Библиографическое описание:

Исмагилов Р. Р. Государственный мониторинг поверхностных водных объектов на территории Республики Марий Эл // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 129-130.

Вода – важнейшее химическое вещество на Земле. Она представляет собой основу жизни, среду ее возникновения на нашей планете и самый необходимый продукт потребления для человека. Масштабность и разнообразие форм антропогенного воздействия на водные экосистемы требуют совершенствования системы наблюдения за ними, оценки качества воды в водоемах и водотоках и выработки критериев оценки качества воды по видам водопользования и водопотребления [4, c.54].

Согласно последней редакции «Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 N 74-ФЗ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой часть государственного мониторинга окружающей среды. Его основные цели заключаются в следующем:

  • своевременное определение и прогнозирование процессов загрязнения, ухудшающих качество воды, разработка и реализация мер по предотвращению поступления ЗВ в водоемы;

  • оценка мероприятий по охране водных объектов;

  • разработка и внедрение информационного обеспечения в области использовании и охраны водоемов и водотоков, включая государственный контроль за этими процессами.

ГМВО включает в себя:

  1. Систематические наблюдения за количественными и качественными характеристиками водных объектов и за порядком использования водоохранных зон;

  2. Cбор, обработку и хранение данных, полученных в результате мониторинга;

  3. Пополнение государственного водного реестра сведениями, полученными в ходе наблюдений;

  4. Анализ и прогноз изменений качественных и количественных показателей состояния водных объектов [6, c.94].

Государственный мониторинг водных объектов РФ состоит из следующих частей:

  • мониторинга поверхностных вод суши;

  • мониторинга берегов и дна водоемов и состояния водоохранных зон;

  • мониторинга подземных вод;

  • слежение за водохозяйственными системами (гидротехническими сооружениями) и за объемом вод при водоотведении и водопотреблении.

Цель мониторинга вод суши состоит в получении объективной информации о состоянии водных объектов, направленной на разработку мероприятий по улучшению экологической обстановки. В зависимости от вида водного объекта и характера решаемых задач системы мониторинга строятся по-разному. Однако во всех случаях в эту систему включаются следующие обязательные блоки: мониторинг источников загрязнения, гидрологический мониторинг, гидрохимический мониторинг и гидробиологические наблюдения. Все перечисленные подсистемы мониторинга объединяются в единый информационный комплекс.

В 2011 году государственный мониторинг поверхностных водных объектов на территории республики осуществлялся государственным унитарным предприятием Республики Марий Эл ТЦ «Маргеомониторинг» в 15 пунктах наблюдений, 29 створах. Наблюдения проводились на 11 реках республики (М.Ошла, М.Кокшага, Буй, Немда, Илеть, Сердяжка, Параньгинка, Ноля, Ронга, Печуморка, Килемарка) в створах, расположенных выше и ниже сброса сточных вод с очистных сооружений канализации.

Периодичность проведения наблюдений за поверхностными водами составляла 4 раза в год в основные фазы водного режима, за донными отложениями - 1-2 раза в год после паводка и перед ледоставом. По сравнению с 2010 годом наблюдения не проводились на створах, расположенных в истоках рек, на межсубъектных и устьевых участках рек.

Оценка уровня загрязнения поверхностных вод выполнялась путем сравнения содержания загрязняющих веществ с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными для воды водных объектов рыбохозяйственного значения. С целью оценки качества вод использовался индекс загрязненности вод (ИЗВ), который позволяет получить оценку качества воды, основываясь на анализе кратности превышений ПДК ингредиентов, и удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ), оценивающий долю загрязняющего эффекта, обусловленного присутствием контролируемых загрязняющих веществ [3, c.74].

Основными загрязняющими веществами водных объектов республики являются соединения железа, марганца, меди, а также легкоокисляемые органические вещества по БПК5, нитриты, фенолы и нефтепродукты.

Проведение инженерно-геологического обследования левого берега реки М. Кокшаги (11 км) выявило: 3 участка активного проявления эрозионного процесса (боковая эрозия, поверхностный сток) протяженностью от 16 до 60 м, при общей протяженности 97,5 м; один участок с потенциальной эрозионной активностью протяженностью 10 м.

При оценке экосистемы водоохраной зоны вдоль этого же участка береговой линии общей площадью 2,2 км2 установлено, что: общая площадь залуженных участков составляет 0,54 км2; общая площадь участков под древесной и древесно-кустарниковой растительностью - 0,85 км2; общая площадь участков под городской застройкой - 0,8 км2; общая площадь участков низкой поймы, заросшая камышом - 0,008 км2 [5, c.89].

Таким образом, реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, ориентированной на принципы устойчивого развития страны в целом и отдельных ее регионов, требует применения эффективной системы управления процессом принятия решений, в которой следует опираться на достоверную и своевременную информацию о природных средах, источниках антропогенного воздействия на них, существующих и возможных последствиях этих воздействий.

Получение такой информации для принятия решений, как на федеральном, так и территориальных уровнях управления должно обеспечиваться Единой государственной системой экологического мониторинга - мониторинга окружающей природной среды, природных ресурсов и антропогенных источников воздействия на них.


Литература:

  1. Воронцов А. И., Николаевская Н. Г. Вопросы экологии и охраны водной среды. — М.: Инфра-М, 2011. — 98 с.

  2. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 233 с.

  3. Орлов Д.С. Экология и охрана гидросферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие / Орлов Д.С, Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. - М.: Высшая школа, 2012. – 167 с.

  4. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана водной среды в России: Учеб. и справ. пособие / В. Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 289 с.

  5. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 236 с.

  6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. - М.: ACADEMA, 2012. – 233 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle