Библиографическое описание:

Тюнин Е. Б. Интеграция оперативного и управленческого учета в сельхозпредприятиях на основе информационно-аналитических систем // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 280-282.

Одной из задач хозяйственного учета сельскохозяйственного предприятия, которую можно решить с помощью информационных систем, является интеграция оперативного и управленческого учета посредством использования информационно-аналитических систем регистрации оперативной информации и ее управленческой интерпретации на основе единой информационной базы предприятия.

Усложнение организационных структур и производственных процессов, увеличение количества персонала в крупных сельхозпредприятиях требует все большего количества достоверной, оперативной и презентативной информации, которая бы позволила эффективно анализировать и контролировать деятельность предприятия. Однако получение такой информации на постоянной основе невозможно осуществить только в рамках бухгалтерского учета, который в настоящее время является опорой в области анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений во многих сельхозпредприятиях, поэтому все большую роль в информационном обеспечении управленческого персонала играет оперативный учет.

Отставанием по времени фиксации данных, бухгалтерский учет не обеспечивает своевременное формирование информации для осуществления оперативного планирования и контроля, что сказывается на способности оперативно управлять хозяйственной деятельностью предприятия. Такая ситуация обосновывает текущую тенденцию по увеличению роли оперативного учета в управлении предприятием и использования бухгалтерского учета только для внешних потребителей.

Информационной базой оперативного учета является первичная детализированная информация о производственном процессе. Оперативный учет охватывает всю хозяйственную деятельность предприятия и представляет собой ее отражение в виде хозяйственных операций в различных единицах измерения [Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден, Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден, Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден].

На основе данных оперативного учета осуществляется текущая управленческая деятельность исполнительными службами предприятия, в тоже время эти данные являются первоисточником для управленческого учета, который агрегирует и предоставляет информацию менеджменту предприятия для тактического и стратегического управления. Таким образом, источники информации оперативного и управленческого учета идентичны, что определяет возможность создания единой системы сбора учетной информации для обоих видов учета. Отличие оперативного и управленческого учета заключается в назначение и в способе представления оперативной информации. Данные управленческого учета отражают динамику развития производственных процессов и представляют собой специфические сводные отчеты, созданные по определенным стандартам и критериям. Описанные виды хозяйственного учета и их характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Виды хозяйственного учета, их назначение
и характеристика источников информации

Вид учета

Источник информации

Вид информации

Вид управления

Конечный пользователь

Оперативный учет

Первичные документы и оперативные данные производственного процесса

Первичная; текущая

Оперативное управление

Исполнительные службы предприятия

Управленческий учет

Первичные документы и оперативные данные производственного процесса

Первичная информация, агрегированная во временном интервале

Тактическое и стратегическое управление

Высшее управленческое звено

Бухгалтерский учет

Первичные документы и оперативные данные производственного процесса

Первичная информация с особенностями бухгалтерского учета (проводки)

Внешние потребители (аудиторы, налоговая служба и т.д.)


На основе вышеизложенного можно сформулировать понятие управленческого учета на современном этапе развития хозяйственного учета как система сбора и интерпретации оперативной информации об изменениях в материальных, финансовых и информационных процессах в виде значений показателей, используемой управленцами предприятия при формировании управленческих решений.

Большое значение в организации и ведении оперативного и управленческого учета на современном этапе имеет применение информационных систем и технологий. Рассматривая текущее состояние автоматизации оперативного и управленческого учета в сельхозпредприятиях, необходимо отметить, что преобладают информационные системы, представляющие собой локальные автоматизированные рабочие места (АРМ), применение которых в крупных сельскохозяйственных предприятиях имеют свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, применение АРМ позволяет упростить ведение учета и повысить возможности анализа хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, применение локальной автоматизации не решает проблемы необходимости отражения учетной информации не только в структурном подразделении, но и в центре консолидации данных оперативного и управленческого учета. Такая ситуация приводит к необходимости дублирования учетной информации. Так, например, рассматривая структурное подразделение как участок управления, где происходит фиксация входящей и исходящей информации, то при сегодняшней организации приходится дублировать входящую информацию других подразделений для формирования полной текущей картины движения ресурсов подразделения. Поэтому применение локальной автоматизации, с этой точки зрения, показала свою не эффективность в крупных сельхозпредприятиях со сложной организационной структурой.

На основе вышеизложенного, можно сказать, что применяемые информационные системы должны обеспечить регистрацию только исходящей информации, которая должна фиксироваться в момент ее возникновения. Причем широта и информативность регистрируемых данных должна обеспечить потребности оперативного и управленческого учета.

Решением такой задачи является создание системы хозяйственного учета на основе единой информационной базы предприятия, в которой ввод первичных документов осуществляется в тех структурных подразделениях, в которых они формируются. При таком подходе единожды регистрируемые первичные документы проходят свой маршрут в документообороте предприятия без повторного ввода, то есть происходит лишь дополнительная обработка или визирование документа по пути его движения.

Интеграция оперативного и управленческого учета предполагает реализацию единых структур хранения данных, обеспечивающих потребности обоих видов учета. Удовлетворение таких потребностей должно основываться на разработке форм первичных документов, содержащих данные обоих видов учета (количественные, аналитические характеристики и показатели).

В ходе анализа областей возможной интеграции оперативного и управленческого учета, выявлено, что интеграция возможна в таких частях как: учет материальных ценностей, учет оплаты труда, учет основных средств, учет работы автомобильного гаража. Выбор этих областей учета обусловлен большим потоком учетной информации, который затруднительно оперативно обрабатывать и предоставлять управленческому звену предприятия без использования автоматизированных информационных систем.

На основе выявленных информационных связей между структурными подразделениями СПК КП «Россия» Краснодарский край была построена схема (рис. 1) информационных связей на уровне предприятия с учетом взаимодействия подразделений основного и вспомогательного производства с бухгалтерией предприятия, диспетчерской службой, плановым отделом, руководством и внешними контрагентами предприятия.


Рис. 1. Информационные связи структурных подразделений в СПК КП «Россия»


На представленной схеме, подразделения основного и вспомогательного производства находятся внутри бухгалтерского и оперативного контура, где они взаимодействуют между собой. Результаты деятельности подразделений в виде отчетов и первичных документов отражаются в бухгалтерском и оперативном учете путем передачи данных в бухгалтерию предприятия и диспетчерскую службу, которые, в свою очередь, путем агрегирования учетной информации формируют информационную базу для управленческого контура. Пользователями управленческой информацией являются главные специалисты и руководство предприятия.

Таким образом, интеграция оперативного и управленческого учета на основе использования автоматизированных информационных систем в предприятиях позволит:

  • уменьшить число дублирующих операций в хозяйственном учете;

  • регистрировать первичные документы структурного подразделения (исходящую информацию) единожды в момент ее возникновения;

  • повысить ответственность учетных работников за регистрируемую информацию;

  • повысить контроль над учетным аппаратом предприятий;

  • обеспечить согласовать действий по организации и ведению оперативного и управленческого учета;

  • повысить информативность и презентативность информации для оперативного управления;

  • организовать электронный документооборот;

  • создать единую информационную базу для оперативного и управленческого учета.


Литература:
  1. Ушачев И.Г. Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях [Текст] / И.Г. Ушачев, В.П. Решетняк, А.С. Запускалов, И.М. Линецкая; Под ред. И.Г. Ушачева.-М.: Колос, 1983.-304c.
  2. Попов, Н. А. Организация сельскохозяйственного производства [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 c.
  3. Тюнин, Е. Б. Совершенствование оперативного управления в растениеводстве на основе математических и инструментальных методов [Текст] / Е.Б. Тюнин, В.Ю. Кондратьев; под ред. проф. Е.В. Поповой. – Краснодар: КубГАУ. – 2007.
  4. Степанова, Е. Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности [Текст] / Е. Е. Степанова, Н. В. Хмелевская. – М: ИНФРА-М, 2002. – 154 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle