Типологические особенности когнитивных стилей личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 26.06.2023

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, А. В. Типологические особенности когнитивных стилей личности / А. В. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104491/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается вопрос о типологии когнитивных стилей личности. Приводится характеристика наиболее распространенных когнитивных типов мышления.

Ключевые слова: когнитивные стили, типологические особенности, особенности когнитивных стилей, мышление.

В первой четверти XX века область индивидуальной психологии стала подвергаться активному исследованию. Представители этого направления считали, что изучение человека в контексте его индивидуальной природы поможет бороться с неэффективностью и отвлеченностью традиционной психологии и объяснить уникальную природу человеческой психики. Существует множество различных концепций на разном научном уровне, направленных на выявление корневых причин, которые совместно с влиянием внешнего мира, создают неповторимый характер индивидуальности.

Понятие когнитивного стиля впервые было использовано А. Адлером, который определял его как «совокупность особенностей поведения человека, которая компенсирует его индивидуальные дефекты (физические, психические, социальные)» [1, с. 11]. Первоначально выделение индивидуальных различий в способах организации и структурирования реальности было определено как понятие «стиль изучения реальности». Позднее термин «стиль» в психологии использовался для объяснения единства различных проявлений индивидуальной природы психики человека.

В когнитивной психологии понятие «когнитивный стиль» используется как мера межиндивидуальных различий в процессах восприятия и переработки информации. Более того, оно помогает выявить особенности когнитивной организации людей и классифицировать их в соответствии с определенными типами.

Эти типы могут быть различными, так как когнитивный стиль зависит от множества факторов, включая роли эмоционального фона, индивидуального опыта, убеждений и т. д. Определение когнитивного стиля может быть полезным для понимания, каким образом люди воспринимают и анализируют информацию. Более того, понимание когнитивных стилей других людей может помочь улучшить коммуникацию и сотрудничество.

Множество параметров когнитивных стилей описывается в зарубежной и отечественной психологии, и их количество достигает полутора десятков. Среди наиболее популярных параметров можно назвать полезависимость-поленезависимость; аналитичность-синтетичность; ригидность-гибкость познавательного контроля; толерантность к нереальному опыту; когнитивная сложность-простота; узость-широта сканирования; сглаживание-заострение и др [3].

Тем не менее, во многих работах литературы рассматривается не более 10–15 когнитивных стилей, причем многие из них схожи между собой и отличаются лишь терминологией, используемой различными авторами. Обозначим и дадим характеристику основных когнитивных стилей.

Представители полезависимого стиля при оценке ситуации больше доверяют зрительным впечатлениям и с трудом выделяют детали из целостной ситуации. В свою очередь, представители поленезависимого стиля полагаются на внутренний опыт и быстро и точно выделяют детали из сложной пространственной ситуации, свободно ограждают себя от внешних влияний. Этот стиль может быть измерен с помощью таких методик, как тест «встроенные фигуры» и тест «стержень и рама», разработанные Г. Уиткиным и его коллегами.

Конкретность и абстрактность как психологические процессы базируются на способности дифференцировать и интегрировать понятия. Согласно И. А. Бельских, полюс «конкретной концептуализации» характеризуется «низкой дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий» [2, с. 15]. Люди, склонные к конкретному мышлению, проявляют такие качества, как черно-белое мышление, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения и менее развитая способность мыслить гипотетически. С другой стороны, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает высокую дифференциацию и интеграцию понятий. Люди, склонные к абстрактному мышлению, проявляют свободу от непосредственных свойств ситуации, ориентацию на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость и креативность.

Заострение и сглаживание — это различные когнитивные стили, связанные с индивидуальными различиями в способе хранения информации в памяти. У людей со стилем «сглаживания» сохранение информации в памяти сопровождается ее упрощением, потерей деталей и выбросом фрагментов. В то же время, у людей со стилем «заострения» происходит выделение и подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. Как отмечает А. И. Палей, этот когнитивный стиль проявляется «в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов и характеризует чувствительность человека к постепенно нарастающим отличиям в ряду воспринимаемых воздействий» [3, с. 121].

Когнитивные стили ригидности и гибкости связаны с тем, как человек перерабатывает и приспосабливается к новой информации в ситуациях конфликта. Ригидный стиль характеризуется «трудностью перестройки восприятия и перехода от вербальных знаний к сенсорно-перцептивным из-за низкой степени автоматизации последних, в то время как гибкий стиль проявляется в легкости такого перехода благодаря высокой степени автоматизации сенсорно-перцептивных функций» [4, с. 68].

Фокусирующий — сканирующий контроль. Различные люди могут проявлять разные особенности распределения внимания, что определяет их когнитивный стиль. Это может быть связано с тем, «насколько широко они улавливают различные аспекты ситуации и учитывают ее релевантные и нерелевантные признаки» [5, с. 240]. Некоторые люди способны быстро переключаться между разными аспектами ситуации, выделяя их объективные детали (широкий, или сканирующий, контроль). В то время как другие люди имеют более поверхностное и фрагментарное внимание, которое фокусируется только на наиболее явных и бросающихся в глаза характеристиках ситуации (узкий, или фокусирующий, контроль).

Таким образом, когнитивные стили можно рассматривать как метакогнитивные способности, которые включают в себя как способность создавать объективные ментальные представления о происходящем, так и возможность саморегулировать свои эмоциональные состояния. Предполагается, что степень выраженности разных когнитивных стилей определяет способность личности к объективности в оценках, суждениях, позициях и поступках, что в свою очередь может оказывать влияние на многообразие личностных черт и особенностей социального поведения, связанных с определенным стилем. Существуют различные виды когнитивных стилей, которые может проявлять личность. В зависимости от ситуационного контекста, а также индивидуальных особенностей личности, каждый из этих стилей может оказаться более адаптивным или менее адаптивным. Поэтому важно понимать, что когнитивные стили не являются ни положительными, ни отрицательными: они просто характеризуют определенные индивидуальные черты личности и способы ее функционирования.

Литература:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. — Киев: «Наука жить», 1997. — 27 с.
  2. Бельских И. А., Плотников Д. В. Когнитивный стиль конкретная / абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности / И. А. Бельских // Курский науч.–практ. вестник «Человек и его здоровье». — 2011. — № 3. — С. 13–19.
  3. Палей А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль / А. И. Палей // Вопр. психол. — 1982. — № 1. — С. 118–126.
  4. Скотникова И. Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека. Психологический анализ / И. Г. Скотникова. — М., 1998. — С. 64–79.
  5. Соловьев А. В. Исследование познавательных стилей в американской психологии / А. В. Соловьева // Зарубежные исследования по психологии познания. — М., 1977. С. 235–255.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивный стиль, стиль, внутренний опыт.


Ключевые слова

мышление, когнитивные стили, типологические особенности, особенности когнитивных стилей

Похожие статьи

Особенности когнитивного стиля ригидности/гибкости...

сигнальная система, познавательный контроль, художественный тип, когнитивный стиль ригидности, студент, гибкость, когнитивный стиль, мыслительный тип, смешанный тип, статистическая тенденция.

К вопросу о методологии когнитивной стилистики...

Помимо внутренней типологии, составившей традицию данной научной отрасли (структурная, функциональная, историческая, сопоставительная и пр.), в её состав вошли, к примеру, прагмастилистика, стилистика текста и ортологическая стилистика.

Применение искусственно-созданного когнитивного диссонанса...

когнитивный диссонанс, BBC, том, массовая информация, смерть королевы, читатель, внутренняя гармония, игнорирование информации, идеальная шлюха, половая принадлежность.

Ситуация неопределенности как источник развития личности

Состояние неопределенности способно активизировать работу психических механизмов человека. В своих работах такие исследователи, как Е. Г. Луковицкая, Дж. Каган, З. Бауман и М. Эптер, уделили особое внимание когнитивному компоненту неопределенности.

Особенности стилей педагогической деятельности

В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя.

В авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер.

Педагогические условия развития читательской компетентности...

В исследованной нами структуре читательской компетентности особое место отводится когнитивному опыту студента, представляющему совокупность когнитивных стилей, оперирование которыми позволит студенту эффективно осуществлять работу с текстом.

Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического...

В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя. При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности...

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях...

Как отмечалось выше, важным фактором, определяющим способы поведения в ситуациях фрустрации, выступают особенности когнитивной организации, одним из проявлений которой являются так называемые когнитивные стили.

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

Образование — это не просто деятельность, направленная на развитие личности, это помощь в изменении внутреннего эмоционально-когнитивного опыта ребенка, вследствие его обучения и воспитания.

Похожие статьи

Особенности когнитивного стиля ригидности/гибкости...

сигнальная система, познавательный контроль, художественный тип, когнитивный стиль ригидности, студент, гибкость, когнитивный стиль, мыслительный тип, смешанный тип, статистическая тенденция.

К вопросу о методологии когнитивной стилистики...

Помимо внутренней типологии, составившей традицию данной научной отрасли (структурная, функциональная, историческая, сопоставительная и пр.), в её состав вошли, к примеру, прагмастилистика, стилистика текста и ортологическая стилистика.

Применение искусственно-созданного когнитивного диссонанса...

когнитивный диссонанс, BBC, том, массовая информация, смерть королевы, читатель, внутренняя гармония, игнорирование информации, идеальная шлюха, половая принадлежность.

Ситуация неопределенности как источник развития личности

Состояние неопределенности способно активизировать работу психических механизмов человека. В своих работах такие исследователи, как Е. Г. Луковицкая, Дж. Каган, З. Бауман и М. Эптер, уделили особое внимание когнитивному компоненту неопределенности.

Особенности стилей педагогической деятельности

В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя.

В авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер.

Педагогические условия развития читательской компетентности...

В исследованной нами структуре читательской компетентности особое место отводится когнитивному опыту студента, представляющему совокупность когнитивных стилей, оперирование которыми позволит студенту эффективно осуществлять работу с текстом.

Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического...

В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя. При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности...

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях...

Как отмечалось выше, важным фактором, определяющим способы поведения в ситуациях фрустрации, выступают особенности когнитивной организации, одним из проявлений которой являются так называемые когнитивные стили.

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

Образование — это не просто деятельность, направленная на развитие личности, это помощь в изменении внутреннего эмоционально-когнитивного опыта ребенка, вследствие его обучения и воспитания.

Задать вопрос