Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников (на примере БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Д. В. Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников (на примере БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа) / Д. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103740/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена разработке модели формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников. Рассмотрены модели эмоционального интеллекта и способы его диагностики. Доказано, что эффективность деятельности медицинских работников зависит от уровня эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: модель, медицинские работники, эмоциональный интеллект, эффективность деятельности.

Введение. Современные медицинские учреждения нуждаются в профессионалах, способных быстро адаптироваться к достаточно сложным требованиям профессиональной деятельности, а также быстро справляться со стрессом. В этой связи в современной медицине и психологии возрастает интерес к исследованиям эмоционального интеллекта как совокупности ментальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими.

Развитый эмоциональный интеллект особенно важен для специалистов, работающих в сфере медицины, где всегда высокий уровень интенсивности коммуникации и не всегда можно предсказать исход взаимодействия. К примеру больные, обратившиеся за помощью с ипохондрическим синдромом, требуют повышенного внимания к их здоровью, не всегда удовлетворены качеством лечения, часто утверждают, что их плохо лечат.

Следовательно, для организации качественного медицинского обслуживания населения необходимо предъявлять повышенные требования к психологическим характеристикам медиков, в том числе и уровню развития эмоционального интеллекта.

Анализ литературы по теме исследования позволил выявить следующие научные положения. Есть прямые доказательства того, что эмоциональный интеллект играет ведущую роль в успешности различных видов профессиональной деятельности (Bar On R., 2004; Golean D., 2005; Андреева И. Н., 2006; О. Е. Берсенева, 2021, Симбирцева Н. В., 2008; Радченко В. А., 2020, Рыжов Д. М., 2012, Шевырева Е. Г., Федосова И. В., 2017 и др.).

И. Н. Андреева определила структуру и типологию эмоционального интеллекта, разработала интегративную структурную модель эмоционального интеллекта и описала эмоциональный интеллект как «…когнитивно-личностное образование и совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими» [1].

Своевременным и актуальным на сегодняшний момент является исследование О. Е. Берсеневой. Автором разработана Модель эмоционального интеллекта как ресурса регуляции профессиональной деятельности медицинских работников, в которой важными условиями являются: психологическая культура в профессиональной деятельности; высокий уровень собственной культуры здоровья. А совершенствование эмоционального интеллекта медицинских работников осуществляется через медицинскую и психологическую супервизию и интроспекцию [2].

К. С. Кузнецова сделала вывод о том, что эмоциональный интеллект представляет собой интерес к внутреннему миру и дает возможность настраиваться на эмоции, осмысливать их и регулировать поведение [3].

На основании изученной литературы была сформулирована цель исследования — разработать Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников.

Решались задачи в соответствии с поставленной целью.

Методы исследования и исследуемые

Разработка модели и ее реализация проходили в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа в 2022–2023 гг. В исследовании приняли участие медицинские сестры и врачи. В качестве методов исследования использовались проективные методы, опрос, анкетирование.

Результаты и их обсуждение

Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников

Рис. 1. Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников

Структура модели определяется следующими критериями: цель; определения эмоционального интеллекта и диагностика; практический этап психологического сопровождения развития эмоционального интеллекта медицинских работников; мониторинг развития эмоционального интеллекта медицинских работников БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа; сравнительный анализ эмоционально-интеллектуального развития медицинских работников констатирующего и контрольного экспериментов; корригирующие мероприятия и конечный результат — эффективность профессиональной деятельности медицинских работников в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа.

Проведенный мониторинг показал эффективность модели. Данные об эффективности деятельности медицинских работников и поликлиники были получены в экономическом отделе.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта. Автореферат дисс…доктора псих.наук. Минск, 2017, — 48 с.
  2. Берсенева О. Е. Эмоциональный интеллект как ресурс регуляции профессиональной деятельности медицинского работника. Школа науки, 2021, с.1–3.
  3. Кузнецова К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта. Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития., 2010, с. 84–91.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, профессиональная деятельность, работник, воронеж, эффективность деятельности, модель формирования, понимание эмоций.


Похожие статьи

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

— в структуре эмоционального и когнитивного интеллекта есть элемент способности.

Дулоглу Е. В. Механизм эмоционального интеллекта в управленческой деятельности

Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Описывается исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эффективности...

Развитие эмоционального интеллекта работников как...

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект — это комплексная совокупность способностей индивида к осознанию как собственного эмоционального состояния, так и других людей, пониманию причин их появления, регулированию деструктивных эмоций.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у сотрудников МВД. Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной...

...к рефлексии, а также понимание намерений, чувств, эмоций партнера по коммуникации с помощью

Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоция.

Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального...

Эмоциогенные особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел могут способствовать

Все эти характеристики входят в понятие социального интеллекта [2, 400].

Фаза резистенции в разной степени формирования характерна для 49 сотрудников МВД (75,3 %).

Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям М.: Изд-во...

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом...

Проблема развития эмоционального интеллекта остается недостаточно изученной, при

развития эмоционального интеллекта, а также проанализировали их эффективность для

Таким образом, проведенный тренинг «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство»

Конструкт эмоционального интеллекта (или модель способностей) включал три пункта...

Апробация модели развития эмоционального интеллекта...

Внедрение модели развития эмоционального интеллекта осуществлялось в течение одного учебного года.

Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева

Часть материала используем в процессе самостоятельной деятельности детей.

Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности...

Качество профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности педагога

Эмоциональный интеллект, по своей сути, является способностью распознавать эмоции

Эмоциональный интеллект — одна из профессионально важных характеристик в работе

В шкале эмоционального интеллекта «осознание чужих чувств» выявлена положительная...

Методы и технологии формирования эмоционального...

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Похожие статьи

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

— в структуре эмоционального и когнитивного интеллекта есть элемент способности.

Дулоглу Е. В. Механизм эмоционального интеллекта в управленческой деятельности

Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Описывается исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эффективности...

Развитие эмоционального интеллекта работников как...

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект — это комплексная совокупность способностей индивида к осознанию как собственного эмоционального состояния, так и других людей, пониманию причин их появления, регулированию деструктивных эмоций.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у сотрудников МВД. Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной...

...к рефлексии, а также понимание намерений, чувств, эмоций партнера по коммуникации с помощью

Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоция.

Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального...

Эмоциогенные особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел могут способствовать

Все эти характеристики входят в понятие социального интеллекта [2, 400].

Фаза резистенции в разной степени формирования характерна для 49 сотрудников МВД (75,3 %).

Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям М.: Изд-во...

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом...

Проблема развития эмоционального интеллекта остается недостаточно изученной, при

развития эмоционального интеллекта, а также проанализировали их эффективность для

Таким образом, проведенный тренинг «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство»

Конструкт эмоционального интеллекта (или модель способностей) включал три пункта...

Апробация модели развития эмоционального интеллекта...

Внедрение модели развития эмоционального интеллекта осуществлялось в течение одного учебного года.

Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева

Часть материала используем в процессе самостоятельной деятельности детей.

Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности...

Качество профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности педагога

Эмоциональный интеллект, по своей сути, является способностью распознавать эмоции

Эмоциональный интеллект — одна из профессионально важных характеристик в работе

В шкале эмоционального интеллекта «осознание чужих чувств» выявлена положительная...

Методы и технологии формирования эмоционального...

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Задать вопрос