Библиографическое описание:

Рахмонова В. К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 494-495.

В статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение. На основе изучения научной и учебно-методической литературы, анализа современного состояния проблемы предложены рекомендации по обеспечению эффективности подготовки специалистов.

Ключевые слова: преемственность, профессиональное образование, непрерывное образование, машиностроение, профессиональный колледж, вуз.


В последнее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание обеспечению преемственности содержания учебных дисциплин в различных звеньях системы непрерывного образования.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» одной из эффективных путей внедрения системы непрерывного образования признано обеспечение непрерывности и преемственности между её ступенями.

Проблема преемственности в обучении не является новой для педагогической науки, ибо отдельные вопросы обеспечения преемственности в обучении рассматривались мыслителями, педагогами прошлого и современными учеными.

Важным компонентом непрерывного образования является обеспечение иерархически преемственной цепочки взаимосвязанных, но автономных подсистем: средних общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев, вузов, учреждений повышения квалификации и послевузовского образования.

Особенно актуальным для нашего исследования является проблема обеспечения преемственности учебных дисциплин в образовательных учреждениях системы среднего специального и высшего образования, призванных готовить новое поколение кадров, способных самостоятельно и творчески мыслить, ставить и решать проблемы.

Профессиональные колледжи в рамках непрерывного образования должны способствовать социальной адаптации учащихся и их социальному продвижению. Они ставят перед собой цель не только социальной и профессиональной адаптации индивида в интенсивно развивающемся обществе, но и воспитание гармонично развитой личности. Тем самым профессиональные колледжи способны реализовать концепцию непрерывного профессионального образования и обеспечить преемственность образования в системе «среднее специальное образовательное учреждение — высшее учебное заведение».

В целях организации образовательно-воспитательного процесса на высоком уровне и обеспечения преемственности и непрерывности между средним специальным и высшим профессиональным образованием постоянно совершенствуется Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы.

Важно при этом применение инновационных педагогических и информационных технологий. В принятых в последние годы нормативно-правовых актах, в частности, в «Программе модернизации содержания системы непрерывного образования, поднятия эффективности обучения и воспитания на качественно новый уровень» определены конкретные формы и направления данной работы.

В республике уделяется особое внимание развитию промышленности, в том числе и машиностроения. Как известно, развитие всякой отрасли определяют высококвалифицированные кадры. Специалистов данной отрасли готовят основном в профессиональных колледжах, вузах и филиалах зарубежных высших образовательных учреждений.

Естественно, будущие специалисты, обучающиеся в направлении среднего специального и высшего образования «Машиностроение» должны овладеть навыками творческого применения полученных знаний, и пользовании при этом возможностями информационных и телекоммуникационных средств. Здесь необходимо учитывать межпредметную связь, преемственность, и отличия учебных дисциплин. Одна, из которых проявляется на идейной основе, и функционирует относительно фундаментальной части учебных дисциплин: другая требует синхронное, логически верное, последовательное расположение тем каждой дисциплины. Принцип преемственности, внедряемый в обеих формах, имеет огромное значение для обеспечения эффективности занятий, что предполагает разработку технологии обеспечения преемственности среднего специального и высшего образования.

Дисциплины машиностроительного цикла, включенные в учебные планы, являются фундаментальными для обучаемых данного направления среднего специального и высшего образования, изучаются на базе и общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Они призваны углублять и расширять знания обучаемых по специальным предметам, служить основой для изучения данных дисциплин.

Особенностью преподавания дисциплин машиностроительного цикла является направленность на производство, решение теоретических и практических проблем отрасли, тесная связь с практикой производства.

Обучаемые наряду с основными понятиями по машиностроительным дисциплинам как основы машиностроения, материаловедение, технология конструкционных материалов, основы стандартизации и метрологии должны овладеть профессиональными навыками и умениями. Насколько высок уровень профессиональных знаний, настолько выше квалификационная характеристика, интенсивнее процесс самосовершенствования в профессии. Однако несоответствия в нормативных документах средних специальных и высших учебных заведений, а именно не достаточность обеспечения преемственности приводит к определенным негативам в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Актуальность проблемы преемственности между профессиональным колледжем и вузом очевидна, если учитывать, что овладение профессией в вузе, в объеме, предусмотренном программой, возможна только на основе знаний, усвоенных в профессиональном колледже.

Система среднего специального профессионального образования должна оперативно и четко реагировать на потребности производства, науки и культуры, удовлетворять требования отраслей экономики в младших специалистах.

Преемственность в звеньях системы непрерывного профессионального образования страны должна обеспечиваться в рамках конкретных курсов, соответствующих возрастным и психологическим особенностям будущих специалистов, содержанию образования.

Вместе с тем, анализ действующих учебных программ, учебно-методической литературы и практики показал:

  • учебный материал не всегда соответствует возрастным особенностям обучаемых;

  • не достаточно обеспечена последовательность, учебного материала: тем, глав, т. е. не обеспечена внутри предметная преемственность;

  • не достаточно уделено внимания преемственности между общепрофессиональными и специальными дисциплинами на теоретических и практических занятиях;

  • не созданы инвариантные программы по направлениям образования;

  • темы не всегда изучаются комплексно и системно, не достаточно количество выделенных часов на практические занятия и др.

Решение данных проблем, устранение указанных недостатков служит не только совершенствованию учебно-воспитательного процесса, но и обеспечению преемственности в обучении на должном уровне. Целесообразным является разработка дидактических основ осуществления преемственности, разработка и внедрение технологии проектирования преемственности учебных дисциплин в среднем специальном и высшем профессиональном образовании.


Литература:

  1. Кулинич А. В. Преемственность в системе среднего специального образования и вуза.

  2. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: ВГУ, 1981.

  3. Кустов Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. А. А. Кыверляга. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle