Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 1108 раз

Библиографическое описание:

Фомичева, И. В. Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому») / И. В. Фомичева, Т. И. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 533-536. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39560/ (дата обращения: 29.03.2024).



Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния современной киноиндустрии на деградацию системы ценностей молодежи, а также дана характеристика кинокартине «Заплати другому», которая несёт в своём сюжете позитивное социально-нравственное воздействие на молодежную аудиторию.

Ключевые слова: киноиндустрия, молодежь, молодежная аудитория, социально-нравственное воздействие, влияние, ценности, ориентация.

This article is devoted to attempt of understanding of completeness of socio-moral influence of the cinema industry on young people.The history of formation of the industry of cinema is described, the place and a role of cinema in human lives and societies is designated. In article the tendency of influence of the modern cinema industry on degradation of system of values of young people is described, and the characteristic is also given to the movie «Pay it forward» which bears positive socio-moral influence on youth audience in the plot.

Keywords: cinema industry, young people, youth audience, socio-moral influence, impact, values, orientation.

В современном мире стремительно развивается киноиндустрия, являющаяся массовым и популярным видом искусства. Кинематограф возник 22 марта 1895 года в Париже благодаря братьям Люмьер. До 1900 года кино оставалось «немым», хотя достоинства звукового кино были оценены лишь в 1930-х гг. Американская фирма «Warner Brothers» стала первой компанией, выпускающей кино со звуком. На сеансах, организованных Люмьерами, демонстрировались 50-ти секундные ролики. Самым популярным из них стала короткометражка под названием «Прибытие поезда». В 1939 г. появилось цветное кино, но в широкий прокат цветные фильмы вышли лишь в 60–70-е года.

Особо быстрыми темпами киноиндустрия развивается в США и Индии, где она активно поддерживается за счет государственных и внебюджетных средств. Голливуд (район Лос-Анжелеса) и Болливуд (район Мумбаи) — это огромные районы города, занятые киностудиями. Болливуд, являясь прототипом Голливуда, выпускает в год около 1000 фильмов, Голливуд — 200 фильмов. В индийском кинематографе отличительной особенностью являются большое количество музыкального и танцевального сопровождения. Американская киноиндустрия делает упор на использование современных технологий — компьютерные спецэффекты и 3D технологии.

Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных видов досуга молодежи, вытесняя чтение литературных произведений. Самой многочисленной аудиторией кино является молодежь, так как именно она ориентирована на проведение досуга в упрощенной форме. Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает молодым людям темы для общения, возможность обсуждения актуальных проблем через призму кинокартин.

К основным жанрам кино относятся: биография, боевик, вестерн, готический роман, детектив, документальное кино, драма, исторический фильм, комедия, мелодрама, мистика, мыльная опера (один из жанров телевизионных сериалов), приключения, триллер, фильм ужасов, фантастика.

Не смотря на такое изобилие жанров, молодые люди отдают своё предпочтение комедийному. Многие даже не задумываются о том, что смотреть и когда смотреть, не имеет значения и смысл фильма, главное — фон, создаваемый кино.

Киноиндустрия, безусловно, влияет на развитие молодежи, и их ценностные ориентиры. Говоря о социально-нравственном воздействии кинематографа, стоит отметить, что это эмоционально-сильный вид искусства, способный побудить зрителя к действию, взглянуть на мир другими глазами, переступить черту своих страхов и пр. Киноискусство способно воздействовать на потребителя как позитивно, так и негативно. Позитивное настроение легко улавливается человеком и воспринимается как доброжелательное наставление. Негативное воздействие заключается в том, что зритель проще усваивает сцены агрессии, грубости, невежества и т. п. Стоит отметить, что некоторые фильмы потрясают сознание, меняя отношение к жизни и окружающим. В этом проявляется социально-нравственное воздействие кинокартин на молодежь. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией и неконтролируемой подачей информации молодежной аудитории, что в итоге пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей молодежи. Часто молодежь становится зависимой от событий или персонажей (актеров) и старается подражать им во всем (в манере поведения, в стиле одежды, интонациях и пр.) фанатично «присваивая» образцы поведения, чаще отрицательных героев кино. Агрессия, цинизм, гордыня, хамство и т. п. гораздо легче усваиваются и чаще воспроизводятся современной молодежью. Гораздо реже молодые люди берут за эталон доброго, отзывчивого, недостаточно состоятельного персонажа, так как это «просто» и «неинтересно».

Несмотря на обозначенную тенденцию, кинокартина «Заплати другому» смогла вызвать обратный эффект, когда зрители захотели быть похожими на главного героя Тревора Маккини — бедного и скромного мальчика. Это произведение вышло в свет в 1999 году. Его автором является американская писательница Кэтрин Райан Хайд. Идея романа «Заплати другому» пришла к Кэтрин после того как ее автомобиль загорелся в неблагополучном районе и к ней на помощь пришли два незнакомца. Этот момент писательница отразила в книге: роман начинается с того как у журналиста Криса загорается автомобиль. В Америке ее роман признан бестселлером и переведен на двадцать языков, а также экранизирован в 2000 году режиссером Мими Ледер. Одноименный фильм пользуется популярностью и сегодня.

В произведении поднимается проблема женского алкоголизма, наркомании и жестокости в взаимоотношениях в подростковой среде. Главным героем является Тревор Маккини — семиклассник, окруженный «проблемными» людьми: Арлин, мать мальчика, страдает алкоголизмом; бабушка, находясь в ссоре с дочерью, кочует по городу и пьянствует; отец бросил семью, предпочитая выпивать с друзьями; однокласснику Тревора не дают прохода старшеклассники, избивая и всячески оскорбляя его. Наблюдая за издевательствами над одноклассником каждый день, Тревор не решается заступиться за него, что вызывает серьезный диссонанс у главного героя. Когда в школе появляется новый учитель — Юджин, жизнь главного героя меняется. Учитель провоцирует своим внешним видом шок у класса, так как он внешне изуродован из-за того, что в подростковом возрасте его отец, находясь в состоянии алкогольного опьянения, облил бензином и поджёг собственного сына.

На первом занятии преподаватель даёт классу задание, которое они должны выполнить в течение года: «Подумайте об идее, как изменить мир, и осуществите её» [1, с. 14]. Стремясь сделать как можно больше добра, у Тревора возникает идея помочь трём другим людям, которые в свою очередь помогут трём другим и так «цепочка добра» распространится по всему миру.

Первый, с кого начал эту цепочку семиклассник — бомж-наркоман (Джерри), которому мальчик предложил пожить в своем гараже, дал еду и одежду. Взамен Джерри чинит машину Арлин (матери мальчика) и спасает девушку, которая хотела сброситься с моста. В свою очередь Арлин делает первый шаг к примирению со своей матерью, и разрешает ей видится с Тревором, при условии, что бабушка бросит пить.

Второе доброе дело Тревора стало попыткой сблизить Арлин и Юджина для того, чтобы они были просто счастливы. В течение всего фильма Юджин и Арлин борются со своими страхами и комплексами.

Однако, подросток даже не осознает, того что он придумал уникальную систему помощи, которая способна изменить мир к лучшему. Даже когда Тревор начал сомневаться в возможности достижения поставленной цели его «детище» распространялось за пределы города и за короткое время коснулось жизни восьми людей. Одним из них стал журналист Крис, у которого сгорела машина, и случайный прохожий, последователь движения «Заплати другому» основанного Тревором, подарил ему свой новый автомобиль. Ошеломленный Крис начал поиски основоположника этого движения. Он был поражен, когда узнал, что это было домашнее задание семиклассника. В конце фильма у Тревора берут интервью, как у создателя движения «Заплати другому», в котором он сказал журналисту: «Любой, говорю я, мог бы до такого додуматься. Это же так просто. Иногда думаю: «И как оно сработало?» Просто диву даешься. А в другой раз думаю: «А как оно могло бы не сработать?» Это так просто. Если по правде, может, получилось все из-за свойства людей хранить веру в людей. Спорить могу, именно до этого свойства никто до сих пор и не добирался» [1, с. 14]. Эти слова имеют глубокое социально-нравственное воздействие на зрителя, так как речь семиклассника возвращает к реальности, в которой существует огромное количество, нуждающихся в помощи людей.

Третий поступок оканчивается для Тревора плохо. Почувствовав себя уверенно, главный герой ввязывается в драку, заступаясь за одноклассника, и получает ножевое ранение в живот, от чего погибает. На следующий день вышло интервью с Тревором. Узнав о смерти мальчика, тысячи последователей движения «Заплати другому» пришли к дому Арлин, чтобы почтить память подростка.

После выхода фильма во многих американских школах, преподаватели предлагали ученикам последовать примеру героев кинокартины и запустить цепочку добрых дел, то есть помочь трём незнакомым людям. По всей стране прошла «волна» добрых дел. Ученики с радостью принимали предложение, и пропагандировали это движение в кругу друзей.

Фильм не только оказал положительное социально-нравственное воздействие на зрителей, но и побудил их на создание благотворительного фонда «Заплати другому». В 2000 году основан фонд «Pay it forward foundation», с целью развития философии фильма — проявления и распространение добрых дел по всему миру. Для достижения этой цели организаторы «Pay it forward foundation» активно сотрудничают с университетами, колледжами и школами, благотворительными фондами, распространяя бесплатные книги и программы движения «Заплати другому». Последователи движения носят фирменные браслеты в знак солидарности с его концепцией. В России неоднократно проходила акция по сбору средств, для детей больных онкологией, организованная фондом «Pay it forward foundation».

Кинокартина «Заплати другому» имеет большое социально-нравственное воздействие на молодежь, формируя и развивая общечеловеческие категории и ценности. Идея оказания помощи и поддержки нуждающимся в этом людям — своего рода протест ориентированности современного общества и сосредоточения его на получении выгоды лишь для себя. Понимание значимости положительных человеческих качеств, для нормального функционирования всей общественной системы, приводит к осознанию необходимости целенаправленного формирования социально-нравственных черт личности, особенно у молодежи.

Литература:

  1. Кэтрин Райан Хайд. Заплати другому// [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-ketrin-hayd/118388-zaplati-drugomu-ketrin-hayd/read/page-1.html (дата обращения: 16.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, кино, молодежная аудитория, последователь движения, зритель, киноиндустрия, круг друзей, молодежь, социально-нравственное воздействие, фильм.


Ключевые слова

ценности, влияние, молодежь, ориентация, киноиндустрия, молодежная аудитория, социально-нравственное воздействие

Похожие статьи

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки...

Эффективность психологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания фильма, интересной темы и от умения заинтересовать аудиторию, найти с ней

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Исследование воспитательных возможностей киноискусства предполагает отношение молодежи к кино и определение эффекта его воздействия на аудиторию 13-15...

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки.

Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших.

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи.

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма

Также можно сказать, что кино имеет и психологическое воздействие.

Социально-педагогический потенциал киноискусства...

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское мировоззрение, гражданское сознание, фильм, подрастающее поколение, воспитательная работа, главный герой

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Социальные функции кинематографа | Статья в журнале...

Киноиндустрия предлагает аудитории широкий спектр фильмов различных жанров

Кино является мощным социально-психологическим средством в освобождении зрителя от

Скрипарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс...

Социально-педагогический потенциал советских...

На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как меняется мировоззрение главных героев, которые поняли всю истинную цену Великой победы

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи.

Эволюция социальных идеалов экранных образов...

Художественный фильм «В бой идут одни «старики», 1973 года повествует зрителю размах

Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория, история и

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Современный кинематограф как средство формирования...

Благодаря своей доступности, наглядности, популярности, реалистичности и комплексному воздействию кино является отличным средством влияния и формирования нравственных качеств, особенно у молодежи. Ведь согласно статистике 58% зрителей...

Похожие статьи

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки...

Эффективность психологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания фильма, интересной темы и от умения заинтересовать аудиторию, найти с ней

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Исследование воспитательных возможностей киноискусства предполагает отношение молодежи к кино и определение эффекта его воздействия на аудиторию 13-15...

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки.

Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших.

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи.

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма

Также можно сказать, что кино имеет и психологическое воздействие.

Социально-педагогический потенциал киноискусства...

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское мировоззрение, гражданское сознание, фильм, подрастающее поколение, воспитательная работа, главный герой

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Социальные функции кинематографа | Статья в журнале...

Киноиндустрия предлагает аудитории широкий спектр фильмов различных жанров

Кино является мощным социально-психологическим средством в освобождении зрителя от

Скрипарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс...

Социально-педагогический потенциал советских...

На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как меняется мировоззрение главных героев, которые поняли всю истинную цену Великой победы

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи.

Эволюция социальных идеалов экранных образов...

Художественный фильм «В бой идут одни «старики», 1973 года повествует зрителю размах

Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория, история и

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи.

Современный кинематограф как средство формирования...

Благодаря своей доступности, наглядности, популярности, реалистичности и комплексному воздействию кино является отличным средством влияния и формирования нравственных качеств, особенно у молодежи. Ведь согласно статистике 58% зрителей...

Задать вопрос