Библиографическое описание:

Добрынина О. А. Преступления против безопасности государства по УК Швейцарии // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 512-514.

Вопросы обеспечения безопасности в любой стране мира являются предметом изучения политиков, военных, ученых. Данное явление вполне объяснимо, т. к. эти проблемы затрагивают и государство, и общество, и каждого отдельного человека. Именно особая значимость порождает дискуссии и споры об эффективности и способах применения потенциала, имеющегося в руках руководства страны. С каждым годом разрабатываются различные меры защиты, внедряются новые технологии, применение которых не всегда имеет однозначную оценку, исследуются теоретические аспекты, формируется и развивается правовая база. Однако, несмотря на отсутствие единства мнений, и теоретики, и практики сходятся в одном: одной из основных задач каждого государства является обеспечение своей внутренней и внешней безопасности. От наличия порядка внутри страны, своевременного и эффективного пресечения посягательств извне, зависит жизнь граждан.

Одной из важнейших предпосылок обеспечения государственной безопасности является развитие эффективной правовой базы, регулирующей данный вопрос. Полезным для этих целей является изучение зарубежного опыта и анализ современного российского законодательства. В частности, внимание следует уделить уголовному праву, т. к. пресечение действий, представляющих угрозу национальным интересам, входит в его сферу регулирования.

Во всех странах мира Уголовные Кодексы содержат главы, посвященные рассматриваемым преступлениям.

Преступления против безопасности государства — всегда относятся к наиболее тяжким, и всегда влекут применение сурового наказания. Изначально они карались смертной казнью, но в настоящее время в большинстве стран применяется тюремное заключение длительностью вплоть до пожизненного.

Рассматриваемая группа преступлений закреплена в Разделе 13 УК Швейцарии. Это, пожалуй, один из немногих разделов, претерпевших существенные изменения с момента принятия Кодекса в 1937 году. Существовавшие изначально положения были разработаны еще до ІІ Мировой войны, коррективы в них были внесены путем принятия «Чрезвычайного союзного постановления, касающегося мероприятий против опасных для государства происков и для защиты демократии». В 1945 это постановление было отменено, но через 5 лет его положения были прямо закреплены в тексте статей УК.

Все преступления, направленные против государства, входят в юрисдикцию Союза и не могут регулироваться кантональным законодательством.

Статья 265. Государственная измена

Кто совершает действие, которое направлено на то, чтобы, используя силу,

1.                 изменить Конституцию Федерации или кантона,

2.                 отстранить от должности конституционные государственные органы или лишить их возможности выполнять свои функции,

3.                 отделить швейцарскую территорию от Конфедерации или территорию от кантона,

наказывается каторжной тюрьмой или тюремным заключением на срок от одного до пяти лет.

Раздел о государственных преступлениях открывает наиболее тяжкое из них — государственная измена, т. е. посягательство на безопасность государства и внутренний государственный строй. Из приведенного в статье списка можно сделать несколько выводов применительно к тому, в какой степени Уголовный Кодекс защищает Федерацию в целом и ее составные части. Во-первых, по общественной опасности приравнено посягательство на общешвейцарскую Конституцию и Конституцию кантона. Кроме того, отделение части территории кантона будет наказываться так же, как и отделение территории от всей Швейцарии. Во-вторых, свержение установленных Конституцией органов или лишения их возможности нормально функционировать также образует состав государственной измены. Следовательно, защита государства одинаково распространяется как на Федерацию, так и на входящие в нее кантоны.

Диспозиция статьи раскрывает, на что именно должны быть направлена преступная деятельность: изменение Конституции Федерации или какого-либо кантона, отстранение от должности конституционных государственных органов или лишение их возможности, выполнять свои функции, отделение территории от Федерации или кантона.

В законе акцентируется внимание на том, что данные действия производятся с использованием силы. Поэтому, если изменение Конституции, отстранение государственных органов или отделение территории происходят в установленном законом порядке, то состав государственной измены вменяться не должен.

Субъект преступления, как правило, общий. Применение силы указывает на то, что преступнику не обязательно, например, занимать государственную должность. Данное преступление может, при определенных обстоятельствах, совершить любой человек. В законе отдельно не указан возраст субъекта. Если обратиться к Общей части УК, то можно увидеть, что лицо, совершившее преступление, подпадает под уголовную ответственность с 10 лет. Но, применительно к данному составу, вряд ли субъектом может быть ребенок.

Субъективная сторона всегда выражена виной в форме умысла.

Состав формальный.

Статья 266. Посягательство на независимость Конфедерации

1.                  Кто совершает действие, которое направлено на то, чтобы нарушить независимость Конфедерации или нанести этому угрозу, произвести вмешательство чужой власти в дела Конфедерации, угрожающее независимости Конфедерации,

наказывается каторжной тюрьмой или тюремным заключением на срок от одного года да пяти лет.

2.                  Кто вступает в связь с правительством иностранного государства или с его агентурой, чтобы развязать войну против Конфедерации, наказывается каторжной тюрьмой на срок не менее трех лет.

В более тяжелых случаях может быть назначено наказание в виде пожизненной каторжной тюрьмы.

Если предыдущая статья устанавливала ответственность за попытку нарушить внутреннюю безопасность государства, то вышеприведенная — за посягательство на внешнюю.

Объект преступления — безопасность государства и его независимость.

Независимость — это возможность станы самостоятельно принимать решения, руководствуясь собственными интересами. Она проявляется в двух ее аспектах: в независимости во внутренних делах и во внешних.

В первой части 266 статьи изложен общий состав (ставится под угрозу внутренняя самостоятельность), а во второй — квалифицированный (опасности подвергается внешняя независимость).

Лицо своими действиями может создать ситуацию, при которой высшие государственные органы Конфедерации теряют контроль над процессами, происходящими в стране. Наравне с этим, состав преступления образует создание условий для возникновения такой ситуации. В отличие от статьи 265, речь идет именно о Швейцарии в целом (обо всех ее частях), а не об отдельном кантоне. Преступник также может способствовать тому, что решения, принимаемые руководством страны, будут приниматься ими под влиянием других государств. Более суровое наказание повлекут за собой действия лица, способствующие развязыванию войны между двумя государствами. В этом случае, под угрозой оказывается не только независимость, но и внешняя безопасность страны.

Субъект — общий (т. к. в данном качестве законодатель не указал на какую-либо отдельную категорию лиц). Но, скорее всего, у простого гражданина просто не будет возможности совершить данное преступление. Для того, чтобы произвести указанные в диспозиции действия, человек должен каким-либо существенным образом оказывать влияние на судьбу страны. То же самое можно сказать и о части 2 статьи 266. Для совершения таких действий у преступника должна быть возможность связаться с властями другой страны и склонить их к акту агрессии против Швейцарии. В качестве примера можно назвать дипломата.

Состав преступления — формальный, но при наступлении преступных последствий становится материальным. Такой вывод можно сделать исходя из формулировки «в более тяжелых случаях» и крайне жесткой санкции во 2 абзаце части 2 статьи 266.

Субъективная сторона преступления — вина в форме прямого умысла.

Статьи 267, 272–274. Различные виды шпионажа

Определение шпионажа содержится в части 1 статьи 267: «Кто умышленно разглашает иностранному государству, его агентуре или делает им доступной тайну, чье сохранение требуется для блага Конфедерации,

кто документы или средства доказывания, которые относятся к правовым отношениям между Конфедерацией или кантоном и иностранным государством, фальсифицирует, уничтожает, устраняет или похищает и тем самым умышленно угрожает интересам Конфедерации или кантона,

кто, являясь уполномоченным Конфедерации, умышленно проводит сношения с иностранным правительством в ущерб Конфедерации,

наказывается каторжной тюрьмой или тюремным заключением на срок до пяти лет».

Объект преступления — внешняя безопасность Швейцарии.

Объективная сторона выражена в форме действия. Преступник выполняет объективную сторону путем разглашения государственной тайны или способствуя доступу к ней иностранных агентов. В УК Швейцарии к данным действиям приравнены: фальсификация, уничтожение, устранение, похищение документов, содержащих государственную тайну, а также сотрудничество с правительствами государств, которое может поставить в опасность безопасность Конфедерации. Разглашение в СМИ или в других общедоступных источниках также образует состав данного преступления.

Субъект — как общий (если имеет доступ к государственной тайне), так и специальный. Например, в первой части 267 статьи указывается на «уполномоченного Конфедерации», т. е. на лицо, которому поручено представление интересов Швейцарии во взаимоотношениях с другими странами.

Субъективная сторона выражена в форме умысла. Исключение составляет только часть 4 267 статьи, где говорится о неосторожном совершении преступления.

Шпионаж по УК Швейцарии подразделяется на несколько видов. Первый — дипломатический, он был описан выше. Второй — политический (ст. 272), третий — экономический (ст. 273) и четвертый — военный (ст. 274).

Статья 272 «Политическая разведывательная деятельность» устанавливает ответственность для лиц, осуществляющих разведывательную деятельностьинтересах иностранного государства или зарубежной партии, или другой зарубежной организации в ущерб Швейцарии или ее представителей.

В статье 273 «Экономическая разведывательная деятельность» говорится о лице, которое выведывает производственную или коммерческую тайну, чтобы сделать ее доступной чужому служебному органу или иностранной организации, или частному предприятию, или их агентам.

Статья 274 содержит состав преступления военная разведывательная деятельность для иностранного государства в ущерб Швейцарии.

Общей особенностью для всех видов шпионажа является то, что законодатель не проводит грань между оконченным преступлением и покушением, поэтому вид состава определить затруднительно.

Литература:

1.         Уголовный кодекс Швейцарии. Перевод с немецкого / Науч. ред.: Серебрянникова А. В. (Пер., предисл.) — С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 350 c.

2.         Агузаров Т. К. Уголовно-правовая охрана власти по законодательству зарубежных государств // Право и практика. — 2011. — № 8. -С. 89–93.

3.         Малиновский АА. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. — М.: Международные отношения. 2002. — 376с.

4.         Современное зарубежное уголовное право: Финляндия. Швейцария. Перевод с немецкого. Т. 2 / Под ред.: Пионтковский А. А. (Предисл.); Пер.: Либерман С. Л. — М.: Иностр. лит., 1958. — 550 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle