Библиографическое описание:

Ромахова И. Ю. Понятие гласности применительно к сайтам муниципальных образований // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 407-409.

Гласность — важный элемент демократической системы управления обществом и государством, один из важнейших принципов муниципального права. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, её подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация этого принципа в работе органов местного самоуправления (органов МСУ) означает открытый характер их деятельности систематическое информирование о ней населения.

Реализация принципа гласности на сайтах муниципальных образований стала одним из приоритетных направлений развития информационной политики в нашей стране. Гласность способна стать связующим звеном при взаимодействии муниципалитета и граждан, обеспечить открытость органов МСУ, прозрачность управленческих решений и административных процедур, а также предоставить возможность общественного контроля над деятельностью государственных органов. Интернет просто идеальнейший инструмент для реализации этого принципа.

Понятие «гласность» применительно к интернет-ресурсам неразрывно связано с понятием «информационной открытости». Более того, реализация принципа гласности не возможна при отсутствии информационной открытости. Под данным понятием подразумевается наличие у населения и прочих субъектов воздействия реальной возможности получать полную, достоверную и своевременную информацию о деятельности органов МСУ из различных источников.

Властная деятельность должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается [1]:

  1. в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

  2. в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

  3. в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Представляется просто не разумным не использовать Интернет в качестве подтверждения гарантии этой информационной открытости и, совершенно нового средства гражданского контроля. Однако существенные стороны работы и оценки эффективности современной государственной и муниципальной службы остаются по-прежнему закрытыми для граждан [2].

Ст. 3 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданам полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах решаемых выборными и другими органами местного самоуправления [3].

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. К сожалению, процедура осуществления этой гарантии не достаточно разработана, в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе. Современная процедура осуществления указанной конституционной гарантии не проходит мимо Интернета, как потенциально наилучшего из существующих способов выполнения данной властной обязанности.

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование организационно-массовых форм работы с гражданами. К формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчёты депутатов и других выборных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в СМИ; организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию и т. п. И все эти формы сейчас позволяет заменить правильно организованный сайт.

Существует Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти и органами МСУ в сети Интернет, он содержится в федеральном законе Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ).

К этой обязательной информации отнесены:

  1. общая информация об органе местного самоуправления (наименование и структура государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления и т. д.);

  2. информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

  1. информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

  2. информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

  3. информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

  4. тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

  5. статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;

  6. информация о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

  1. информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (порядок и время приема граждан (физических лиц), порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения и т. д.)

Таким образом, гласность на сайтах муниципальных образований — преодоление замкнутости муниципальной власти через бесплатный доступ к нормативным документам, информационным базам данных, не являющихся конфиденциальными, возможность получать полную, достоверную и своевременную информацию по любому интересующему гражданина вопросу о деятельности органов МСУ. Гласность позволяет не только повысить эффективность самой власти, но и помогает сделать власть прозрачной по отношению к обществу, повысить социальную ответственность чиновников, что неминуемо должно положительно сказаться на качестве жизни граждан.


Литература:

  1. Серго А. Г. ”Интернет и право”. М.:”Бестселлер”. — 2003. — С. 4;

  2. Ершова Т. В. О формировании информационного общества / Институт развития информационного общества [http://www.rfbr.ru/default];

  3. Трунов К. Ограничения свободы распространения информации в Интернет [http://www.sakh.com/files/communications/povremenka/].

Основные термины: местного самоуправления, органа местного самоуправления, органов местного самоуправления, органом местного самоуправления, государственного органа, органе местного самоуправления, муниципальных образований, Российской Федерации, государственным органом, органы местного самоуправления, работе органов местного, обязанность органов местного, правовых актов, органов МСУ, вакантных должностей, муниципальных правовых актов, государственных органов, органами местного самоуправления, местного самоуправления должны, нормативных правовых актов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle