Библиографическое описание:

Ромахова И. Ю. Понятие гласности применительно к сайтам муниципальных образований // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 407-409.

Гласность — важный элемент демократической системы управления обществом и государством, один из важнейших принципов муниципального права. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, её подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация этого принципа в работе органов местного самоуправления (органов МСУ) означает открытый характер их деятельности систематическое информирование о ней населения.

Реализация принципа гласности на сайтах муниципальных образований стала одним из приоритетных направлений развития информационной политики в нашей стране. Гласность способна стать связующим звеном при взаимодействии муниципалитета и граждан, обеспечить открытость органов МСУ, прозрачность управленческих решений и административных процедур, а также предоставить возможность общественного контроля над деятельностью государственных органов. Интернет просто идеальнейший инструмент для реализации этого принципа.

Понятие «гласность» применительно к интернет-ресурсам неразрывно связано с понятием «информационной открытости». Более того, реализация принципа гласности не возможна при отсутствии информационной открытости. Под данным понятием подразумевается наличие у населения и прочих субъектов воздействия реальной возможности получать полную, достоверную и своевременную информацию о деятельности органов МСУ из различных источников.

Властная деятельность должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается [1]:

  1. в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

  2. в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

  3. в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Представляется просто не разумным не использовать Интернет в качестве подтверждения гарантии этой информационной открытости и, совершенно нового средства гражданского контроля. Однако существенные стороны работы и оценки эффективности современной государственной и муниципальной службы остаются по-прежнему закрытыми для граждан [2].

Ст. 3 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданам полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах решаемых выборными и другими органами местного самоуправления [3].

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. К сожалению, процедура осуществления этой гарантии не достаточно разработана, в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе. Современная процедура осуществления указанной конституционной гарантии не проходит мимо Интернета, как потенциально наилучшего из существующих способов выполнения данной властной обязанности.

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование организационно-массовых форм работы с гражданами. К формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчёты депутатов и других выборных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в СМИ; организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию и т. п. И все эти формы сейчас позволяет заменить правильно организованный сайт.

Существует Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти и органами МСУ в сети Интернет, он содержится в федеральном законе Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ).

К этой обязательной информации отнесены:

  1. общая информация об органе местного самоуправления (наименование и структура государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления и т. д.);

  2. информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

  1. информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

  2. информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

  3. информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

  4. тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

  5. статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;

  6. информация о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

  1. информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (порядок и время приема граждан (физических лиц), порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения и т. д.)

Таким образом, гласность на сайтах муниципальных образований — преодоление замкнутости муниципальной власти через бесплатный доступ к нормативным документам, информационным базам данных, не являющихся конфиденциальными, возможность получать полную, достоверную и своевременную информацию по любому интересующему гражданина вопросу о деятельности органов МСУ. Гласность позволяет не только повысить эффективность самой власти, но и помогает сделать власть прозрачной по отношению к обществу, повысить социальную ответственность чиновников, что неминуемо должно положительно сказаться на качестве жизни граждан.


Литература:

  1. Серго А. Г. ”Интернет и право”. М.:”Бестселлер”. — 2003. — С. 4;

  2. Ершова Т. В. О формировании информационного общества / Институт развития информационного общества [http://www.rfbr.ru/default];

  3. Трунов К. Ограничения свободы распространения информации в Интернет [http://www.sakh.com/files/communications/povremenka/].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle