Библиографическое описание:

Казарян Л. М. Образ учителя в американском и английском кинематографе // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 371-375.

Учитель живет до тех пор, пока он учится,

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

(К. Д. Ушинский)


С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно, так и отрицательно; в той или иной мере воспитывает его.

Давным-давно установлено влияние фильмов на поведение людей. Кино оставляет в подсознании зрителя особую информацию, исходя из которой, зритель пытается вести себя соответственно своему любимому герою. Фильм сообщает зрителю определенную информацию и заряжает его чувствами. Потом человек обдумывает фильм, обсуждает его с друзьями и знакомыми, следовательно, фильм продолжает оказывать на него влияние. Наконец, получив определенную информацию, и, возможно, в какой-то степени преобразившись под влиянием фильма, человек иначе чувствует, думает и ведет себя в различных социальных ролях.

Всем известно, что профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача, — одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются [3. c. 132–133].

Снято немало фильмов про учителей и учеников. В российском кинематографе зрителям известны такие фильмы как «Доживем до понедельника» (1968), «Большая перемена» (1872), «Розыгрыш» (1977), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и многие другие.

Киноиндустрия США, которая берет свое начало с 1920-х годов, создала немало фильмов про учителей. Широкому зрителю известны такие фильмы как «Вверх по лестнице, ведущей вниз» («Up the down staircase», 1967), «Общество мертвых поэтов» («Dead Poets Society», 1989), «Опасные умы» («Dangerous Minds», 1995), «У зеркала два лица» («The Mirror Has Two Faces», 1996), «Музыка сердца» («Music of the Heart», 1999), «Императорский клуб» («The Emperor's Club, 2002), «Ларри Краун» (Larry Crowne», 2011) и т. д.

Значительные культурные традиции и всемирно известная актерская школа позволили английскому кинематографу создать большое количество не менее интересных фильмов про учителей и учеников. Наиболее известные фильмы, посвященные учителю, являются «Школьные джунгли» («Blackboard Jungle», 1955) и «Учителю с любовью» («To Sir, with Love», 1967).

Фильмов, посвященных учителям, очень много, но кто такой Настоящий Учитель? Какие качества присуще Мастеру?

Обратимся к великолепному автобиографическому роману «Учителю с любовью» («To Sir, with Love», 1959 г.) известного гайанского писателя, педагога, общественного деятеля, дипломата Эдварда Рикардо Брейтуэйта, по мотивам которого в 1967 году Джеймс Клавелл снял одноименный фильм.

В фильме показывают, как умный и очень талантливый человек с огромным чувством собственного достоинства сумел завоевать доверие и уважение своих учеников. Ему приходилось очень нелегко, потому что он был чернокожим из бывшей британской колонии Гвиана, а в Англии в середине ХХ века в условиях расовой дискриминации это обстоятельство создавало человеку очень много проблем. Данная тема затрагивается и в самом фильме, когда учитель узнает, что ученики не хотят идти в дом к своему однокласснику на прощание с его матерью: «Подумайте, что скажут люди, сэр? Что скажут наши родные, если увидят, что мы идем в дом к цветному?».

Марку Такерею никак не удавалось найти работу. Только в школе «North Quay» он сумел найти ее, потому что там учились очень «трудные» дети («В этой школе есть нечто пугающее, но в то же время любопытное»). Работать с трудными подростками никто не хотел, это признавал и сам директор школы: «В школе нет никакой системы — преуспеете или нет, все зависит от вас». Новый учитель решил остаться, хотя понимал, что будет сложно («Так вы новый ягненок на закланье или скорее паршивая овца»? «Нет, просто учитель»). После первого занятия, по словам Марка Такерея «война была объявлена», но сила духа, огромное желание стать хорошим учителем («Вообще-то мне их жалко: большинство с трудом читает.»..) и упорный труд сделали свое дело.

Общение с учениками является важнейшей составляющей профессиональной деятельности учителя. Такерей общался со своими учениками, стараясь обращаться к их жизненному, часто негативному, опыту. Ученикам было интересно на занятиях, потому что учебный материал («Жизнь, выживание, любовь, секс, брак, бунт — все что хотите») и приемы учебной работы были достаточно разнообразны. Разнообразие обеспечивалось не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны [3. c. 226]. (- «А что вы имели в виду под бунтом, сэр»? — «Перемены. Например, ваша прическа — это своего рода бунт... Ведь таким образом вы пытаетесь отличаться от взрослых. Разве не так?... Поэтому вы бунтуете. Даже ваша одежда тоже протест, разве не так?... Каждая новая мода своего — рода бунт»).

Марк Такерей смог возбудить познавательный интерес у учащихся, используя такой прием как отстранение, т. е. показ нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала стала для его учеников важнейшей предпосылкой возникновения интереса к нему. Существенным фактором возникновения интереса к учебному материалу было и эмоциональная окраска, его живое слово — истории из его жизни, часто представляющие собой борьбу за выживание («- Вы когда-нибудь были на мели, сэр, совсем без гроша за душой?» — «Да, и очень часто»).

Он вел уроки с энтузиазмом, стараясь избегать формального подхода к теме («Итак, брак. Что такое брак? Я считаю, что брак не для слабых, неуверенных в себе, эгоистичных людей»). Всегда тщательно подбирал выражения, старался не переходить на упрощённый язык, тем самим, помогая улучшить речь своих учеников. Коммуникативные педагогические задачи решались им не на интуитивном, а на сознательном уровне. [4. с. 111]

Благодаря своему образованию, старанию и пытливому уму Такерей всегда умел грамотно выстроить диалог, убедить («Ваш долг изменить мир, если удастся, но без агрессии, мирным путем, каждый по-своему»).

Марк всегда старался найти конструктивное решение острой педагогической ситуации: однажды он вернулся в класс, и нашел классную комнату наполненной дымом — оказалось, что кто-то бросил на решетку камина использованную гигиеническую салфетку и неудачно попробовал сжечь ее. Его охватила такая ярость, такое отвращение, что он совершенно вышел из себя. Он выгнал всех ребят из класса, и сказал девочкам то, что думал о них и их поведении («Мне надоели ваша мерзость, дерзость, похабность и манера …»). После этого он вышел из класса, громко хлопнув дверью. В учительской он разозлился на самого себя («Чтоб меня! Я потерял самообладание. Я поклялся, что никогда не выйду из себя! Господи, как я мог так вспылить?!»). Гнев прошел, теперь он был просто полон решимости навести в классе порядок… Перед началом следующего урока он вошел в класс, камин был чисто вымыт, окна распахнуты, все тихо сидели за столами. Девочки как-то потупились и прятали от него глаза, и он с удивлением понял, что им стыдно. Ребята смотрели на него выжидающе: что он скажет, что сделает. Он ни словом ни упомянул о происшедшем...

На своих занятиях Марк Такерей также использовал принцип требования к человеку и уважения к нему. «Подход к человеку с позиции достоинства личности, ее права на свободу и необходимости соблюдать нормы общественных требований — основа поистине второго рождения человека, как личности». [2. с. 118] Такерей требовал от учеников взаимного уважения («С сегодняшнего дня мы введем некоторые правила вежливости, которые будут соблюдаться в классе всегда. Ко мне прошу обращаться «мистер Такерей» или «учитель» — на ваше усмотрение. К девушкам мы будем обращаться «мисс», а к молодым людям — по фамилиям») и понимания. Вначале ученикам было сложно все исполнять, но уважение, которым постепенно стал пользоваться учитель у них, изменило ситуацию к лучшему, так как требования возможны только там, где есть уважение и доверие. [2. с. 119]

Благодаря своему профессионализму, Марк Такерей сформировал интерес к учению у своих учащихся. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся у них запас знаний: сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. [3. с. 226]

Основные личностные качества педагога, выделяемые психологами, требующиеся для построения отношений, способствующих росту, совершенствованию каждого члена коллектива, являются естественность, открытость, доброжелательность в отношениях с людьми, теплые чувства ко всем воспитанникам, понимание другого человека («Я считаю, что прощание — дар Божий, что мы все ошибаемся»), способность педагогической рефлексии, способность к децентрации (понимание внутреннего мира детей), уверенность в себе, доверие своим чувствам. [2. с. 174–175] Именно эти качества и помогли Марку достичь успеха в общении с учениками, стать для них уважаемым, авторитетным человеком, чего не удавалось ни одному учителю школы.

Его доверительный стиль общения, сочетание доброжелательности и доверия к самостоятельности учащихся, адекватное понимание учащихся, ориентация на дискуссию, стремление к собственному росту (профессиональному и личностному) стали переломными в тех позитивных изменениях, которые произошли в поведении трудных подростков. Эти изменения с удивлением замечают коллеги Марка: «Вы отличный учитель. Вы совершили такое чудо с классом! Инженером может быть любой, но учить таких бандитов…Мне бы такой талант!».

Такерей понимал, что с ними нужно обращаться как с взрослыми людьми, чтобы они почувствовали собственную значимость и исправили свое поведение («С учебниками покончено. Они вам не нужны. Я неожиданно понял, что вы не дети. Совсем скоро вы станете взрослыми. А это полагает обязательства. Ждите соответствующего отношения от меня и друг от друга как взрослые, ответственные взрослые. Дальше вы будете вести себя разумно, будем беседовать. Вы будете слушать меня не перебивая, а когда я договорю, вы сможете высказаться без помех»).

Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения, нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, формируя готовность к профессиональной деятельности и семейной жизни. [1. с. 250] Истинный педагог, Такерей стал приобщать своих учеников к прекрасному, посещал с ними музей искусств, занимаясь их эстетическим воспитанием («В музее Виктории и Алберта проходит выставка одежды разных эпох. Вам стоит туда сходить. И заскочите в музей естествознания… Разумеется, вы увидите, что ваши прически были в моде 200 лет назад. А ваша одежда — точная копия 20-х годов»). Он старался формировать у своих учеников потребность и способность оценивать и строить жизнь по законам красоты. [1. с. 283] Как известно, эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. [1. с. 285]

Марк Такерей восхищает нас тем, что он не сломался, не потерял себя, а остался интеллигентным порядочным человеком и своим примером смог воспитать в своих учениках необходимые человеческие качества: «Я совсем не понимаю, сэр. Вы твердый, и в то же самое время, не твердый».

Такерей воспитал в своих учениках принцип рефлексии. Воспитание формирует способность видеть за фактом явление жизни, за явлением жизни обнаруживать ее закономерности, за объективными закономерностями распознавать основы человеческой жизни так, чтобы ребенок, подрастая, приобретал привычку и умение отдавать себе отчет в собственной жизни, становясь субъектом жизни. [2. с. 119]

Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ним принадлежит эмпатии. Способность Такерея к сопереживанию не только повысил адекватность восприятия «другого», но и вел к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Проявленная им эмпатия нашла эмоциональный отклик у его учащихся, между ними устанавливались положительные отношения, это замечают также родители подростков, которые никак не могут найти подход к своим трудным детям: «Вы не могли бы поговорить с ней, сэр? Уверена, она вас послушает. Она постоянно говорит о вас.… Все время приводит вас пример своим друзьям». Положительные взаимоотношения с учениками в свою очередь, повысили продуктивность педагогического общения. [5. с. 340] В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочувствия, сопереживания. [5. с. 340]

Работая в школе и параллельно рассылая своё резюме, Такерей в итоге получает приглашение на должность инженера в большой компании. Но, на выпускном вечере он принимает решение остаться в школе навсегда и рвёт приглашение на работу инженером...

Образ учителя в американском кинематографе представлен драмой Питера Уира «Общество мёртвых поэтов», который был снят в США в 1989 году.

Фильм повествует об истории учителя английского языка и литературы, который вдохновляет своих учеников менять что-либо в своей жизни («Пьеса жизни еще не кончилась, и ты, быть может, впишешь свою строку… Какую строку вы впишите?») и пробуждает в них интерес к поэзии.

Семь юношей: Нил Пэрри, Тодд Эндерсон, Нокс Оверстрит, Чарли «Новое чудо» Далтон, Ричард Камерон, Стивен Микс, Джерард Питтс, являются учениками престижнейшей школы в США — Wellton, в основе которой лежат четыре принципа: «Традиция», «Честь», «Дисциплина» и «Совершенство» («Tradition», «Honour», «Discipline», «Excellence»). Однако сами ученики дают иное определение столпам своей, как они её называют, школы «Hellton» (дословно — «адская»): «Пародия», «Ужас», «Упадничество» и «Отстой» («Travesty», «Horror», «Decadence» and «Excrement»).

В первый же день ученики встречают нового учителя литературы, методы преподавания которого, коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет.

Джон Китинг начинает первое занятие с разговора о том, что жизнь мимолетна, поэтому ученики должны следовать принципу «Carpe diem»1О, капитан! Мой капитан! Кто знает, откуда это?...На уроках можете называть меня Мистер Китинг, а если осмелитесь, о, капитан! Мой капитан…Я тоже учился в кругах ада, в то время я еще не был тем гигантом мысли, которого вы видите. Я был подростком, и мой интеллект соответствовал весу. Когда я появлялся на пляже, люди кидали мне в лицо томики Байрона»).

Юноши были удивлены новым учителем («Странно как-то, зато оригинально»). Благодаря Китингу у юношей появляется интерес к литературе («Хочу открыть вам маленькую тайну: люди пишут и читают стихи не ради забавы. Мы читаем и пишем стихи потому, что мы принадлежим к роду человеческому, а род человеческий одержим страстями. Медицина, право, инженерное дело — весьма благородные занятия, и они необходимы для жизни. А поэзия — красота, романтика, любовь. Ради них-то и стоит жить!»)

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, примеров и средств. Методы воспитания проявляются через нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, просьбы, совета, и т. д. [5. с. 243–244]. Китинг же оказывал положительное влияние на своих учеников посредством убеждения, поощрения, личного примера, авторитета. Он создавал специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждали учеников изменить собственное отношение, выразить свою позицию («Зачем я сюда встал? Я встал на стол, чтобы напомнить себе, что надо смотреть на вещи с разных точек зрения. Отсюда мир кажется совершенно другим. Если не верите — попробуйте сами. Когда вы считаете, что в чем-то разбираетесь, постарайтесь посмотреть на это с другой точки зрения. Даже если это покажется глупым или ложным, вы должны попробовать. А когда читаете, пусть вас не заботит, о чем думает автор, главное — что думаете вы. Ребята, постарайтесь обрести собственный голос».), осуществить поступок, проявить характер. Благодаря общению, игре, погружению в чтение, у учащихся изменилось отношение к художественной литературе. [5. с. 243–244].

Некоторое время спустя, ученики узнают про клуб «Общество мёртвых поэтов», членом которого в своё время являлся и сам Китинг. По словам Китинга: «Это были не просто ребята, не просто кружок по интересам. Мы были романтиками, и мы не просто читали стихи. Поэзия капала с наших языков как мед. Души воспряли. Девушки падали в обморок. Рождались боги. Джентльмены, неплохой способ провести вечер». Ученики решают втайне от всех, возвращать к жизни этот литературный клуб, хотя учитель посоветовал им сжечь книгу, альманах выпуска Джона Китинга, которую они нашли в библиотеке.

На своих необычных занятиях Китинг учит своих учеников думать самостоятельно («Я хочу, чтобы вы вырвали это страницу. Смелее, вырывайте страницу. Я хочу услышать, как рвутся бредовые идеи мистера Причерда…Это ведь не Библия, в ад за это не попадете…Будем учиться мыслить самостоятельно. Будем учиться вникать в слова. Пусть говорят все, что угодно, но слова и идеи могут изменить мир».)

На занятиях литературы, Китинг помогает своих учеников избавиться от страхов («Очень трудно отстаивать свои убеждения перед лицом других…Все мы очень нуждаемся в признании, но вы должны верить в уникальность ваших убеждений. И пусть другим они кажутся странными… Я хочу, чтобы вы прямо сейчас пошли своей походкой в своем ритме в любом направлении с любой скоростью. Пусть походка будет гордой или глупой, неважно. И не надо паясничать. Будьте сами собой!») и комплексов. Один из критериев продуктивного педагогического общения — создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в классе Китинг формировал целенаправленно [5. с. 326].

Вольнодумство доставляет неприятности Нилу Пэрри. Он решает продолжать занятия искусством (то, что он любит и в чём он преуспевает) вместо занятия медициной (карьерой, которую избрал для него отец). Нил получает роль Пака в пьесе «Сон в летнюю ночь». Отец Нила узнаёт об этом только накануне премьеры и приказывает сыну покинуть театр. Нил говорит отцу, что уйдёт. Он спрашивает совета Китинга, и тот советует ему попробовать убедить отца, что актёрство для него действительно важно.

Нил так и не решается на этот разговор, но на следующий день говорит Китингу, что отец разрешил ему играть в пьесе. Выступление проходит успешно, но отец Нила не может простить непослушание своего сына и намеревается отправить его в военную школу города Браден, где бы тот проходил подготовку для поступления в Гарвард. Нил не в состоянии справиться со своими чувствами и не может противостоять своему отцу, поэтому он совершает самоубийство.

Начинается расследование произошедшей трагедии. Директор получает всю информацию, в том числе и об «Обществе мёртвых поэтов», от одного из учеников, Ричарда Камерона. Когда Чарли Далтон узнает о предательстве бывшего друга, он с яростью набрасывается на него, что ведёт к его исключению из Уэлтона. Отец Нила не признаёт ответственности за трагическую смерть своего сына. Вместо этого он обвиняет в произошедшем учителя — Джона Китинга. В признании, подписанном учениками, Китинг обвинялся в вещах, которые на самом деле были чрезвычайно преувеличены, например, как идея внушения ученикам создания «Общества мёртвых поэтов»… Китинга увольняют и принуждают покинуть школу.

Однако Тодд Эндерсон не признаёт вины Китинга, даже когда он подписывает признание. И когда на очередном уроке Китинг заходит в класс за личными вещами, Тодд встает на парту и произносит: «О, капитан, мой капитан!». То же самое делают многие в классе.

Фильм вдохновил многих зрителей2.

Сравнивая эти два фильма, можно сказать, что оба учителя стали авторитетом для своих учеников, добились их любви и признания благодаря тому, что воспитывали их, используя принцип гуманистических идеалов (ненасилия, терпимости, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки. [1. с. 250]. Они сопереживали своим ученикам, принимали активное участие в их жизни. Всегда оценивали факты и поступки учеников, а не их личность, использую как когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) так и поведенческий составляющие общения. [5. с. 337].

Учителя подобно Марку Такерей и Джону Китингу всегда найдут отклик в душах учеников, потому что они обладают необходимыми личностными нравственно-волевыми свойствами учителя, к которым относятся беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям и к своему делу. [3. с. 137]. Склонность работать и общаться с детьми, желание самосовершенствоваться и постоянно саморазвиваться делают таких учителей любимыми.

Как известно, педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения и помыслы, настроение других людей, быстро разбирается во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей. Марк Такерей и Джон Китинг были Мастерами своего дела потому, что им были свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать и выслушивать, широкий кругозор, речевая (коммуникативная) культура, решение нестандартных ситуаций, высокая степень саморегуляции [3. с. 134]. Они сумели воспитать настоящих личностей.

Обращение кинематографии к теме учитель и ученик, и создание фильмов, главным героем которого является учитель, еще раз говорит о важности этой профессии и о том влиянии, которую личность учителя может оказать на своих учеников. В таком популярном в США календаре учителя (Teachers Calendar) значительное место отведено воспоминаниям об учителях («Behind Every Famous Person is a Fabulous Teacher» и «Why is My Teacher a Super Hero»), об их общественной и личностной значимости. Учитель персонифицирует мудрость поколений и поэтому априорно обладает высоким авторитетом в обществе.


Литература:

  1. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/– М.: Просвещение, 2006. — 574с.

  2. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. заведений / Гриценко Л. И. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 240с.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. втрое, испр. и переаб. — М.: Логос, 2002. -384с.

  4. Подымова Л. С., Духова Л. С., Ларина Е. А., Шиян О. А. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенына. — М.: Изд-во «Академия», 2003. — 224с.

  5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, — 2002. 432с.

  6. Цитаты из фильма «Общество мертвых поэтов/Dead Poets Society»

  7. Цитаты из фильма «Учителю, с любовью / To Sir, with Love»

  8. http://ru.wikipedia.org

  9. http://www.zanimatika.ru

1 лат. «Лови день», то есть пользуйся сегодняшним днем, лови мгновение — поэтический призыв римского поэта Горация

2 В 2008 году бывший преподаватель технологии в общеобразовательной школе Уолтер Скоулд под впечатлением от фильма создал «Общество мёртвых поэтов Америки», задача которого — поиск мест заброшенных захоронений поэтов США. К октябрю 2011 года Скоулд посетил могилы 225 американцев, бывших когда-то национальной гордостью.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle