Библиографическое описание:

Гарифуллина З. А., Степанова Р. Р. Предприятия нефтяной отрасли как локомотив инновационного развития экономики России // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 192-196.

В текущих рыночных условиях, именно, предприятия нефтегазового сектора должны выступить в качестве локомотива инновационного развития экономики РФ.

Ключевые слова: нефтегазовый сектор, предприятия нефтяной отрасли, инновации, экономика и инновационное развитие.


In the current market conditions, namely, oil and gas companies should act as an engine of innovation development of economy of Russia.

Keywords: oil and gas sector, the company's oil industry, innovation, economy and innovation development.


В настоящее время экономику любой страны необходимо рассматривать только в контексте общемировой экономической и политической ситуаций, поскольку теснота связей и взаимозависимости существенно выросли за последние десятилетия.

Важнейшими характеристиками современной мировой экономической системы являются:

  • глобализация и «стирание границ» для перемещения капитала, производств и кризисных явлений;

  • ориентация капитала на проекты с высокой добавленной стоимостью;

  • жесткая привязка мировых цен на нефть к политической и экономической ситуации в мире в целом;

  • развитие альтернативной энергетики;

  • общее замедление темпов экономического роста. Экономики БРИК сталкиваются с замедлением роста седьмой квартал подряд;

  • ужесточение экологической безопасности производств;

  • исчерпание потенциала развития существующих социально-экономических систем.

Рис. 1. Динамика мирового ВВП [1]


Ситуация в России на фоне общемирового экономического и политического неблагополучия выглядит еще более мрачно, в частности:

  • низкая динамика роста ВВП;

  • «бегство» капитала из страны;

  • высочайший уровень коррупции (143 место из 182 возможных) [2];

  • критическая зависимость бюджета РФ от цен на нефть;

  • превалирование «ручного» метода управления экономикой;

  • серьезные структурные диспропорции в экономике и т. д.

Рис. 2. Динамика ВВП России в ценах 2003 г., млрд. руб. [3]


Рис. 3. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором, млрд. $ [4]


Только за 1 квартал 2012 года чистый отток капитала из страны составил около 35 млрд. $. С учетом того, что основная доля доходов государства приходится именно на нефтегазовый сектор (рис. 4) представляется возможным сделать вывод, что и большая часть вывозимого из страны капитала формируется за счет этих доходов.

Рис. 4. Нефтегазовые доходы в структуре доходов федерального бюджета РФ, млрд. $ [5]


Нефтегазовые доходы в федеральном бюджете 2011 года составляют, по разным данным, от 55 до 70 %, в то время как в 1999 году их доля не превышала 18 %.

Рис. 6. Товарная структура экспорта РФ в 2011 г., млрд. $ [6]


Нефтегазовая отрасль России, в основном, состоит из ряда крупных вертикально-интегрированных компаний, по сути своей являющихся холдинговыми образованиями, при этом в отрасли весьма существенной, до сих пор, остается доля государственного присутствия.

Износ основных фондов в нефтяной промышленности, в настоящее время, составляет около 50 %. Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень технологической оснащенности российских НПЗ, является так называемый индекс Нельсона — это коэффициент сложности конфигурации НПЗ. По данному показателю российские НПЗ значительно уступают НПЗ развитых стран: в России индекс Нельсона составляет 4,3, в то время как в Европе данный показатель — 7,4, в Северной Америке — 10,2, среднемировой индекс Нельсона — 6,6. Доля так называемых углубляющих процессов на российских НПЗ составляет 15 процентов, на европейских — 45–50 процентов, североамериканских — 55 процентов. При этом одним из важнейших показателей эффективности работы отечественных НПЗ является глубина переработки нефти: в России она составляет 71–72 процента, в Европе и Северной Америке — 85–90 процентов [7].

Таким образом, исходя из столь значимой зависимости российской экономики от эффективности работы нефтегазового сектора, серьезного уровня износа его основных фондов, низкого уровня глубины переработки нефти, исчерпания существующих месторождений, высокой доли государства, невозможности дальнейшего роста прибыли только за счет роста цен на нефть и т. д., существуют все условия, чтобы именно он выступил локомотивом инновационного развития в экономике страны.

Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. [8]

В теории процессного управления принято выделять следующие группы процессов: основные (рис. 7), вспомогательные и процессы управления. В свою очередь процессы управления можно разделить на регулярные, проектные и ситуационные.

Рис. 7. Процессы верхнего уровня предприятия нефтяной отрасли


Необходимо отметить, что наибольшие резервы инновационного развития и соответственно мультипликационный эффект, скрыты в потребностях основных процессов, и для того, чтобы их выявить и результативно использовать нужно планомерное изменение существующих подходов и систем управления.

Таким образом, для эффективного развития инновационной активности в нефтегазовом секторе необходима четкая постановка процесса: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения, как со стороны органов государственной власти всех уровней, так и со стороны предприятий отрасли.

Заказ продукции с высокой инновационной составляющей со стороны предприятий нефтегазовой отрасли должен вызвать соответствующую цепную реакцию в ряде тесно связанных секторов народного хозяйства России, в частности:

  • фундаментальная и прикладная наука;

  • строительство, в т. ч. дорожное и промышленность строительных материалов;

  • машино- и приборостроение;

  • металлургия и металлообработка;

  • нефтехимия;

  • информационные технологии;

  • транспорт;

  • экология и т. д.

Таким образом, необходимы совместные усилия участников рынка на государственном уровне и корпоративном уровнях.

На уровне государства приоритетными задачами должны выступить:

  • комплексное и систематическое повышение доверия к государственной системе;

  • внесение соответствующих корректировок в законодательство;

  • запрещение изменения условий законодательства в негативную сторону на определенный срок;

  • формирование реально независимой судебной системы;

  • формирование ориентированных на разработку и внедрение инноваций фискальной и налоговой политик;

  • разработка и принятие стратегии и политики в сфере инновационного развития и инструментов их реализации;

  • создание соответствующей инфраструктуры поддержки инноваций и т. д.

В качестве первоочередных мер государственной поддержки инновационной активности предприятий нефтегазового сектора можно выделить: повышение доступности долгосрочных кредитов, постоянный мониторинг развития нефтепереработки и нефтехимии, информационное обеспечение отрасли, улучшение инфраструктуры.

Со стороны самих предприятий отрасли необходимы следующие шаги:

  • развитие духа инноваций внутри компаний;

  • разработка стратегии инновационного развития;

  • внедрение эффективных корпоративных систем управления инновационными программами и проектами;

  • создание программных и проектных офисов;

  • разработка эффективных программ обучения персонала;

  • размещение заказов на закупку продукции и технологий с высокой инновационной составляющей.


Литература:

  1. World GDP, The Economist, Mar 20

  2. Индекс восприятия коррупции -2011 http://www.transparency.org/

  3. Динамика ВВП России в ценах 2003 г., по данным Росстата (млрд. руб.) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#

  4. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором, млрд. $. Данные ЦБ РФ http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/capital.htm&pid=svs&sid=cvvk

  5. Нефтегазовые доходы в структуре доходов федерального бюджета РФ, млрд. $ The Chemical Journal Январь–февраль 2012 стр. 34

  6. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2011 г. млрд. $ Данные ФТС РФ http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=15603:----------2011-&catid=52:2011–01–24–16–28–57&Itemid=1978

  7. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/full.php?sphrase_id=205571

  8. http://ru.wikipedia.org/

  9. Минэнерго России стимулирует развитие российской нефтепереработки и нефтегазохимии http://minenergo.gov.ru/press/min_news/11816.html



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle