Библиографическое описание:

Короткова М. Н. Российский популизм по-американски: московское движение «чаепития» // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 429-431.

В статье проводится сравнительный анализ московского и американского движений «чаепития».

Ключевые слова: популизм, движение «чаепития», политическая оппозиция, либертарианство, консерватизм, республиканцы.


Эта статья посвящена отечественному популистскому движению «московское чаепитие», анализ которого следует начинать со следующих важных фактов. Во-первых, общественно-политическое движение «чаепитие» зародилось в Соединенных Штатах Америки на базе активистов Республиканской партии [5]. Во-вторых, его акции необыкновенно популярны в зарубежных средствах массовой информации [3]. В-третьих, его можно охарактеризовать словами: популистское [4], консервативное [11] и радикальное [12].

Несмотря на свой несолидный возраст, «чайники» уже успели стать серьезной силой на американской политической арене [3]. Прислушаемся к словам известного экономиста и обозревателя ежедневной газеты «Таймс» Анатоля Калецкого, который утверждает, что выдвигаемые лозунги движения «доминируют в эфире» и повторяются «… с тем пиететом, с каким обычно цитируют Библию или Геттисбергскую речь Линкольна» [8].

В 2010 году у американцев появился отечественный подражатель — московское движение «чаепития», о котором пойдет речь далее.

Российские активисты, в отличие от своих собратьев, совсем не интересны ни отечественным, ни зарубежным авторам. Исключение, как правило, составляют такие оппозиционные периодические издания или радиостанции, как «Новая газета», «Независимая газета», «Радио Голос России», «Радио Эхо Москвы», «Радио Свобода». Отчасти это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, москвичи находятся в процессе становления. Во-вторых, они являются оппозионно настроенными по отношению к официальной власти. В-третьих, движение немногочисленно и не имеет сколько-нибудь значительного влияния на политическую ситуацию в Российской Федерации в целом.

Отечественные оппозиционеры, как и зарубежные, являются популистами нового образца. Во-первых, это означает, что для распространения своих идей они активно используют современные технологии [2]. Для того, чтобы узнать о времени или месте проходящих акций или получить элементарное представление о программных установках, нужно просто заглянуть на официальный сайт (http://moscowteaparty.com), видеохостинг YouTube (http://www.youtube.com/MoscowTeaParty) или странички в социальных сетях: Twitter, Facebook, LiveJournal (см., например https://twitter.com/moscowteaparty). Попытки сетевого объединения, безусловно, предприняты для расширения круга сторонников. Правда, москвичи, в отличие от американцев, пока не в состоянии похвастаться большим количеством интернет-сочувствующих.

Во-вторых, согласно программным документам у московского и американского движений не должно быть лидера. И если российские активисты в своем решении непреклонны [17], то американцы давно свернули с намеченного пути. Сейчас за пальму первенства в Соединенных Штатах борются несколько претендентов: экс-губернатор штата Аляски Сара Пэйлин и либертарианец конгрессмен Рэнд Пол [13].

В-третьих, сторонники движения крайне негативно оценивают деятельность старых политических функционеров, противопоставляя их «простым людям — гражданам» [1]. Но указанное обстоятельство, а также протестная сущность движения, не мешают активистам участвовать в мирной политической борьбе. Так, в 2012 году более семидесяти кандидатов стали обладателями 4,5 % мест в московских муниципальных собраниях. Большинство из них баллотировались впервые [6]. Данные результаты можно трактовать как показатель зарождающегося интереса к движению. Хотя не стоит забывать и о таком благоприятном факторе, как «медведевская оттепель» [1].

Российские оппозиционеры считают себя неотъемлемой частью мирового «чаепития» [18]. Название организации традиционно связывают с событиями знаменитого «Бостонского чаепития»: «Именно тогда стало окончательно ясно, что любой диктатуре рано или поздно приходит конец, если находятся люди, готовые бороться с ней», — утверждается на страницах официального сайта [16].

В качестве идеологической основы движения выступают консерватизм и либертарианство: «Мы знаем, что означает термин «консерватизм» в своем изначальном смысле», — уверяют активисты, — «Верность идеалам свободного рынка и индивидуальной свободе (известным консервативным ценностям) берет свое начало из христианского догмата о воздаянии за поступки каждой личности в отдельности. Не случайно в США консерваторы — это самые ярые и последовательные оппоненты всевозможных «централизаторов» и прогрессистов-либералов» [7].

Сердцем московской организации является Либертарианская партия. Для участия в «чайных» акциях она привлекает широкий спектр политических сил. Так, заместитель директора информационно-аналитического центра «СОВА» Галина Кожевникова приводит следующую информацию: «В течение года предпринимались также попытки создать коалиционные структуры, которые включали бы и националистических активистов, и либерально-демократических. В марте 2010 года известные праворадикальные активисты Алексей Широпаев и Илья Лазаренко в сотрудничестве с более молодым Михаилом Пожарским создали Национально-демократический альянс (НДА). НДА принимал активное участие в небольших митингах, называемых «чаепитиями» (по аналогии с акциями консервативной оппозиции в сегодняшних США), в которых принимали участие самые разные активисты оппозиции, вплоть до либеральной «Солидарности»» [10].

В качестве социальной базы движения выступает средний класс [9]. Для москвичей, прежде всего, его бизнес-составляющая. Поэтому неудивительно, что отечественные оппозиционеры заметно уступают американским собратьям в численности своих сторонников.

Главным вопросом, который интересуют российских активистов, становится защита экономических и политических интересов бизнеса от произвола централизованного государства. Так, одна из акций, прошедшая в Москве в мае 2010 года в рамках празднования Дня предпринимателя,состоялась под лозунгом:«Малый бизнес без штанов — россияне без работы». Бизнесмены и представители профильных организаций «… приехали из разных городов, чтобы заявить протест политике федеральных и региональных властей, «фактически догола раздевающей малый бизнес и ставящей его на грань банкротства»» [10].

Московские «чайники» твердо уверены в том, что «…никакая жизнь немыслима без свободы распоряжаться собой и плодами своего труда» [16]. Любое вмешательство в жизнь граждан является тиранией, изначально обреченной на провал: «Разумная власть предпочитает бездействие действию, поскольку понимает, что бездействие вряд ли может ухудшить положение граждан, в то время как одно непродуманное действие среди множества прочих более продуманных и разумных может обречь народ на нищету и разрушить сложившийся уклад жизни. Поэтому разумная власть не штампует законы в «режиме печатной машинки», а к любым предложениям о радикальных реформах относится со здравым консервативным скепсисом» [15].

Действие российских властей наводят отечественных оппозиционеров на мысль о «неразумности» правительства. Они с сожалением констатируют, что законы в нашей стране «…пишутся и принимаются со скоростью, которой позавидует водитель современных гоночных болидов» [15]. Примером таких действий может служить повышение различных налогов и пошлин. Или принятие «Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: «Единственная возможная цель этого закона, если в разговоре о неразумной власти вообще можно говорить о целях, — является увеличение контроля этой властью над жизнью граждан» [15].

Действие закона о торговле сравнивается с движением антиглобалистов и анти-федералистов: «Если люди искренне думают, что страна может обогатиться, отгораживаясь от иностранной конкуренции пошлинами и квотами, то логично, последовательно, разумно также считать, что и регионы могут обогатиться, мешая действовать конкурентам из других регионов. Из анти-глобализма логично следует анти-федерализм» [14].

Российские активисты уверены, что государство должно выступать только в качестве «ночного сторожа»: его возможные действия не должны ограничивать свободу действий индивида: «Задача власти, если говорить штампами, заключается в том, чтобы увеличить возможности людей для достижения счастья, уменьшив при этом издержки» [15].

На основе вышеперечисленных идей и принципов сторонники московского движения «чаепития» пытаются сформулировать русскую национальную идею: «Свобода от тирании, свобода от мародеров — это вековая русская мечта, которая создала эту нацию и являлась причиной всего того, что мы добились с тех пор. Это и есть настоящий консерватизм» [7].

Поводя итоги, хотелось бы сказать следующее. Московское движение «чаепития» во многом является репликой американского. Оно защищает политические и экономические интересы бизнеса, проповедуя принципы консерватизма и либертарианства. Однако российским активистам не хватает главного — мощной социальной поддержки: крепкого среднего класса и эффективного гражданского общества.


Литература:

  1. А ну-ка, песню нам пропой, товарищ Кафка! // Новая газета: [сайт]. URL: http://www.novayagazeta.ru/society/3251.html (дата обращения: 14.12.2012).

  2. Белянинов К. Отчаянная церемония // Коммерсант: [сайт]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1319772?isSearch=True (дата обращения: 27.01.2013).

  3. Белянинов К. Уценка ценностей // Коммерсант: [сайт]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1533985?isSearch=True (дата обращения: 27.01.2013).

  4. Блинов А. Сара Пэйлин поднимает революцию в США // Независимая газета: [сайт]. URL: http://www.ng.ru/world/2010–02–10/8_america.html (дата обращения: 20.02.2013).

  5. Бовт Г. «Чайники» — залог успеха // Известия: [сайт]. URL: http://izvestia.ru/news/367529 (дата обращения: 23.02.2013).

  6. Будро Р. Российская активистка нашла другой путь к переменам // ИноСМИ: [сайт]. http://inosmi.ru/politic/20120311/187848018.html (дата обращения: 20.02.2013).

  7. Возрождение русской мечты // Московское Чаепитие: [сайт]. URL: http://moscowteaparty.com/vozrozhdenie-russkoj-mechty (дата обращения: 14.12.2012).

  8. Калецкий А. Миру нужно, чтобы Америка преодолела уныние // Радио «Голос России»: [сайт]. URL: http://rus.ruvr.ru/2010/10/06/24330970.html (дата обращения: 20.02.2013).

  9. Караганов С. Конвергенция наоборот // Россия в глобальной политике: [сайт]. URL: http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Konvergentciya-naoborot-15511 (дата обращения: 15.12.2012).

  10. Кожевникова Г. «Призрак Манежной площади. Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2010 году» // Новая газета: [сайт]. URL: http://www.novayagazeta.ru/society/6814.html (дата обращения: 14.12.2012).

  11. Лукьянов Ф. Государство должно разрядить ситуацию // Россия в глобальной политике: [сайт]. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Gosudarstvo-dolzhno-razryadit-situatciyu-15633 (дата обращения: 15.12.2012).

  12. Лукьянов Ф. Поле следующей битвы // Россия в глобальной политике: [сайт]. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Pole-sleduyuschei-bitvy-15758 (дата обращения: 15.12.2012).

  13. Лукьянов Ф. Республиканцы без внешней политики // Россия в глобальной политике: [сайт]. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Respublikantcy-bez-vneshnei-politiki-15636 (дата обращения: 15.12.2012).

  14. Почему закон о торговле вреден, как антиглобализм // Московское Чаепитие: [сайт]. URL: http://moscowteaparty.com/pochemu-zakon-o-torgovle-vreden-kak-antiglobalizm (дата обращения: 14.12.2012).

  15. Почему необходимо «Московское Чаепитие»? // Московское Чаепитие: [сайт]. http://moscowteaparty.com/pochemu-neobxodimo-moskovskoe-chaepitie (дата обращения: 14.12.2012).

  16. Традиция чаепитий: от Бостона к Москве // Московское Чаепитие: [сайт]. URL: http://moscowteaparty.com/tradiciya-chaepitij-ot-bostona-k-moskve (дата обращения: 14.12.2012).

  17. У Чаепитий в России нет лидера // Московское Чаепитие: [сайт]. URL: http://moscowteaparty.com/u-chaepitij-v-rossii-net-lidera (дата обращения: 14.12.2012).

  18. Шальнев А. Почему Я участвую в московском чаепитии? // Московское Чаепитие: [сайт]. URL: http://moscowteaparty.com/andrej-shalnev (дата обращения: 14.12.2012).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle