Библиографическое описание:

Предеина В. С. Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 395-397.

Современная система образования, предоставляет обширные возможности для проведения различного рода исследований. Инновационная деятельность в области педагогики, психологии совершенствует уже существующую методическую базу и приносит новации в образовательную деятельность. Доступность самой разнообразной информации, требует знаний и навыков работы с ней, умение анализировать, что содействует развитию образовательной среды и практическому внедрению в процесс образования новейших технологий.

Развитие познавательной активности одна из важных проблем современного общества. Привитие умения учиться, любви к знаниям, необходимо для развития творческой активной личности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности личности приводят к тому, что эти качества не развиваются. Современное общество ставит задачу сформировать личность способную не только к репродуктивной деятельности, но и к творчеству и самостоятельности. Для формирования культуры творческой личности необходим творческий подход к подготовке и проведению занятий.

Оптимизация учебного процесса и нестандартный подход к изучению предмета повышают интерес к познавательной деятельности, и ее продуктивность. Интеграция учебных предметов содействует планомерному развитию личности учащегося.

В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности. Творчество взрослого, сформировавшегося человека отлично от творчества детей. Дети преобразуют впечатление, эмоции от внешнего мира и, пропуская их через себя, выплескивают их в творчество.

Условия, в которых формируется личность ребенка, социальные, индивидуальные особенности и, эстетические интересы родителей, возрастные и индивидуальные особенности учеников, влияют на выбор форм и методов работы. Необходимо так же учитывать возможности ребенка, и выявлять наиболее подходящие методики для развития не только интеллектуальной, но и личностной социальной активностью.

Развитие творческого потенциала одна из центральных задач развития личности. Рассматривая художественное образование как процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимо учитывать эмоциональное влияния друг на друга участников этого процесса. Эмоциональное отношение ученика к выполняемому заданию пробуждает творческий интерес к изучаемому предмету. При самостоятельном выполнении, решении творческой задачи учащиеся получают эмоциональное удовлетворение, уверенность в собственных силах, желание повторить и усовершенствовать полученное знание. Развивать творческий потенциал личности, необходимо опираясь на эмоциональное состояние личности.

Активность личности в обучении напрямую связано с мотивацией. С помощью таких элементов обучения как, формы и методы осуществляется общее развитие личности. Л. С. Выгодский, К. Роджерс утверждали, что творческий потенциал присущ всей человеческой популяции на земле. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что развитие творчески активной личности способствует последующему развитию общества в целом, что и является нашей главной задачей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.

Выделяются следующие отличительные особенности активного обучения:

  • Педагогу отводится роль консультанта, он помогает ученику, испытывающему затруднения в работе, но не навязывает ему свое решение данной творческой задачи.

  • Ученику предоставляется возможность выбора материала для выполнения задания

  • Существующие критерии оценки — мобильны, правильно выполненное задание, сопоставляется с нестандартным подходом, и необычной концепции.

  • Ученик, сам является, своего рода педагогом для своих товарищей, так как при обсуждении работы, каждый получает совет от группы, педагог должен контролировать этот процесс, и вносить коррективы толерантного характера.

Данные особенности выводят на новый уровень следующие положения:

  • Необходимость качественной взаимосвязи между активным обучением, эмоциональной сферой личности и мотивацией

  • Стандартизация образовательного процесса не дает выхода на творческий подход решения проблемных ситуаций.

Возможность апробировать данные особенности, в практической деятельности, предоставляет детская школа искусств. На базе Черноисточинской детской школы искусств было проведено занятие композиции при использовании форм методов развивающих творческую активность, посвященное подготовке к участию в конкурсе детского рисунка «Мой четвероногий друг».

Возраст учеников от 7 до 13 лет. Занятие ограничено по времени, два часа, главное передать характерные особенности изображаемого персонажа. Задание:

  • Выполнить рисунок домашнего животного: изображение домашних животных, животные рядом с человеком, прогулка, под общей тематикой «Мой четвероногий друг»

  • Пофантазировать относительно того, какое необычное домашнее животное хотели бы завести. «Питомец моей мечты»

  • Создать рисунок-плакат, призывающий заботиться о животных и природе «Не проходи мимо».

Для выполнения задания предлагается на выбор графические материалы, (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель). Во время беседы с учениками, были определены основные условия выполнения работы: выполнение рисунка за одно занятие; формат бумаги (А3), показать в рисунке характер животного.

Ученикам, до начала создания рисунка, сообщалось о том, что данная работа выполняется на конкурс. Выполненные работы, будут размещены для голосования в интернете. Осознание того что, работу увидит большое количество людей повысила мотивацию у учащихся.

Дети ответственно подошли к работе над рисунком они сами выбирали, какое будут изображать животное. Чаще всего, тематикой рисунков служило домашнее животное (кошка, собака, рыбка), Ученики старались передать сходство, со своим домашним питомцем. Сложнее было выполнить рисунок на тематику «животное моей мечты». Данную работу сделала лишь одна ученица Алёна П. и назвала её «Кенгубелка». Данное название, объяснила так — «Рисовала белку, получилась странная кенгуру».

Многие выбрали темой рисунка — плакат: «Не проходи мимо…», «Не разлучай нас!!!» отражая судьбу бездомных животных. Ученики предлагали большое количество идей, в процессе создания работы, обсуждали каждый вариант развития рисунка. Свободная атмосфера занятия, возможность, не спрашивая разрешения отдохнуть, пройтись по классу, посмотреть, что рисуют друзья, попросить у них помощи способствовало созданию наиболее цельной и завершенной композиции.

В конкурсе приняли участие одиннадцать человек. Дети были довольны созданными работами, с удовольствием рисовали животных. Работы получились живые и забавные. Колористическим решением для данных композиций преобладали близко — родственные и родственно контрастные цветовые сочетания.

Формы и методы преподавания изобразительного искусства зависят от множества факторов: а именно социальная среда окружающая не только ребенка, но и его родителей, эмоциональное отношение к выполняемому заданию, педагогу, коллективу, эстетическое переживание испытываемое учащимися на занятиях изобразительным искусством и творческая активность личности. Реализация в практической деятельности активных форм и методов преподавания развивает творческую активность личности на занятиях изобразительным искусством.


Литература:

  1. Выготский Л. С. «Воображение в детском творчестве» М., «Просвещение», 1991г.

  2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология»//Психология: классические труды. М., 1996.

  3. Зимняя И. А. «Педагогическая психология» М., 230с.

  4. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» В 2 т. М., 1989.

  5. Яковлева Е. Л. «Психология развития творческого потенциала личности», М., «Флинта», 1997г.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle