Библиографическое описание:

Березинская К. Е. Значение формирования познавательной мотивации при изучении китайского языка у младших школьников // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 663-665.

Современные психологи и педагоги считают, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, в первую очередь, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация стимулирует целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, а также их упорядочение для достижения целей. Так, мотивация является пусковым механизмом всякой человеческой деятельности. Формирование мотивации учения изучалось такими педагогами-психологами, как А. К. Марковой [9], В. И. Василовским [3], Г. И. Щукиной [12], Ю. Н. Кулюткиным [8], Е. П. Ильиным [7], Г. С.Сухобской [8].

Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательною программу начального общего образования, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, включают сформированность мотивации к обучению и познанию.

Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ [10, с. 19].

А. Н. Леонтьев считает, что мотивация является ядром личности и имеет функцию направления деятельности [6, с. 38].

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

Сочетание познавательных и социальных мотивов является основой возникновения «внутренней позиции школьника» (по определению Л. И. Божович), т. е. нового отношения ребёнка к среде, переходом в младший школьный возраст. При этом следует отметить, что, по сравнению с 40–80-ми годами XX в., круг учебных мотивов современных школьников сужен из-за отсутствия ряда социальных мотивов учения (мотив долга перед обществом, мотив самосовершенствования, мотив самообразования) и слабой выраженности некоторых социальных мотивов (похвала учителя) [6, с. 8].

Как отмечает исследователь учебной мотивации школьников Е. В. Ильин, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя [7, с. 165]. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А. К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются [9, с. 34]:

-        содержание учебного материала;

-        организация учебной деятельности;

-        коллективные формы учебной деятельности;

-        оценка учебной деятельности;

-        стиль педагогической деятельности учителя.

Таким образом, понятие мотива занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных. Пути становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями (возможно, с возвращением на предыдущие уровни) происходит становление индивидуальной мотивации. Необходимо учитывать, что мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными.

В мотивации усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд мотиваций с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Интерес представляют следующие виды:

-        коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

-        лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языкового явления;

-        страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося [4, с. 42].

Формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения. К концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации определенную форму — сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Актуальность исследования изучения развития познавательной мотивации к изучению китайского языка у младших школьников связано с тем, что на современном этапе развития методики преподавания китайского языка в общеобразовательных школах снижен возрастной порог изучения китайского языка. Так, в некоторых школах г. Читы китайский язык начинают изучать в начальных классах. Безусловно, это связано с геополитическими особенностями расположения Забайкальского края и вызвано необходимостью социально-экономического развития Забайкалья и межкультурным взаимодействием с КНР. В перспективе, изучение китайского языка открывает обширные перспективы не только для жителей Забайкальского края. Поэтому среди всех иностранных языков, изучаемых в России, за последние несколько лет, спрос на китайский показывает наибольший рост.

Сегодня знание иностранного языка, (а в Забайкальском крае китайского языка) становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Отсюда и более пристальное внимание к обучению китайскому языку в школе, как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний.

Литература:

1.                 Бухаров А. О. Учебная мотивация школьника и ее развития в процессе обучения. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2009–66 с.

2.                 Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. — С. 21–34.

3.                 Василовский В. И. Развитие профессионально-познавательной активности личности. // Инновационные методики обучения изобразительному искусству: сб. науч.тр. — Краснодар: КубГУ, 2007. — С. 22–29.

4.                 Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностр. языки в школе. — 2001. — № 2. — С.40–44.

5.                 Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М.: Интер, 2009. — 430 с.

6.                 Ганн С. В., Константинова Н. И. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 38.

7.                 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

8.                 Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. — Л.: ЛГУ, 1972. — 117 c.

9.                 Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

10.             Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 154 с.

11.             Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 2000. — 127 с.

12.             Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle