Библиографическое описание:

Гасеми Х. М. Правовые основы внешней политики и защиты национальных интересов современного Ирана // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 392-396.

Статья посвящена правовым основам внешней политики и защиты национальных интересов современного Ирана. Автор рассматривает основные государственные инстанции, регулирующие внешнюю политику страны, характеризуя их функции. Задачи и полномочия.

Ключевые слова: правовые основы, внешняя политика. Исламская Республика Иран, государство


Article focuses on the legal framework of foreign policy and national security interests of modern Iran. The author discusses the main state institutions, regulating foreign policy, describing their functions. The tasks and responsibilities.

Keywords: legal bases, foreign policy, Islamic Republic of Iran, state


Касаясь супердержав, Имам Хомейни говорил, что мы должны свести наши счеты с супердержавами, и показать им, что несмотря на болезненные проблемы, с которыми мы столкнулись, мы можем с идеологической точки зрения управлять миром. И мы никогда не согласимся оказаться под американским или советским господством. Супердержавы мечтают управлять всем миром, правилами и положениями человечества. В теории Имама Хомейни рассматривается власть, управляемая одним исламским духовным лицом (факихом), и является средством, с помощью которого может формироваться справедливое общество. В этом плане, Иран ныне обладает первым исламским государством современного типа. Вместе с тем, исламская революция не может ограничиваться лишь этой страной. По этому поводу существуют учения Имама Хомейни, касающиеся внешней политики, в которых, в частности, подчеркивается, что внешняя политика, основанной на лозунге «ни Восток, ни Запад», следует понимать в контексте трансиранских целей. Это означает, что ИРИ следует быть не только независимым от супердержав, но он также должен содействовать продвижению справедливых исламских обществ в других уголках мира.

В качестве основных субъектов, принимающих решения в области международных отношений, он признавал народы. В то же самое время, принятие внутренних и внешних решений в таких странах наблюдается в двух типах структур принятия решения. 1) Формальная структура: Структура принятия решения, которая в Основном Законе и действующих законах определяет организации и органы, ответственные за принятие решений и устанавливает круг их полномочий. 2) Неформальная структура: Такие, как общественное мнение, политические партии, издания и так называемые лица, известные как группы давления, обладающие авторитетом, вмешиваются в процесс принятия решения и ставят их под свое влияние. Например, в США сионистские нефтяные картели и комплексная военная промышленность обладают чрезвычайным авторитетом и без их мнения субъекты, принимающие решения не могут сделать это. Однако в странах Третьего мира, которые в своем большинстве являются диктаторскими, группы не могут оказать влияние, и часто чужие факторы и в целом международная система наблюдаются в принятии решения государства, особенно в области внешней политики [6]. В ИРИ действуют политические, социальные, религиозные и экономические группы, которые реагируют на реализацию принятых политических линий влиятельными официальными органами. К их числу можно соотнести Буютат Аят Уззам Аимма Джумъа, Ассамблея борющегося духовенства общества, Борющееся духовенство, Общество учителей научного круга г. Кум, исламские ассоциации, революционные институты, а также издательские учреждения. Тем не менее, в контексте внутренней политики, государственные законодатели в своих решениях, учитывают их взгляды. В области внешней политики, особенно в период временного правительства и власти либералов, а также в связи с тем, что в способе ведения внешней политики существовали разногласия, вышеуказанные группы часто показывали сильные и серьезные реакции, влияя тем самым на процесс принятия решения по внешней политике. Но после ухода от власти Бани Садра, а также установления взаимопонимания и единства, возникших с целью реализации власти курса Имама и проведения политики «ни Восток, ни Запад», стало меньше наблюдаться, чтобы упомянутые группы имели бы различные мнения в этой области. С другой стороны, так как внешнеполитические проблемы насыщены особенными сложностями, требует достаточной осведомленности по международным проблемам, поэтому, указанные группы, которые не имеют информационную систему, независимую от государства, не имеют достаточного интереса к вмешательству в принятию внешнеполитических решений. Так как неформальные группы в течение двух десятилетий после революции и в связи с взаимопониманием, которого они имели с государством, они не стали играть какую-либо роль.

Многие думают, что только Министерство иностранных дел принимает решения по внешней политике и реализовывает их, в то время как в соответствии с Основным Законом указанное министерство играет наименьшую роль в принятии решений [6]. Во введении Основного Закона Исламской Республики Иран говорится: «Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости» (Сура Железо, аят 25). В преамбуле Основного Закона ИРИ говорится, что Конституции Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, на основе исламских принципов и критериев, и такое намерение конкретизирует суть исламской революции, процесс борьбы и лозунгов народа. Особенностью исламской революции является ее идеологическая и исламская основы. Оппозиция Имама Хомейни к белой революции шаха и капитулятивного закона, основанного на иммунитете американских солдат в Иран, подтвердило руководство Имама революцией. Несмотря на депортацию Имама в Ирак, протесты продолжались, мечет превратились в центры исламских просветителей, университетские повысили интеллектуальный уровень осведомленности и информированности людей, Имам выдвинул проект исламского государства на основе велаят-е факих в пике диктатуры шаха.

С точки зрения ислама, правление берет свое начало не в классовых интересах и личной или групповой власти; оно является воплощением политических идеалов нации единоверцев и единомышленников, ведущих к конечной цели (придти к Богу). Поэтому роль Конституции заключается в обеспечении условия для продолжения революции внутри и за пределами страны, в частности, проявлять усилия по расширению международных отношений с другими исламскими и народными движениями с тем, чтобы подготовить почву для создания единой мировой уммы. В Коране, в суре Ниса, аяте 92 говорится: Эта ваша умма единая умма и я, ваш Господь, поклоняйтесь Мне.) Согласно характера системы Основного закона борьба за освобождение всего мира будет продолжаться до спасения лишенных народов. Она гарантирует свободу от любой интеллектуальной и социальной тирании, экономической монополии, судьба народа предоставлена в его же руки. («Разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы», Коран, сура «Араф», аят 157). Создание политических институтов, считающихся социальной базой, по усмотрению школы праведников, являются обязанными по руководству страной. (Поистине эта земля наследуется моими праведными слугами». Коран, сура «Анбия», аят 105). Законотворчество, находится в рамках Корана и Сунны. Поэтому необходим серьезный и пристальный контроль со стороны справедливых праведных и преданных исламских богословов. Целью исламского правления является рост человеческой личности в направлении божественного строя, а также раскрытие и расцвет способностей человека, показывающих его богоподобность («К Богу мы все вернемся». Коран, сура Нур, аят 42) с тем, чтобы создать условия процветания талантов и навыков самосознания (Станьте нравственными, нравом данным вам Богом).

Это зависит от активного и широкого участия всех общественных сил в процессе переустройства общества [5]. Поскольку Конституция создает основу для участия всех представителей общества в принятии политических, судьбоносных решений на всех его этапах, дабы каждый нес ответственность за общество на пути человеческого развития. Это и будет осуществление принципа правления обездоленных на земле. («Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками». Коран, сура Аль-Каса, аят 5). 9. Велаяте факих: На основе велаяте амр и постоянном имаматстве Основной закон обеспечил условия по реализации руководства факиха, наделенного универсальными условиями, признающего народом в качества лидера (Муджориу-л-умур, Байдалулуам билах аль-умана алал халалихи ва харамихи).

При создании и обеспечении оборонительных вооруженных сил страны обращается особое внимание на то. чтобы их основой и принципом их деятельности стала вера и исламское учение. Поэтому Армия Исламской Республики Иран и Корпус стражей Исламской революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. Не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя Божественного закона в мире лежит на их плечах. (И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них». Коран, сура аль-Анфал, аят 60). Исполнительная власть. Ее задача заключается в претворении в жизнь справедливых отношений в обществе, открытии дороги мировому сообществу, и любая причина, препятствующая достижению этой цели, опровергается исламом. Исполнительная система с наибольшей эффективностью и скоростью создается при выполнении административных обязательств.

Таким образом, важнейшим источником и ресурсом внешней политики ИРИ является Основной Закон. В его преамбуле и принципах подчеркивается, что он разработан на основе исламских принципов. В нем наибольшее значение и оценка даны внешнеполитическим целям системы.

Полномочиями Высшего руководителя являются: решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти, в случае отсутствия решения проблемы, точка зрения Высшего руководителя будет выступать как верховный арбитр. Если проблемы, связанные со системой, не оказываются приемлемым к разрешению, если в области внешней политики появятся новые тупики, и если выход из него не является легким делом, то верховный лидер посредством Совета целесообразности системы приступает к ее разрешению. В этом случае роль Совет целесообразности заключается в консультации, и не является обязательным к выполнению Высшим руководством.

Верховный лидер в качестве правящего имама (вали факих) не ограничивается руководящими обязанностями и полномочиями, в том числе внешней политикой. С юридической теоретической точек зрения, абсолютное правление (велаят), в частности с точки зрения Имама Хомейни, включает все властные полномочия, которые являются непогрешимыми для правления имама. Следовательно, пределы полномочий правительства ИРИ не ограничиваются, но они подчиняются абсолютному правлению имама в рамках вторичных решений, а в случае необходимости и по представленному интересу все они являются вторичными к шариатским законам. Имам говорит отчетливо: Полномочия государственной власти не ограничиваются в рамках божественной заповеди, власть считается одним из первичных столпов уммы и предшествует всем второстепенным решениям, даже молитва, пост и паломничество, как поклоняемых, так и непоклоняемых, процесс которых идет вразрез с интересами, или же находятся в таком состоянии, могут быть прекращены, и инстанцией, определяющей эти вопросы и государственные интересы макаме рахбари в качестве вали факиха (В статье 57 макаме рахбари упоминается под названиями велаяте мутлака амр (абсолютное правление), Имамат умма (правление уммой).

Судебная власть, хотя и не вмешивается прямым образом, однако в двух частях касается косвенно: А.. В случаях, когда преобразования в области судебной власти страны и подотчетности министерства иностранных дел институтам по правам человека, таких как Комиссия по правам человека, ООН, Комитет по правам человека в Женеве. Б. При поддержке Канцелярии справедливого управления и Министерства юстиции страны осуществляется надзор за деятельностью Министерства иностранных дел [4]. Мысли и взгляды макаме муаззам рахбари: Имам Хомейни обосновал иранскую землю в качестве «матери деревень» всемирно исламского возрождения. Его преемник — Аятолла Хаменаи, считался его учеником и ближайшим к нему человеком. В течение своей жизни он защищал его мысли и в период своего лидерства он являлся продолжателем политических линий Имама, и лишь в соответствии с требованиями времени те политические линии приняли новый масштаб, которые представляют собой: Хаменеи в его жизни, его идеи и поддерживается руководством имама Хомейни продолжал ту же политику, только дал новое измерение, представляющее собой: 1). Сохранение независимости и мощи. 2). Продолжение политики «ни Восток, ни Запад», продолжение политической линии Имама, отказ от любого игнорирования, как например, палестинская проблема. 3. Разлад высокомерия, которая по своей сути является враждебным по отношению к ИРИ, в том стиле, что США являются высокомерными и преследуют мстить Ирану; поддержка мусульман по всему миру, особенно оппозиционеров США и палестинских мусульман [3], непрерывная борьба с сионистами. В то время, когда президент США принимает решение против Ирана, направляется в сионистскую ассоциацию США, отчитывается там, и распространяется по всему миру это считается позором для Америки [7].

После Высшего руководителя, президент республики считается высшим официальным органом, играющим важную роль в структуре принятия решения и реализации внешней политики. Он осуществляет свои полномочия посредством: А. назначения министров, в том числе министра иностранных дел (статьи124,133), которые являются основными исполнителями внешней политики; Б) подписания соглашений и переговоров, договоров Ирана с другими государствами, а также подписание договоров, связанных с международными объединениями после утверждения Меджлисом им или его законным представителем (статья 125); В) назначения послов ИРИ, подписания их доверительных грамот, а также принятия доверительных грамот послов других стран (статья 128) [2].

Кабинет министров посредством предложенной программы в начале своей деятельности представляет Меджлису план деятельности в реализации специальных экспортных и импортных политических линий, в частности в области продажи нефти, импорте товаров первой необходимости, устанавливает и утверждает уставы для выполнения законов и регулировки административных организаций. Он также делегирован полномочием на установление или прекращении дипломатических отношений, сокращение или расширение взаимоотношений с другими странами. Он играет важную роль в принятии решений по внешнеполитическим вопросам, конкретизирует направление и форму внешней политики.

Однако внимание точке зрения Меджлиса важно, так как иногда на ограничивает полномочия государства или же посредством одобрения законов разрешает государству устанавливать взаимоотношения. Согласно статье 113, президент республики, после Высшего руководителя является высшим официальным органом страны. Он несет ответственность за реализацию Основного Закона, руководство исполнительной властью, кроме вопросов, непосредственно относящихся к Высшему руководителю. Некоторая часть задач исполнительной власти, ответственность за которой несет президент республики, связана с внешнеполитической сферой. Он обладает полномочиями, посредством которых может сыграть важную роль в принятии внешнеполитических решений и их реализации [1]. Президент республики находится под общим надзором и контролем и в рамках общеполитических рамок, установленных Высшим руководством и играет определенную роль в области внешней политики.

Меджлис на основе своих обязанностей — законодательной и надзирательной, осуществляет контроль за деятельностью других ветвей власти. В структуре принятия решения по внешней политике, осуществляемом двумя видами — прямым — с одобрением решений, и косвенным — надзирательными полномочиями, а также с одобрением бюджета исполнительных органов внешней политики (статья 152). Кроме того, Меджлис отвечает за рассмотрение и исследование решений (ст.76), предоставление вотума доверия министрам (ст. 87), в том числе министрам иностранных дел, обороны, коммуникаций и сообщений, нефти, исламского напутствия, которые прямым или косвенным образом несут ответственность за часть реализуемых задач во внешней политике [1].

Согласно статьи 176, под руководством Президента для обеспечения национальных интересов и защиты Исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета создается Совет национальной безопасности со следующими обязанностями:

  1. определение политики страны в области обороны и безопасности страны в рамках общей политики, определенной лидером страны;

  2. согласование политической, информационной, социальной, культурной и экономической деятельности в связи с общими мерами в области обороны и безопасности;

  3. использование материальных и интеллектуальных возможностей страны для противодействия внутренней и внешней угрозе.

Решения Верховного совета национальной безопасности вступают в силу после из утверждения лидером страны.

Следующие лица входят в состав Совета:

  • главы трех ветвей власти;

  • председатель Генерального штаба вооруженных сил;

  • ответственный за план и бюджет;

  • два члена Совета, назначенные лидером страны;

  • министры иностранных дел, внутренних дел и информации;

  • в необходимых случаях — соответствующий министр и высшее лицо армии и Корпуса стражей Исламской революции.

Высший совет национальной безопасности в соответствии со своими обязанностями создает специальные советы, в частности Совет обороны и Совет безопасности страны. Каждый из этих советов находится под руководством Президента или одного из членов Высшего совета, определяемого Президентом. Сфера полномочий и обязанности специальных советов определяются законом, а их структура утверждается Высшим советом. Учитывая вышеперечисленные пределы, задачи и полномочия, можно сказать, что Верховный совет национальной безопасности, другими словами, считается также Верховным советом по внешней политике страны. Одобренные Советом решения являются обязательными для выполнения и соблюдения [6].

В рамках полномочий Попечительского совета (Совета стражей), представленных ему статьями 94 и 96 Основного Закона в отношении утверждения решений Меджлиса исламского совета, ответственность за сопоставление законов Меджлиса Основным Законом и священным исламским шариатом, и может сыграть важную роль в к контроле внешней политики, особенно в деле предотвращения отклонения от установленных целей в Основном Законе [6]. Кроме указанных юридических институтов в реализации внешней политики, особенно в агитационном аспекте, важную роль играют официальные и неофициальные институты. Так, Совет по целесообразности системы в качестве консультативно-тактического рычага в разработке общей политики внешнеполитической системы играет фундаментальную роль.

Радио и телевидение ИРИ в соответствии со статьей 175 находится под надзором Высшего руководителя, и по мере расширения их международных программ, они играют основную роль в деле агитации экспорта революции. Кроме того, в области внешней агитации важную роль играет Организация исламской пропаганды, специализирующая в области внешней агитации.

Что касается Министерства иностранных дел ИРИ (ее обязанностей, задач и полномочия), то следует отметить, что ни в конституции, ни в уставных законах, принятых Меджлисом исламского совета (парламентом) это министерство не упомянуто в качестве инстанции, принимающей решения в области внешнеполитических отношений. В то время как, учитывая рычаги реализации власти и полномочий, а также обязанности, оно должно вмешиваются в осуществлении внешней политики. Например, Министерство торговли наделено полномочиями и обязанностями в осуществлении торговых сделок, министерство обороны — поддержкой вооруженных сил приобретением вооружений, министерство исламского руководства, исламской культуры и высшего образования — культурных и образовательных отношений с зарубежными странами. В круг ответственности Министерства иностранных дел входит такие важные задачи, как контроль, мониторинг, установление связей и обеспечение представителей, а также подготовка и сбор информации для субъектов, принимающих решения и исполнителей внешней политики. Основная роль Министерства иностранных дел заключается в надзоре внешнеполитическими целями ИРИ в рамках принципов Основного Закона и утвержденных решений Меджлиса исламского совета, которые реализовываются различными организациями.

Основными задачами Министерства иностранных дел является: А) Непрерывный надзор за международными событиями и внутренней обстановки стран, подготовка отчетов или проектов, изъявление необходимого мнения по представлению государства ИРИ. Б Пересмотр, установление, сохранение и развитие внешнеполитических связей государства ИРИ с другими государствами и международными организациями). В). Проведение переговоров и переписок с зарубежными государствами и международными организациями. Г). Управление политическими и консульскими миссиями Министерства иностранных дел и надзор за представителями государства ИРИ за пределами страны. Одним словом, Исламская Республика Иран является идеологической и духовной страной, следовательно все политические структуры страны, в частности текст Основного Закона (и его важная преамбула), а также внешнеполитические принципы страны основаны на них. Подобная важная особенность, разумеется, создает ряд серьезных барьеров и препятствий перед политиками, государственными лицами и дипломатами в реалистичной оценке региональных и глобальных проблем. Следовательно, такие лица оказываются вынуждены прежде чем воспринимать существующие реальности и условия в существующем контексте и структуре обратить внимание на духовные и идеалистические аспекты, что, безусловно, далеко от реальностей.

Следовательно, можно ожидать, что по мере продолжения действия и администрации таких идеалистических и структур и ценностей будут сохраняться многочисленные проблемы и трудности во внешней политике Ирана и защите его национальных интересов.


Литература:

  1. Дехкани Фирузабади, Саййед Джалал. Внешнеполитическая история Исламской Республики Иран. – Тегеран: Самт. - С. 263.

  2. Журнал Института стратегических исследований. Исследование текстов внешней политики Исламской Республики Иран. – Тегеран:, 11-ый год, № 40,лето, 2009. – С.323

  3. Мавлана Саййед Хамид, Мухаммади Манучехр. Внешняя политика Исламской Республики Иран в правительстве Махмуда Ахмадинежада. – Тегеран: Додгустар, - Т. 3., 2009. – С. 79-83..

  4. Малаки Аббас. Процесс принятия решения во внешней политике Исламской Республики Иран, № 27, весна, 2003. - С. 103.

  5. Мансур Джахангир. Составление и разработка Основного Закона Исламской Республики Иран. Гражданское право. – Тегеран: Даврон, 1997. – С. 13-20.

  6. Мухаммади Манучехр. Внешняя политика Исламской Республики Иран: Принципы и проблемы. – Тегеран: Додгустар, - 1-ое изд., 1998. – С. 91.

  7. Мухаммади Манучехр. США с точки зрения Макам Муаззам Рахбари. – Тегеран: Изд-во секретариата исламской культуры, 2009. С.77.


1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle