Воздействие рекламы на сознание человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 26.06.2023

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Юдина, В. Д. Воздействие рекламы на сознание человека / В. Д. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104425/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор рассматривает способы психологического воздействия рекламы на человека, показаны этапы формирования заинтересованности потенциального покупателя в товаре от неосознанной потребности до покупки товара. Обосновывается необходимость исследования гендерной, возрастной, культурной и социально-экономической дифференциации целевой аудитории для повышения эффективности воздействия рекламы. Раскрывается роль стереотипов — маячков в восприятии рекламы.

Ключевые слова: психология рекламы, целевая аудитория, эффективность рекламы, потребности, формула AIDA, стереотипы, маячки, мотивы покупателя, пирамида Маслоу.

Прежде чем перейти непосредственно к способам влияния рекламы на человека, определим, что же такое «реклама».

Реклама — одна из форм связи коммерческого бизнеса с потребителем. Это средство массовой информации, целью которого является побудить покупателя к приобретению данного продукта или услуги.

Впервые исследования о вопросах рекламы начинают появляться на рубеже 18–19 вв. В основном это были описания практической деятельности рекламы и попытки систематизировать полученные знания. Основателям же психологии рекламы как самостоятельной отраслью прикладной науки считается Уолтер Дилл Скотт. В 1903 году в свет выходит его новаторская книга под названием The Theory of Advertising («Теория рекламы»). В ней У. Скотт пишет о принципах влияния рекламы на сознание человека [1]. Раскроем этот пункт несколько шире.

Одним из ключевых факторов воздействия психологии рекламы на потребителя является определение потенциального реципиента, т. е. аудитории. Аудитория — это группа лиц, отличающаяся хаотичностью, непоследовательностью и рассредоточенностью. Она имеет свой особый интерес к рекламируемому продукту или услуге. Определив ядро этого интереса, рекламщик с легкостью продвинет свой товар.

Желание и потребность реципиента зависят от некоторых характеристик, таких как гендер, возраст, социальное положение, доход, принадлежность к культуре и прочее. У. Скотт в свое время уделял особое внимание эмоциям и сочувствию как усиливающим факторам влияния рекламы. Он полагал, что реклама стимулирует чувства человека. Потребитель смотрит на рекламу и распознаёт знакомые символы-маячки (так называемые стереотипы), которые прикрепляют его внимание. Поэтому первым делом нужно апеллировать эмоциональным состоянием потребителя. Для этого У. Скотт предлагает одну из первых вариаций формулы AIDA — внимание, интерес, желание, действие (awareness, interest, desire, action), т. е. привлечь внимание, пробудить интерес, сформировать желание, совершить действие.

Покупатель обращает внимание на ту рекламу, которая несет в себе знакомую символику и оказывает на него триггерное воздействие путем «возбуждения» нейронных зон. Через такие знакомые символы, называемые стереотипами, легче всего привлечь внимание аудитории.

Стереотипы незаменимо внедрены в жизнь человека. Липпман Уолтер, американский психолог и социолог, впервые ввел в науку понятие «стереотип» в двадцатые годы прошлого столетия [2]. Он описывает его как упрощенное преставление о предметах и явлениях, которое возникает в человеке на основе опосредованного восприятия мира. Стереотипы, безусловно, могут быть ложными, субъективированными, и тем не менее очень эффективными в продвижении продукта рекламы.

Можно выделить несколько типов стереотипов, используемых в рекламах.

Один из самых распространённых — образ идеала. Это может быть мужчина, который от усталости увольняется с работы и отправляется в путешествие, или домохозяйка, которая нервно бросает все домашние дела и спешит навстречу новой жизни. Рекламщик умело манипулирует проблемами большинства людей и уверяет, что его товар избавит их от всех невзгод.

Важный вид стереотипов — гендерный. Это социальный стереотип, в рамках которого женщинам и мужчинам приписывают определенные характеристики, роли и типы поведения. Так, например, реклама демонстрирует услуги депиляции ног, потому что в нашем современном обществе девушке следует следить за этой зоной. Или же рекламщик продвигает часы за тысячи и сотни тысяч рублей, потому что настоящего мужчины красят именно часы за круглую сумму.

Часто можно увидеть броские фразы, которые буквально говорят, что нужно делать. «Будь первым!», «Стань лучшей версией себя!», «Попробуй, и ты узнаешь!» на каждом шагу. У. Д. Скотт называет это обращением непосредственно к покупателю. Такие прямые команды весьма успешно действуют на сознание человека. Особенно на женскую часть. У. Скотт в целом полагал, что женщины более подвержены психологии рекламы по своей природной эмоциональности и восприимчивости.

Реклама умело воздействует на потребности людей. А. В. Морозов определяет потребность как состояние нужды организма в чем-то необходимом ему для нормального существования [3]. Интересно то, что потребность так таковая отдельно не существует. Она обнаруживается в момент, когда реклама показывает предмет, который может удовлетворить эту потребность. И тогда покупатель ловит себя на мысли, что у него действительно есть необходимость удовлетворить указанную потребность, а поможет ему в этом указанный рекламируемый товар. У человека вряд ли была потребность в электрической зубной щетки, пока он не увидел ее в рекламе. А после сразу же решил ее купить (или не сразу, но все же купил).

Люди приобретают товары и услуги для удовлетворения многих потребностей и зачастую в возрастающем порядке. Существует классическая пирамида потребностей по А. Маслоу, где в основе лежат физиологические потребности, далее потребности в безопасности, социальные, потребности в уважении и признании и на верхушке находятся потребности в самовыражении: творческие, эстетические и духовные. Очевидно, что без удовлетворения низших потребностей не может идти и речи о высших потребностях: без еды и сна (физиология) человек не сможет творить и созидать (самовыражение). Если у человека кашель, он пойдет в аптеку за таблетками, а не за настольной игрой.

Прежде чем решиться на приобретение товара и, тем самым удовлетворения потребности, покупатель проходит определенные этапы. На первой стадии человек находится в так называемой «неосознанной потребности». Эта стадия неопределенности сложна в преодолении, потому что покупатель еще не настроен на какой-то товар. В этот момент рекламщику следует приложить все усилия и способы, чтобы достучаться до сознания реципиента.

Вторая стадия включает в себя поиск вариантов. Покупатель уже осознает свою потребность. На данном этапе рекламщику нужно предоставить аудитории информацию, которая выделила бы его товар на фоне других конкурентов. В основном покупатель не часто обращается к чему-то новому, он скорее предпочтет купить уже проверенный продукт. Поэтому реклама для отдельно взятого покупателя должна быть довольно привлекательной, чтобы он обратил на нее внимание.

На последнем этапе, после того как реципиент все же решился на приобретения товара, продукт рекламирует себя сам. Тут речь идет о его качестве, фактической пользе и ценности с учетом уплаченной стоимости. Понятно, что, если продукт по итогу не удовлетворит (или недостаточно удовлетворит) аудиторию, никакая продуманная реклама не склонит ее купить данный продукт во второй раз. Поэтому все же всегда нужно помнить о качестве.

Правильная реклама без особого труда воздействует на сознание покупателя. Потребитель по своей натуре не склонен различать поступающую информацию. Он не выбирает из массы вариантов то, что действительно ему бы подошло. Наоборот, аудитория скорее делает ставку на товар, который не расходится с ее привычном представлением о мире и не идет вразрез с предыдущим опытом. А реклама успешно продлевает такое типичное поведении масс.

Литература:

  1. Уолтер Дилл Скотт. Теория рекламы. — Бостон, 1904.
  2. Уолтер Липпман. Общественное мнение. — Москва, 2004.
  3. Морозов А. В. Деловая психология. — Санкт-Петербург, 2000
  4. Трушина, Е. С. Психологическое воздействие социальной рекламы на сознание людей. — Рязань, 2022.
  5. Волкова, Е. А. Социально-психологические механизмы воздействия рекламы на потребителя. — Саратов, 2019.
  6. Хасиева, З. И. Реклама как метод воздействия на сознание человека. — Пятигорск, 2021.
  7. Рубцова, Е. В. Особенности современной рекламы: социально-психологическое воздействие. — Курск, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): AIDA, потребность, реклама, покупатель, психология рекламы, аудитория, приобретение товара, Скотт, сознание человека, целевая аудитория.


Ключевые слова

потребности, целевая аудитория, стереотипы, эффективность рекламы, психология рекламы, формула AIDA, маячки, мотивы покупателя, пирамида Маслоу

Похожие статьи

Формула или модель AIDA: правила создания рекламы

Вот как раз к таким темам и относится модель создания рекламы AIDA.

Прежде чем начать путешествие с AIDA необходимо четкое понимание вашей целевой аудитории.

Эмоцию мы уже создали и нам остается только подтолкнуть клиента к покупке товара.

Но если взглянуть с другой стороны, то мы продали товар, а значит модель AIDA сработала.

Анализ психологических аспектов воздействия рекламы на...

В широком смысле реклама — это одна из форм коммуникации. В узком под рекламой понимают

На данный момент психология и реклама — это почти не разделимые понятия, так как

Побуждение — это заключительный этап в процессе влияния рекламы на покупателя.

Красный цвет настраивает на решительность и способен вызвать у человека потребность в...

Комплексный подход к изучению целевой аудитории...

В статье рассматривается наиболее полный подход к изучению целевой аудитории как одного из наиболее

(Какая группа людей готова отдать денежные средства для приобретения товара)

Выявление индивидуальных потребностей отдельных сегментов аудитории

Залог успеха таргетированной рекламы — правильный выбор целевой аудитории.

Аспекты психологического воздействия на потребителя

Лаконичные формулы AIDA и AlDMA (attention, interest, desire, motivation, action) описывают поведение человека по

Действие рекламы реализуется в воздействии на психологию человека.

Гипотеза исследования: стимулирует ли реклама потребителей к приобретению товаров и.

Ключевые слова : юмор, реклама, целевая аудитория, рекламное сообщение.

Психологические аспекты идеальной рекламы | Статья в журнале...

С помощью подобной рекламы продается не товар, а именно душевное состояние, за которое потребитель готов

Он подразумевает под собой непосредственно приобретение товара.

Что движет людьми, когда они воспринимают рекламу как непосредственное руководство к действию?

Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. М.,Изд-во Эксмо,2005.

Психологические приемы в рекламе: современное состояние...

Потребности потребителей в возрасте от 20 до 40 лет: Находиться в центре внимания.

В рекламе архетипы являются отражением желаний и потребностей потребителей.

Лебедев А. Н. Психология рекламы / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2006.

аспектов рекламы является пробуждение у потенциальной аудитории желания купить некий товар.

Психология дизайна рекламы и средств её распространения

Задача рекламы заключается не только в том, чтобы ознакомить широкие массы людей с

на общих принципах психологии человека, на принципах работы сознания и подсознания, на особенностях

Рассмотрим представленные выше средства с точки зрения восприятия аудиторией.

Основные средства распространения рекламы представлены на рисунке 3.

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

Целевая аудитория — это группа пользователей, удовлетворяющая ту потребность, которую решает наш продукт.

Предмет исследования — целевая аудитория компании «Эскимос».

Ассортиментный перечень товара компании приближается к двум сотням наименований.

Рис. 2. Диаграмма прибыли компании от одного покупателя каждой аудитории

Оценка психологического воздействия рекламы на потребителей

Гипотеза исследования: стимулирует ли реклама потребителей к приобретению товаров и услуг на

Действительно, реклама — это психологическое программирование аудитории, без их согласия и желания.

Положительное воздействие рекламы на потребителя заключается в следующем: 1) Реклама может помочь потребителю выбрать нужный товар / услугу.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

Реклама стала неотъемлемой частью жизни современного человека, и направлена она на убеждение

5) внедрение в сознание потребителей отличительных черт товара

- рекламирование товаров; - аудитории: - деловая или бизнес-реклама (в основном носит

Основная задача маркетинговых коммуникаций — донести до целевой аудитории основное...

Похожие статьи

Формула или модель AIDA: правила создания рекламы

Вот как раз к таким темам и относится модель создания рекламы AIDA.

Прежде чем начать путешествие с AIDA необходимо четкое понимание вашей целевой аудитории.

Эмоцию мы уже создали и нам остается только подтолкнуть клиента к покупке товара.

Но если взглянуть с другой стороны, то мы продали товар, а значит модель AIDA сработала.

Анализ психологических аспектов воздействия рекламы на...

В широком смысле реклама — это одна из форм коммуникации. В узком под рекламой понимают

На данный момент психология и реклама — это почти не разделимые понятия, так как

Побуждение — это заключительный этап в процессе влияния рекламы на покупателя.

Красный цвет настраивает на решительность и способен вызвать у человека потребность в...

Комплексный подход к изучению целевой аудитории...

В статье рассматривается наиболее полный подход к изучению целевой аудитории как одного из наиболее

(Какая группа людей готова отдать денежные средства для приобретения товара)

Выявление индивидуальных потребностей отдельных сегментов аудитории

Залог успеха таргетированной рекламы — правильный выбор целевой аудитории.

Аспекты психологического воздействия на потребителя

Лаконичные формулы AIDA и AlDMA (attention, interest, desire, motivation, action) описывают поведение человека по

Действие рекламы реализуется в воздействии на психологию человека.

Гипотеза исследования: стимулирует ли реклама потребителей к приобретению товаров и.

Ключевые слова : юмор, реклама, целевая аудитория, рекламное сообщение.

Психологические аспекты идеальной рекламы | Статья в журнале...

С помощью подобной рекламы продается не товар, а именно душевное состояние, за которое потребитель готов

Он подразумевает под собой непосредственно приобретение товара.

Что движет людьми, когда они воспринимают рекламу как непосредственное руководство к действию?

Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. М.,Изд-во Эксмо,2005.

Психологические приемы в рекламе: современное состояние...

Потребности потребителей в возрасте от 20 до 40 лет: Находиться в центре внимания.

В рекламе архетипы являются отражением желаний и потребностей потребителей.

Лебедев А. Н. Психология рекламы / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2006.

аспектов рекламы является пробуждение у потенциальной аудитории желания купить некий товар.

Психология дизайна рекламы и средств её распространения

Задача рекламы заключается не только в том, чтобы ознакомить широкие массы людей с

на общих принципах психологии человека, на принципах работы сознания и подсознания, на особенностях

Рассмотрим представленные выше средства с точки зрения восприятия аудиторией.

Основные средства распространения рекламы представлены на рисунке 3.

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

Целевая аудитория — это группа пользователей, удовлетворяющая ту потребность, которую решает наш продукт.

Предмет исследования — целевая аудитория компании «Эскимос».

Ассортиментный перечень товара компании приближается к двум сотням наименований.

Рис. 2. Диаграмма прибыли компании от одного покупателя каждой аудитории

Оценка психологического воздействия рекламы на потребителей

Гипотеза исследования: стимулирует ли реклама потребителей к приобретению товаров и услуг на

Действительно, реклама — это психологическое программирование аудитории, без их согласия и желания.

Положительное воздействие рекламы на потребителя заключается в следующем: 1) Реклама может помочь потребителю выбрать нужный товар / услугу.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

Реклама стала неотъемлемой частью жизни современного человека, и направлена она на убеждение

5) внедрение в сознание потребителей отличительных черт товара

- рекламирование товаров; - аудитории: - деловая или бизнес-реклама (в основном носит

Основная задача маркетинговых коммуникаций — донести до целевой аудитории основное...

Задать вопрос