Библиографическое описание:

Егорова А. М. Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 336-338.

В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления «экономики знаний», в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества, и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.

В общей системе достижения качества образования на первый план выдвигается его новый результат, рассматриваемый с позиции компетентностного подхода, — качество человека обучаемого, способного самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе, готового к самостоятельным действиям, к принятию решений.

Ориентация на достижение компетентности предполагает принципиально иную логику организации обучения и оценки его качества, а именно логику решения задач и проблем, создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе.

Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. Как никогда возрастает значимость эстетического развития личности, поскольку воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формиррования мировоззрения, стимулирует созидающее начало в человеке, влияет на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическая культура как основная часть духовной культуры предполагает умение отличать прекрасное, благородное от уродливого, пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни. Эстетический опыт ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической компетентности личности.

Согласно определению Коренистовой Н. Г., эстетическая компетентность учащегося — это «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к эстетической деятельности в социокультурной среде, базирующееся на совокупности объективных знаний о ценности, специфической природе и функции эстетической культуры, способности к образно-художественному творчеству, что обеспечивает учащемуся гармоничную самореализацию и эстетическое мировосприятие» [1].

Формирование эстетической компетентности учащихся возможно посредством полихудожественного подхода в системе общего и дополнительного образования.

Сам термин «полихудожественный» был предложен Б. П. Юсовым ещё в1987 году. Ученый установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий ее возникновения. Б. П. Юсов [2] подчеркивал, что в педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга.

Вопросы использования взаимодействия разных видов искусств в учебном процессе являются предметом особого внимания ведущих исследователей в педагогике искусства (Э. Б. Абдуллин, Л. М. Баженова, А. А. Мелик-Пашаев, В. П. Михалев, Г. П. Нестеренко, В. Г. Ражников и др.). В педагогике искусства установлено, что взаимодействие искусств в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию школьников, нежели при получении разрозненных художественных впечатлений. Вместе с тем, активные формы деятельности детей в разных искусствах способствуют разностороннему развитию эмоционального поля, росту творческих способностей и художественных потребностей.

В основе полихудожественного подхода лежит принцип интеграции, который предусматривает углубленное изучение ребенком не одного художественного предмета (изобразительное искусство, музыка, слово и т. п.), а многих. Научная школа Б. П. Юсова выдвинула положение о том, что природа ребенка полихудожественна, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен. Способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества опирается на природную предрасположенность к восприятию многих искусств. Приобщение детей к искусству позволяет им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида.

На примере работы школы?33 г. Верхней Пышмы можно показать, как возможно осуществить формирование эстетической компетентности учащихся посредством полихудожественного подхода. Данный подход реализуется на всех ступенях образовательного процесса, где общее и дополнительное образование расширяют и дополняют друг друга.

В начальной школе эта система представлена в основном дополнительным образованием — это сольное и ансамблевое пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, изобразительная деятельность, концертная деятельность.

В средних классах продолжается реализация подхода в рамках дополнительного образования, добавляются театральная культура и сценодвижение, кроме того, факультативами — МХК и РКО.

В старших классах учебный процесс насыщается факультативами.

  • полихудожественные дисциплины — МХК и Театральная культура;

  • факультативы — «Поэтический мир В.Высоцкого», «Введение в языкознание», элективный курс «Математика и музыка», РКО, МХК с региональным компонентом;

  • кружки — сольное пение, ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах (домре, синтезаторе, ударных, гитаре, элементарных детских музыкальных инструментах), движение под музыку с элементами хореографии, клуб авторской песни, активная концертная деятельность. Перечень внеурочных видов занятий сегодня разнообразен, он охватывает все виды приобщения ребенка к искусству и культуре через его собственное художественное творчество.

Художественное образование, осуществляемое в рамках общего, сочетается с дополнительным художественным образованием, что делает всю педагогическую систему школы открытой, отвечающей разнообразным образовательным запросам учащихся и их семей.

Для определения уровня сформированности эстетической компетентности были выделены следующие критерии и их показатели:

  • мотивационно-ценностный критерий включает отношение к эстетической культуре как ценности, стремление к гармоничной самореализации, направленность личности на эстетическое мировосприятие;

  • когнитивный отражает знания об эстетической культуре, о содержании эстетических категорий;

  • деятельностно-рефлексивный критерий предполагает наличие системы умений по проектированию и воплощению эстетических идей в различных видах деятельности.

На основании данных критериев и показателей были определены три уровня сформированности эстетической компетентности учащихся:

  • начальный уровень — потенциальный; к нему мы относим учащихся, у которых преобладают разрозненные, несистематизированные знания об эстетической культуре, об основных эстетических категориях;

  • средний уровень — ситуативный; отличается недостаточной осведомленностью учащихся об эстетической культуре, об основных эстетических категориях, эпизодическим проявлением эстетических потребностей, неустойчивой способностью к эстетической оценке и рефлексии, ограниченным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия;

  • высокий уровень — творческий; учащиеся отличаются систематизированными, глубокими знаниями об эстетической культуре, об основных эстетических категориях, устойчивым проявлением эстетических потребностей, развитой способностью к эстетическому мировосприятию.

Исследование по данной проблеме велось с 2005 по 2010 года; в нем принимали участие два общеобразовательных класса школы: в одном с 5 класса реализовался полихудожественный подход (экспериментальный класс), в другом — традиционное обучение (контрольный класс).

Используя сравнительный анализ на каждом этапе опытно-поисковой работы, мы установили прямую зависимость эффективности процесса формирования эстетической компетентности учащихся от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий.

Изменение уровней сформированности эстетической компетентности учащихся экспериментального и контрольного классов отражено в диаграмме.

Рис. 1. Динамика уровней сформированности эстетической компетентности учащихся


В экспериментальном классе количество учащихся с высоким уровнем сформированности эстетической компетентности увеличивается на 25 %; доля учащихся, отнесенных к низкому уровню, сокращается с 28 % до 5 %. В контрольном классе количество учащихся с высоким уровнем увеличивается на 3 %; доля учащихся, имеющих низкий уровень сокращается с 39 % до 25 %.

Несмотря на то, что в контрольном классе наблюдается положительная динамика, тем не менее, она существенно отличается от показателей сформированности эстетической потребности учащихся экспериментального класса. Разница в показателях высокого уровня составляет 24 %, низкого уровня — 20 %.

Как показало исследование, формирование эстетической компетентности учащихся напрямую зависит от введения в систему общего и дополнительного образования полихудожественного подхода.


Литература:

  1. Коренистова Н. Г. Формирование эстетической компетентности учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы: автореф. дисс. … канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2009.

  2. Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование//Материалы науч.-практ. конф. — Астрахань, 25–29 авг. 1997. — 256 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle