быстрота реакций, а также формируется

За сколько дней придёт лодка без мотора от пункта А в пункт В по течению реке? Решение: Через v обозначим скорость течения воды

Методика решения задач на относительность механического...

Покажем возможности обучения учащихся методу решения задач на относительность механического движения на следующем примере урока.

Задача 4. Пассажир, сидящий у окна поезда, идущего со скоростью 72 км/ч, видит в течение 10 с встречный поезд.

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

Решение задач на отгадывание чисел. Комбинации в расположении.

Задачи на движение по течению и против течения.

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

Этот тип задания необходимо применять на первых этапах изучения темы, так как в таких

Рис. 1. При решении данной задачи учащиеся сначала высказывают свои предположения о том, от чего зависит длина зеркала, затем составляют функцию, выражающую длину зеркала.

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

Текстовые задачи подразделяются на несколько типов задач, которые для наглядности приводятся в таблице 1.

Но существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при решении данных заданий.

Формирование креативности учащихся основной школы...

Учащиеся составляют типовые задачи на движение по реке, озеру.

Задача 2. Какое число равно своей половине?

Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа.

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене...

Общего алгоритма составления таких уравнений нет, но эти задачи достаточно однотипные.

Рассмотрим основные типы текстовых задач.

‒ Если в условии задачи речь идет о движении плоте, то его скорость равна скорости течения реки.

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

Другая особенность прикладных задач состоит в постоянном стремлении довести решение до числа, причем «круглые» ответы здесь весьма редки. Задачи же, применяемые в школьной практике, порой создают у учащихся представление о том...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Карточка представляет собой матрицу оценивания выполненных учеником заданий

Решая ситуационные задачи у учащихся формируются УУД. А именно

Для площадей справедливы следующие свойства: 1. Площадь фигуры является неотрицательным числом.

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Решая различные типы аналогичных задач, постепенно тренируется память, смекалка, быстрота реакций, а также формируется

За сколько дней придёт лодка без мотора от пункта А в пункт В по течению реке? Решение: Через v обозначим скорость течения воды

Методика решения задач на относительность механического...

Покажем возможности обучения учащихся методу решения задач на относительность механического движения на следующем примере урока.

Задача 4. Пассажир, сидящий у окна поезда, идущего со скоростью 72 км/ч, видит в течение 10 с встречный поезд.

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

Решение задач на отгадывание чисел. Комбинации в расположении.

Задачи на движение по течению и против течения.

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

Этот тип задания необходимо применять на первых этапах изучения темы, так как в таких

Рис. 1. При решении данной задачи учащиеся сначала высказывают свои предположения о том, от чего зависит длина зеркала, затем составляют функцию, выражающую длину зеркала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

Текстовые задачи подразделяются на несколько типов задач, которые для наглядности приводятся в таблице 1.

Но существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при решении данных заданий.

Формирование креативности учащихся основной школы...

Учащиеся составляют типовые задачи на движение по реке, озеру.

Задача 2. Какое число равно своей половине?

Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа.

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене...

Общего алгоритма составления таких уравнений нет, но эти задачи достаточно однотипные.

Рассмотрим основные типы текстовых задач.

‒ Если в условии задачи речь идет о движении плоте, то его скорость равна скорости течения реки.

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

Другая особенность прикладных задач состоит в постоянном стремлении довести решение до числа, причем «круглые» ответы здесь весьма редки. Задачи же, применяемые в школьной практике, порой создают у учащихся представление о том...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Карточка представляет собой матрицу оценивания выполненных учеником заданий

Решая ситуационные задачи у учащихся формируются УУД. А именно

Для площадей справедливы следующие свойства: 1. Площадь фигуры является неотрицательным числом.

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Решая различные типы аналогичных задач, постепенно тренируется память, смекалка, быстрота реакций, а также формируется

За сколько дней придёт лодка без мотора от пункта А в пункт В по течению реке? Решение: Через v обозначим скорость течения воды

Методика решения задач на относительность механического...

Покажем возможности обучения учащихся методу решения задач на относительность механического движения на следующем примере урока.

Задача 4. Пассажир, сидящий у окна поезда, идущего со скоростью 72 км/ч, видит в течение 10 с встречный поезд.

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

Решение задач на отгадывание чисел. Комбинации в расположении.

Задачи на движение по течению и против течения.

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

Этот тип задания необходимо применять на первых этапах изучения темы, так как в таких

Рис. 1. При решении данной задачи учащиеся сначала высказывают свои предположения о том, от чего зависит длина зеркала, затем составляют функцию, выражающую длину зеркала.

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

Текстовые задачи подразделяются на несколько типов задач, которые для наглядности приводятся в таблице 1.

Но существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при решении данных заданий.

Формирование креативности учащихся основной школы...

Учащиеся составляют типовые задачи на движение по реке, озеру.

Задача 2. Какое число равно своей половине?

Процесс проявления креативных способностей учащихся через решения задач «открытого» типа.

Типология текстовых задач в Едином государственном экзамене...

Общего алгоритма составления таких уравнений нет, но эти задачи достаточно однотипные.

Рассмотрим основные типы текстовых задач.

‒ Если в условии задачи речь идет о движении плоте, то его скорость равна скорости течения реки.

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

Другая особенность прикладных задач состоит в постоянном стремлении довести решение до числа, причем «круглые» ответы здесь весьма редки. Задачи же, применяемые в школьной практике, порой создают у учащихся представление о том...

Ситуационная задача как один из современных методических...

Карточка представляет собой матрицу оценивания выполненных учеником заданий

Решая ситуационные задачи у учащихся формируются УУД. А именно

Для площадей справедливы следующие свойства: 1. Площадь фигуры является неотрицательным числом.

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Решая различные типы аналогичных задач, постепенно тренируется память, смекалка, быстрота реакций, а также формируется

За сколько дней придёт лодка без мотора от пункта А в пункт В по течению реке? Решение: Через v обозначим скорость течения воды

Методика решения задач на относительность механического...

Покажем возможности обучения учащихся методу решения задач на относительность механического движения на следующем примере урока.

Задача 4. Пассажир, сидящий у окна поезда, идущего со скоростью 72 км/ч, видит в течение 10 с встречный поезд.

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

Решение задач на отгадывание чисел. Комбинации в расположении.

Задачи на движение по течению и против течения.

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

Этот тип задания необходимо применять на первых этапах изучения темы, так как в таких

Рис. 1. При решении данной задачи учащиеся сначала высказывают свои предположения о том, от чего зависит длина зеркала, затем составляют функцию, выражающую длину зеркала.

Задать вопрос