Библиографическое описание:

Мальцев Е. П. Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 382-384.

В истории России органы внутренних дел всегда занимали значительное место, в том числе и в системе органов государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. В этом отношении не является исключением и современный период развития российского общества. Данная государственная структура находится под пристальным вниманием руководства страны, политических сил самого различного спектра, общественности и рядовых граждан. Это объясняется, в первую очередь, функционально-целевым назначением органов внутренних дел, наличием у них широких полномочий по применению комплекса мер для конструирования систем общественной и личной безопасности и обеспечения их эффективного функционирования.

В связи с реформированием Министерства внутренних дел России и его территориальных органов, совершенствованием системы гарантий прав и основных свобод граждан, отмечается повышенное внимание государства и общества к вопросам правового статуса сотрудников органов внутренних дел, в том числе к повышенным требованиям, предъявляемым к служебной дисциплине сотрудников органов внутренних дел.

На проблему соблюдения служебной дисциплины было обращено и внимание Президента Российской Федерации, который потребовал от государственных и муниципальных служащих, чтобы они соотносили свои действия с установленными правилами поведения на службе, «…невыполнение данных правил должно влечь дисциплинарную ответственность, а в необходимых случаях административную или уголовную ответственность» [1]. В одном из своих выступлений Д.А. Медведев отметил, что «…значительная часть проблем, существующих и в Вооруженных силах и в правоохранительных органах, и в специальных службах, связана с падением дисциплины … Дисциплина – ключ к решению самых разных задач… Обратите внимание на дисциплину, потому что ею заниматься нужно всегда» [2].

Очевидно, что представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с его сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник органов внутренних дел (полиции). От этого во многом зависит и успех проводимой реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделяется повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу.

Несмотря на принимаемые меры по профилактике, нарушения служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел остаются еще на достаточно высоком уровне. Ряд происшествий произошедших с участием и по вине сотрудников полиции вызвали большой общественный резонанс и резкий рост критики в их адрес, что способствует формированию негативного отношения граждан к органам внутренних дел, снижению эффективности принимаемых мер по укреплению доверия граждан к органам правопорядка.

Среди причин роста числа дисциплинарных проступков сотрудниками органов внутренних дел, ученые выделяют ряд факторов носящих «объективно-субъективный» характер, оказывающих отрицательное влияние на состояние служебной дисциплины как отдельно взятого сотрудника, так и всего подразделения в целом, к их числу относят [3,4].

  1. Детальную правовую регламентацию деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами (например, служебными инструкциями, приказами и т, д.). С одной стороны, несоблюдение этих правил может препятствовать успешному выполнению служебных обязанностей и соблюдению принципа законности. С другой стороны, высокая жесткость реализуемых предписаний и необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко в содержание той или иной правовой нормы и способствовать, тем самым, возникновению проявлений профессиональной деформации.

  2. Наличие властных полномочий, которые предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благо­получия и спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям отно­сятся, например, возможность применения санкций принуждения, выясне­ние подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению.

  3. Повышенную социальную и юридическую ответственность за ха­рактер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристально­го внимания со стороны общественности и может быть наказуема законом.

  4. Психические и физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабиль­ным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверх­урочное время. В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает ве­роятность травматизма и происшествий.

  5. Организационный фактор, выраженный наличием неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точ­ных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть расценено как бездействие. Если же они проявляют инициативу, то это иногда понимается как превышение полномочий.

Рассмотренные нами факторы, не охватывают всего многообразия отношений и сложных ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Но учитывая влияние этих и других факторов, причин и условий необходимо проводить активную работу по поддержанию и укреплению служебной дисциплины по двум основным направлениям.

Первое направление - внесение корректив в содержание, методы и принципы применения административно-правовых средств обеспечения и поддержания служебной дисциплины, путем внесения поправок в действующее законодательство. И здесь особое внимание должно быть уделено институту дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, поскольку, являясь с одной стороны, средством обеспечения законности и эффективности деятельности в сфере исполнения возложенных на них задач, с другой стороны выступает юридической гарантией защиты правового статуса сотрудника. Оптимизация дисциплинарной практики и защита сотрудников от произвольного применения мер дисциплинарного воздействия обуславливает необходимость совершенствования этого института.

В рамках данного направления необходимо решить ряд проблемных вопросов, а именно:

  1. Изложить определение нарушения служебной дисциплины в следующей редакции: «Нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность».

  2. Исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, санкции, схожие по характеру последствий для нарушителя. Так, можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «выговор» и «строгий выговор». Можно сделать вывод о том, что подобное деление взысканий на виды весьма условно, и как правило, их применение основано от степени «психологического» воздействия, которое необходимо оказать на нарушителя служебной дисциплины. Мы предполагаем, что такая «развернутая» система дисциплинарных взысканий, скорее всего, является «данью традициям», архаизмом, и связана с тем, что на протяжении всего времени существования милиции система дисциплинарных отношений строилась применительно к дисциплинарным отношениям, сложившимся в Красной армии, и регулировалась дисциплинарными уставами, разработанными на основе уставов РККА [5]. По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора необходимо исключить.

  3. На законодательном уровне, по-прежнему, остался не решенным вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, в отношении которых была произведена замена административной ответственности дисциплинарной. Нет также и указания на необходимость информировать должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, о примененном в отношении виновного сотрудника дисциплинарном взыскании.

Думается, что в ст. 51 федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» необходимо внести уточнение, какие взыскания следует применять в случае замены административной ответственности дисциплинарной, в целях обеспечения справедливости наказания. Очевидно, что при совершении административного правонарушения, влекущего для обычного гражданина административный штраф, ограничиться замечанием вряд ли возможно. С другой стороны, факт привлечения сотрудника к административной ответственности не влечет никаких последствий по службе, в отличие от дисциплинарного взыскания.

  1. Начальнику (руководителю) необходимо стремиться к тому, чтобы налагаемое на сотрудника взыскание соответствовало тяжести совершенного проступка и степени его вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимается во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение сотрудника, признание им своей вины, его отношение к службе, результаты деятельности, наличие либо отсутствие не снятого дисциплинарного взыскания.

Второе направление заключается в проведении эффективной работы по психологическому обеспечению профилактики деструктивного поведения среди сотрудников органов внутренних дел. Развитие психологического мониторинга девиантного поведения сотрудников ОВД и последующая коррекция этого поведения являются основой для дальнейшего совершенствования профилактики нарушений служебной дисциплины и законности личным составом. Как система она должна включать в себя два основных направления (превентивное и реабилитационное) и реализовываться в условиях:

  • повышения у сотрудников уважения к избранной профессии и утверждения в ОВД прогрессивной организационной культуры;

  • формирования правильного отношения руководства и всех сотрудников к профессиональной деформации, проведению периодического освидетельствования на её наличие и принятию соответствующих мер воздействия;

  • создания инновационного климата для внедрения форм и методов, способствующих профессиональному и личностному росту личного состава ОВД;

  • разнообразия форм проведения досуга, т. к. сегодня значительная часть правонарушений и чрезвычайных происшествий все еще совершается во внеслужебное время;

  • создания мотивации у сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность.

В рамках данного направления необходимо уделить особое внимание дисциплинарной практике руководителя (начальника, командира) по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности личного состава. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно и в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умениями руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки.

Успех в применении указанных мер профилактики нарушений дисциплины и законности среди личного состава ОВД, естественно, во многом зависит от позиции, занимаемой руководителями различного уровня. Если они сами не демонстрируют образцы ответственного и дисциплинированного отношения к делу (и тем самым не утверждают свой авторитет), вместо них активное влияние на подчиненных будут оказывать неформальные лидеры. В случае, если последние являются людьми недисциплинированными, их модель поведения будет накладывать негативный отпечаток на поведение других сотрудников. Крайне важно повысить роль руководителей в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом. От ее качества зависит, смогут ли сформироваться и проявиться у подчиненных такие нравственные характеристики, как чувство долга и ответственности, совести и непримиримости к антиобщественным проявлениям [6].


Литература:

  1. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ. 5 ноября 2008 года // www.kremlin.ru

  2. Стенограмма выступления Президента РФ Д.А. Медведева на церемонии представления офицеров, назначенных на вышестоящие командные должности, и присвоения им высших воинских (специальных) званий // http: // ПрезидентРФ/ новости/ 9813

  3. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. доктора психол. наук. - СПб: СПбГУ, 1997.

  4. Медведев В.С. Профессиональная деформация лично­сти как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1 (3). С. 15 - 17.

  5. Горбунов С.П. Становление и развитие дисциплинарных отношений в милиции РСФСР (1917 - 1931 гг.): дисс…. канд. юрид. наук. — Москва, 2001.

  6. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - С.3




Обсуждение

Социальные комментарии Cackle