Библиографическое описание:

Кадиева А. М. Динамика политико-правовых основ модернизации национальной жизни дагестанцев // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 389-391.

13 ноября 1920 года, как известно, взрослым дагестанцам, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана в бывшей столице Дагестана гор. Темирхан-Шуре (ныне гор. Буйнакск) Народный комиссар по делам национальностей России тех лет И. В. Сталин провозгласил автономию дагестанской области. И уже 20 января 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял Декрет об образовании Дагестанской автономной советской социалистической республики (ДАССР). Этот Декрет послужил первым законодательным актом, установившим правовые основы всего последующего развития нашей республики в составе Российской Федерации. А 7 декабря того же 1921 года на I Вседагестанском Учредительном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была принята первая Конституция Дагестана, объявившая ДАССР автономной республикой в составе РСФСР.

Таким образом, впервые за многовековую историю все народы и этнические группы дагестанцев объединились государственно, стали единым целым со своей государственной властью и рычагами управления, и, соответственно, стали самостоятельно решать проблемы своего административного обустройства, хозяйственной и культурной жизни. И нельзя не подчеркнуть, что установленная в Дагестане система государственного руководства и управления в России выдержала испытание на политическую зрелость в довоенные 1920–30-е годы, в годы Великой отечественной войны 1941–1945 гг. и в период послевоенного возрождения России и Дагестана.

С начала 1990-х годов в России, как известно, начался процесс перехода от планово регулируемой социалистической экономики к рыночно регулируемой (капиталистической) экономике и от социалистической политической системы Советов к демократическим формам и процедурам выборов представителей государственной власти.

12 декабря 1993 года в России всенародным голосованием принята одна из наиболее демократичных в мире Конституций, определяющая Россию демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. В нашей российской, и, соответственно, в Дагестанской Конституции человек, его права и свободы стали признанной высшей ценностью, которую обязано охранять государство. Носителем суверенитета и единственным источником власти у нас стал признаваться народ России, а в Дагестане — часть российского народа — дагестанцы. В Конституциях России и Дагестана провозглашаются разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, признаются и защищаются все формы собственности на орудия и средства производства, социальная политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека, гарантируется местное самоуправление, а также признается многопартийность и плюрализм идеологий.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в Конституции Республики Дагестан, принятой на Конституционном собрании в 1994 году, в целом сохранялись все основные положения Конституции Российской Федерации 1993 года, но под воздействием националистических движений 1990-х годов несколько гипертрофировались особенности республики. Поэтому сегодняшняя Конституция Дагестана в редакции 2003 года с последующими законодательными поправками является прочной политико-правовой основой всей жизнедеятельности дагестанцев, в том числе основой для модернизации их национальной жизни и межнациональных отношений.

В январе месяце 2012 года В. В. Путин, еще будучи кандидатом в Президенты России на очередной срок, опубликовал программную статью «Россия: национальный вопрос» в «Независимой газете», в которой прозвучали идеи, могущие послужить политико-правовой основой для модернизации национальной жизни и межнациональных отношений в России и в том числе в Дагестане. В частности, в статье показано, что попытки в США и других странах интегрировать в свое общество инокультурный элемент и обеспечить бесконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп, не увенчались успехом. В статье написано, что «плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит — и не способен «переварить» всё возрастающий масштабный миграционный поток». В то же время, на взгляд В. В. Путина, в странах Запада не приносит успехов и политика «мультикультурализма», отрицающая интеграцию через ассимиляцию, но возводящая в абсолют «права меньшинства на отличие». В результате этой политики «во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются.

Историческая Россия, — считает В. В. Путин, — это не ассимиляционный «плавильный котел» и не совокупность изолированных, «имеющих право на отличие» национальных меньшинств, а на протяжении многих веков формировавшееся путем взаимного привыкания и смешивания народов на семейном, дружеском, служебном уровнях многонациональное государство, цивилизационная идентичность которого «основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности, независимо от национальностей».

Уже став Президентом России, в декабре месяце 2012 года В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ повторяет эту идею, выражая в ее словах: «Россия веками развивалась как многонациональное государство (изначально так было), государство — цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире». Подчеркивая важность этого общего для всех россиян, — то есть «государства — цивилизации», — Президент России рекомендует народным избранникам в своей деятельности руководствоваться пониманием и национально-специфических особенностей каждого единичного народа России и его представителей. Он говорит: «Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и сила».

К сожалению, приходится констатировать, что не все руководители федеральных учреждений России поняли и руководствуются этим указанием Президента России об уважении к отдельным проявлениям безобидных для окружающих русских людей нерусских этнических признаков, выраженных в национальных языках, песнях, танцах и других этнических обычаях и обрядах.

30 января 2013 года в Махачкале состоялась церемония официального представления заместителем Председателя Правительства РФ, Полномочным представителем Президента РФ в Северо-кавказском федеральном округе Александром Хлопониным Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова в качестве временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан.

Ал. Хлопонин подчеркнул, что Президент России В. В. Путин своим Указом № 44 от 28 января 2013 года назначил Р. Г. Абдулатипова временно исполняющим обязанности Президента РД до вступления в должность лица, избранного Президентом республики, и весьма уважительно отозвался о деловых и человеческих качествах Р.Г, Абдулатипова.

На церемонии своего представления и в последующие февральские дни 2013 года исполняющий обязанности Президента РД, кстати, ученый специалист по проблемам национальной жизни и межнациональных отношений в России, высказал ряд ценных идей для дальнейшей модернизации взаимодействий граждан в многонациональном Дагестане, и укрепления единства и целостности республики в составе РФ. В частности, Р. Г. Абдулатипов на первой же встрече негативно отозвался о кризисных явлениях в Дагестане, сказав, что «если Россия продвигалась по пути рыночной экономики, капитализма и демократии, то мы зачастую сползали в феодализм «и пристыдив за это всех депутатов и других слушавших его выступление руководителей Дагестана. Он также подчеркнул, что Президент России дал ему шанс поработать на благо всей республики и что он собирается дать шанс также поработать всем руководителям республики, которым доверяет народ, считая их высококвалифицированными, грамотными и бескорыстными людьми, понимающими, что сменяемость властей тоже надо понимать как важнейший признак демократичности общества.

Среди конструктивных идей, высказанных Р. Г. Абдулатиповым, выделяется его акцент на необходимость развивать в Дагестане малый и средний бизнес. Он считает важным поощрять и инвестиции богатых людей в экономику и культуру республики, но при условии, что инвесторы не будут претендовать на власть.

Исполняющий обязанности Президента РД также требует от руководителей всех уровней неуклонно восстанавливать престиж труда и трудовой деятельности каждого взрослого дагестанца. Он высказал мысль, что нередко неуважение даже к хорошим руководителям учреждений и предприятий, обиды на существующую в республике несправедливость, а порой и проявления экстремизма возникают у многих молодых дагестанцев не только из-за того, что некоторые руководители республики передают государственные должности своим детям и родственникам как бы по наследству и из-за того, что родители и общество не приучили к упорному, поисковому, творческому труду. К труду для собственного благополучия своих родных и близких, для общества, в котором они живут.

Хотелось бы выделить еще одну социально значимую идею, высказанную Р. Г. Абдулатиповым. Он справедливо отмечает, что за последние двадцать с небольшим лет перехода России и Дагестана к рынку и демократии в нашей республике даже существовавшие, прежде всего духовная культура и высокая нравственность оказались вытесненными невежеством и мракобесием. В этом можно убедиться, слушая жаргонную речь многих наших молодых людей, читая их СМСки, наблюдая за развязным поведением, пытаясь понять их религиозность в быту и на улице, в которой духовное единение с Всевышним подменено непонятной для большинства дагестанцев салафитской религией, по которой политические и материальные интересы верующих выступают их высшей ценностью и целью.

И, наконец, о первых кадровых решениях исполняющего обязанности Президента Р. Г. Абдулатипова…

По оперативным материалам местных газет Правительство РД, сформированное Председателем СМ РД Меджидовым по поручению и. о. Президента РД Абдулатипова, состоит из 25 человек, в том числе 7 вице-премьеров (один — первый, шесть-рядовых), и 18 человек являются министрами. В структуре Правительства будут функционировать также 8 различных комитетов и 5 ведомств с различными самоназваниями.

Прежнее Правительство РД обновилось на 64 процента, и средний возраст людей всей этой исполнительной власти составил 51,3 года. По национальному составу в исполнительной власти республики будут работать: аварцев — один вице-премьер, 5 министров и 7 руководителей комитетов и ведомств; даргинцев — Премьер-министр и 4 министра, один руководитель Ведомства; кумыков — один вице-премьер и один министр; лезгины — первый вице-премьер, вице-премьер, три министра и один руководитель Комитета; лакцев — вице-премьер и министр; русских — два вице-премьера, один министр и один руководитель ведомства; табасаранцев — 2 министра; агулов — один министр; ногайцев — один руководитель Комитета.

Многие, особенно взрослые дагестанцы, обыватели уже высказывают претензии к новым «друзьям-руководителям» Дагестана аварцу Абдулатипову, даргинцу Меджидову и кумыку Шихсаидову. Они, дескать, отстранили от руководства только бывших министра труда Эфендиева и министра здравоохранения Мамаева, остальных министров пересадили в другие министерские кресла, вернули из «небытия» Абусупьяна Хархарова и бывшего министра образования Алексея Гасанова. Некоторые обыватели хотели бы видеть в руководстве Правительства РД молодых и энергичных, не пристрастившихся к деньгам и материальным ценностям, парней и девушек Дагестана, которые имеют высшее профессиональное образование и обладают волей и смелостью взять на себя ответственность за благополучие своей республики.

Представители некоторых народов Дагестана (рутульцы, таты, чеченцы и другие) разочарованы, не видя в перечне руководителей исполнительной власти РД людей своей национальности. Есть у обывателей и религиозные, и другие претензии…

Но, во-первых, вновь назначенное руководство Дагестана является временным. Через 100 дней исполнения своих обязанностей Президентом Р. Г. Абдулатиповым, к середине июня 2013 года все министерства и ведомства должны будут отчитаться о проделанной работе, и, соответственно, их руководители должны будут нести ответственность за свое руководство. И еще через 100 дней в сентябре месяце, возможно, в Дагестане произойдут всенародные выборы Президента РД, которые решат судьбу Р. Г. Абдулатипова и всех руководителей исполнительной власти РД.

И, во-вторых, дагестанцы жаждут перемен к лучшему будущему. И если нам удастся достичь прогресса во всех основных областях нашей жизни, то у нас объективно создается прочная основа для модернизации и совершенствования межнациональных отношений, упрочнения единства и целостности Республики Дагестан.


Литература:

  1. Конституция РФ., М., 1993., Конституция РД. М-к., 2003.

  2. В. В. Путин «Россия: национальный вопрос». Независимая газ..21.01.2012.

  3. Газеты: «Дагестанская правда», «Новое дело», «Черновик» за февраль 2013.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle