Библиографическое описание:

Горюнова С. И., Сорокина И. Р. Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 677-679.

На мой взгляд, дошкольники, которые живут в стенах детских домов, лишены потребности в эмоциональном личностном общении, по сравнению с детьми, находящимися в семье. Следовательно, у них нарушен процесс социальной адаптации: они проявляют такие качества как агрессивность, жестокость, замкнутость, неумение и нежелание сотрудничать со сверстниками, неуверенность в себе.

А. В. Петровский определяет социальную адаптацию как «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса». О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Социальная адаптация происходит тогда, когда «социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности».

В контексте нашей проблемы, наибольший интерес представляет, понимание процесса «социальной адаптации ребенка-дошкольника, как активного освоения им социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде» [3]. Мы выделили наиболее важные с нашей точки зрения показатели, позволяющие судить о характере социальной адаптации: тревожность, эмоциональное напряжение, самооценка, межличностные отношения.

Нами было проведено исследование на базе Владимирского детского дома имени К. Либкнехта. В исследовании приняла участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек (6 девочек и 5 мальчиков). Сначала мы определи уровень социальной адаптации дошкольников в детском доме.

Исследование уровня социальной адаптации проводилось с помощью методик: выявления уровня тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Методика выявления уровня самооценки», Какой Я?" и проективной методики «Несуществующее животное», методика исследования межличностных отношений «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский) [2, с. 145].

Рис. 1

Рис. 2

Исходя из результатов исследования, можем сказать, что у 60 % детей высокий уровень тревожности и у 75 % заниженная самооценка (рис.1, рис.2). Согласно проективной методике «Несуществующее животное», у детей наблюдается низкий уровень притязаний. У 57 % испытуемых рисунки в нижней части листа говорили о неуверенности, необщительности, и развитии комплекса неполноценности, об инфантильности. Присутствие на рисунках «зубастых» животных у 43 % детей говорит о словесной агрессии. Интерпретируя результаты методики «Выбор в действии», можно сказать, что в группе низкий уровень благополучия взаимоотношений: неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, в признании сверстниками.

Следовательно, у дошкольников, находящихся в детском доме мы наблюдаем низкий уровень социальной адаптации.

По мнению Н. В. Шиляевой, самым эффективным способом повышения уровня социальной адаптации для таких детей служит игра. Игра — это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных [4].

Далее нами были проведены игры, которые направлены на снижения уровня тревожности, повышение самооценки и на ослабление негативных эмоции: «Кораблик», «Мышь и мышеловка», «Неваляшки», «Два барана», «Тигр на охоте», «Переезд», «Стойкий солдатик», «Замри», «Спаси птенца», «Колечко», «Глаза в глаза» [1, с. 120].

Рис. 3

Рис. 4

После проведения повторной диагностики мы видим, что индекс изолированности составил 8 %, большинство детей группы оказались в благоприятных статусных категориях, то можно говорить о среднем уровне благополучия взаимоотношений: уровень общения повысился (58 %).

На данных графиках мы видим, что тревожность у детей снизилась, самооценка достаточно повысилась (рис.3. рис.4). Согласно результатам методики «Несуществующее животное» у 58 % испытуемых достаточно большой рисунок, расположен в средней части листа, что свидетельствует об уверенности ребенка в себе, стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку. У 47 % детей в рисунках присутствовали плавные линии.

Таким образом, игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия отказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра — это наиболее непринужденная деятельность ребенка дошкольника, которая выступает как средство интеллектуального развития ребенка, как средство коррекции эмоциональной, социальной, психологической сфер жизни ребенка-дошкольника воспитывающемся в детском доме.

Литература:

1.                           Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акцент развития, 1996. 208 с.

2.                           Немов Р. С. Психология 3 том / Р. С. Немов. М: Владос, 2001. — 398 с

3.                           Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников //Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 5 (73). С. 173–181

4.                           Шиляева Н. В. Игра как средство социальной адаптации ребенка http://festival.1september.ru/articles/585526/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle