Библиографическое описание:

Кузнецов К. В. Формирование у студентов гуманитарных вузов умений антипропаганды религиозного экстремизма - одно из важнейших направлений работы педагогической науки // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 380-382.

В современной России возрождается интерес к религии. По данным социологических опросов: верят в Бога 47 % опрошенных. Из них почти половина никогда не читали Библию, 10 % регулярно ходят в Церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам [5]. Православное христианство до сих пор остается главной религией в нашей стране. По данным опроса 73,6 % россиян считают себя православными; 4 % граждан российской федерации приверженности ислама. Менее 2 % принадлежат к иным конфессиям христианства, 18,5 % атеисты и лишь 2,3 % затруднились с религиозным выбором [1]. Современная общественная практика показала, что интерес к религии характерен не только для верующих. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. Об этом говорит хотя бы анализ выступлений в СМИ и публикаций в прессе деятелей искусства, политических лидеров.

Сколько помнит себя человечество, столько существуют деструктивные религиозные организации, состоящие из групп людей, фанатично следующих за своим лидером.В ряде исследований отмечается, что в 20 веке многие секты начали применять психологические методы воздействия на психику человека, направленные на подавление воли человека. За последние 20 лет в нашей стране появилось множество организаций, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить возможность своих прихожан самостоятельно мыслить и действовать. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в секту, нередко подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна.

Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству. Эти религиозные организации являются деструктивными.

Деструктивные религиозные организации (секты) самым фундаментальным образом нарушают гражданские права. Разрушаются семьи, люди лишаются собственности и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встает проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

Данное исследование непосредственным образом относится к сфере «человек-человек». К этой сфере относятся такие профессии, как: специалисты сферы туризма (гиды, экскурсоводы, аниматоры и т. д.); педагоги (воспитатели детских садов, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений); работники медицинских учреждений (медсестры, врачи, фельдшеры и т. д.) и многие другие специалисты, сутью работы которых является работа с людьми.

Исследование направлено на подготовку будущих специалистов с педагогической направленностью деятельности к антирпопаганде религиозного экстремизма.

Проблемам сектоведения посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых: А. Л. Дворкина [2], Т. Гандоу [3], И. Я. Кантерова [4] и многих других. Проанализировав их основные труды, нам не удалось найти исследования, в которых рассматриваются проблемы формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у специалистов сферы «человек- человек».

Сформулирована проблема — каковы содержания, методы и формы по формированию у студентов гуманитарных ВУЗов умений анти пропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности.

В ходе исследования было сделано следующие

  1. Раскрыта типология существующих деструктивных религиозных организаций, раскрыто религиозного экстремизма, выявлены направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию анти пропаганды религиозного экстремизма;

  2. Произведён отбор умений анти пропаганды религиозного экстремизма необходимых студентам, такие как: уметь оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; уметь классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления; уметь владеть ситуацией при общении с адептами сект, вести диалог, в случае вербовки; уметь проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь;

  3. Разработано содержание, формирующие следующие знания: классификация и характеристика деструктивных религиозных организаций; социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций; принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов;

  4. Разработана модель формирования умений анти пропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов — будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности и включающая такие модули: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль.

Разработанная модель состоит из 3 блоков:

  1. Программно-целевой уровень включает в себя разработку программы и определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития и включает в себя 2 компонента:

  • Мотивационно- ценностный компонент;

  • Информационно-познавательный компонент.

  1. Операционально-деятельностный модуль состоит из следующих аспектов:

  • Мотивационно- волевое отношение к факультативному курсу;

  • формирование знаний, умений и навыков;

  • организация совместной деятельности общения.

Все 3 аспекты составляют следующий предметно — рефлекторный компонент, который реализуется на протяжении трёх этапов:

  1. Предварительный этап;

  2. Текущий этап;

  3. Ретроспективный этап.

  1. Оценочно-коррекционный модуль определяет следующие аспекты разработанной модели:

  • Оценка и самооценка результатов;

  • Коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата.

Программно-целевой модуль определяет следующие аспекты модели: разработка учебных программ и определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития способностей студентов. Данный модуль представлен следующими компонентами: мотивационно — ценностным и информационно — познавательным.

Разработка программ. Данный аспект подразумевает разработку программы факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности». Данная программа направлена на формирование умений студентов гуманитарных ВУЗов по анти пропаганде религиозного экстремизма.

Определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития. Перед планировкой занятия преподавателю необходимо оценить уровень развития учебной группы. Связанно это с тем, что при анализе занятия поможет намного лучше ставить цели и определять способы деятельности на занятиях.

Мотивационно — ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение к факультативному курсу, сформированную потребность в нём, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями факультативного курса, духовное совершенствование.

Данный компонент также определяет мотивацию достижения успеха и мотивацию преодоления неудач у студентов в процессе обучения. Учебный процесс по курсу «Религиозные аспекты безопасности» должен быть построен так, чтобы учащиеся имели мотивацию для достижение успехов в процессе учёбы и мотивацию для преодоления неудачи.

Информационно — познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися знаний по религиозным аспектам безопасности; определяет познавательная потребность у студентов и активность в получении информации по факультативному курсу.

Операционально-деятельностный модуль состоит из следующих аспектов: мотивационно — волевое отношение к факультативному курсу; формирование знаний, умений и навыков; организация совместной деятельности общения.

Все 3 аспекты составляют следующий предметно-рефлекторный компонент, который реализуется на протяжении трёх этапов: предварительном, текущем, ретроспективном.

Мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу. В процессе обучения у учащихся должно выработаться мотивационное отношение к обучения. Чтобы развить у студентов мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу, надо стараться учитывать эти позиции. Если студент на занятиях не проявляет активности, скучает, надо в первую очередь понять, почему ему не интересно.

Формирование знаний, умений и навыков. В результате изучения программы, учащиеся должны:

а) знать:

  • классификацию и характеристики деструктивных религиозных организаций;

  • социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций;

  • принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности;

  • формы и методы правовой защите граждан от посягательств религиозных экстремистов.

б) уметь:

  • оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона;

  • классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления;

  • владеть ситуацией при общении с адептами сект;

  • проконсультировать пострадавших от сек и их родственников о том, где и как получить помощь.

Оценочно — коррекционный модуль определяет следующие аспекты разработанной модели: оценка и самооценка результатов; коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата.

Оценке и самооценке результатов на данный момент посвящено много литературы. Такое большое внимание, уделяемое этому вопросу, объективно обоснованно. Только в результате постоянно проводимого анализа и самоанализа работы педагога могут быть выявлены как недостатки, так и удачные моменты в ходе занятия, и, таким образом, появиться возможность устранить первые и не упустить из вида вторые при проведении последующих занятий. Анализ проводится администрацией учебного заведения, а самоанализ и самооценка — самим преподавателем.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что тема актуальна, разработанная модель

Все это и анализ содержания курса «Безопасности жизнедеятельности» раздела «Защита от социальных опасностей» позволило сделать вывод, что тема «Религиозные аспекты безопасности» актуальна на данный момент и в учебных программах. В связи с этим рекомендуется ввести в курс подготовки студентов гуманитарных высших учебных заведениях данную тематику.


Литература:

  1. ВЦИОМ. Итоги всероссийского опроса, март 2010.

  2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Изд. 3-е, пераб. и доп. — Нижний Новгород.:«Издательство братства во имя св. князя Александра Невского», 2002. — 702 с. — ISBN 5–88213–050–6.

  3. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. — Клин: Изд-во Братства свт. Тихона, 1995.

  4. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) / И. Я. Кантеров. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006

  5. Религия в цифрах и фактах // СТАТИСТИКА.ру, 05.12.2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle