Специфика социокультурной интеграции детей-инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 26.02.2023

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Овечкина, З. Ф. Специфика социокультурной интеграции детей-инвалидов / З. Ф. Овечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 135-141. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100314/ (дата обращения: 28.04.2024).



Инвалиды относятся к тому типу людей, который принято называть нетипичными индивидами. Такое утверждение следует из концептуального положения М. Вебера, который объяснял смысл человеческого поведения в обществе через категорию социального типа. Он считал, что смысл поведения человека состоит в, своего рода, конструировании тех элементов типичной общественной жизни, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений [1, с. 310].

Концепцию нетипичных индивидов в обществе наряду с М. Вебером также изучал Р. Линтон. В его концепции социальных типов отмечается, что для нетипичного индивида, живущего в обществе и имеющего схожие характеристики со стандартным типом личности, социальный статус будет определять социум, в котором он и живет. Р. Линтон отмечает одну тенденцию: чем больше этот социум не стабилен, тем выше уровень того типа людей, который не совпадает по критериям нормативной личности [2, с. 261]. Это значит, что в целом нетипичная личность соответствует культуре общества, но вынуждена адаптироваться в нем, исходя из собственных специфических особенностей, которые удовлетворяются (или же не удовлетворяются) в процессе социализации.

Если смотреть более современные научные работы, то наиболее близким к пониманию нетипичной личности является феномен «чужого», «иного», о которых писали в своих работах Г. Зиммель и Р. Парк.

В теории социальной дистанции Г. Зиммель пишет, что основой непринятия личности, отчужденной в социальную среду является так называемый процесс дистанцирования, который отражает свойства как личностной, так и групповой идентификации. Такие личности как раз и находятся в зоне «чужих» [3, с. 228–234]. Р. Парк сформулировал концепцию маргинальной личности рассуждал о том, что нетипичность индивида существует из-за столкновения двух культур: общественной культуры, к которому индивид принадлежит, и собственной культуры индивида [4, с. 354–360].

Таким образом, рассмотрев несколько теорий нетипичного индивида, мы можем сделать вывод о том, что такой статус человека определяется прежде всего представлением общества о статусе и социальной роли нетипичной личности, обусловленной в том числе субъективными представлениями о мире самого индивида. Об интегрированности или отчужденности нетипичной личности можно рассуждать на основании уровня соответствия общепризнанным моделями поведения и социальным нормам, а также степени ее полезности в социуме.

В современных условиях социальной реальности различные нетипичные личности (а это вынужденные переселенцы, беженцы, девианты, инвалиды и другие) находятся на периферии. Они дезинтегрируются, не способны выполнять производственные функции, в общем данная категория населения становится маргинальной. Особенно сильно выделяются среди них инвалиды, чья нетипичность проявляется в особенностях личностного и социального статуса, а также социальной мобильности и социального взаимодействия с другими индивидами [5, с. 1–3].

О социальном статусе инвалидов нельзя говорить точно. Как правило, его относят к смешанному типу. Это значит, что инвалид сочетает в себе черты как предписанного, так и достигаемого статусов. Нельзя точно утверждать, был ли человек инвалидом от рождения, либо же он приобрел этот статус в течение жизни. Особенностью инвалида как нетипичного индивида является то, что он способен совершить определенные достижения в своем окружении, чем стать широко известной выдающейся личностью [6, с. 116–128]. Также ожидания человека-инвалида и других социальных групп могут не совпадать. Это зачастую связано с тем, что индивид в стремлении реализовывать социальное взаимодействие, соблюдая определенные социальные нормы и образцы поведения в своей группе, может применять их в другой социальной группе или даже в другом обществе, где такие модели поведения и деятельности не соответствуют их конкретным нормам [7, с. 131–132].

Еще одну особенность людей с инвалидностью выделил П. Сорокин — характер социальной мобильности. Он считает, что люди, имеющие психические или физические нарушения в развитии ограничены в плане социальной мобильности. Высшие же классы не имеют, как правило, таких отклонений и ограничений, а потому могут активно передвигаться по социальной лестнице [8, с. 588].

Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что физические и психические отклонения свойственны только представителям низших слоев населения.

Специфические свойства имеет также детская инвалидность, отличная от взрослой. В первую очередь это обусловлено возрастом. В науке изучать проблему детской инвалидности довольно сложно, в частности по причине того, что существует множество вариаций этого понятия: «дети со специальными потребностями», «нетипичные дети», «дети с инвалидностью», «дети-инвалиды» и так далее. В нашем исследовании употребляются два понятия, а именно «дети-инвалиды» и «дети с инвалидностью». Это обусловлено в том числе и потому, что уже изначально в самом понятии «инвалидность» является носителем нетипичности детей, имеющих свои, особенные потребности. В результате этого, у детей-инвалидов несколько отличается процесс первичной социализации, многие личностные качества сдерживаются в развитии, которые способствуют развитию независимой жизни в социуме [9, с. 293]. Все эти специфические особенности вследствие приводят к несоответствию с социальными нормами.

Одной из первых исследования с проведением анализа о нетипичности детей-инвалидов проводила Е. Р. Ярская-Смирнова [10, с. 272]. Она считает, если ребенок имеет любое отклонение от общепринятых норм, физических или психических, это уже автоматически вызывает изменения в статусных характеристиках. По мнению Ярской-Смирновой, не имеет значения, какие нормы соблюдаются, а какие — нет.

Также тематику детей с инвалидностью изучал Д. В. Зайцев.В своих исследованиях он говорил о том, что нетипичный ребенок, и в целом любая нетипичная личность является, своего рода, индикатором реально происходящих в обществе процессов дезинтеграции, дифференциации и дестабилизации [11, с. 255].

О нетипичности детей с инвалидностью рассуждала С. В. Степухович [12, с. 368]. Она считала, что нетипичность индивида зависит от влияния общества на такие категории населения, но и само общество, в свою очередь, подвергается определенному влиянию людей с инвалидностью.

Похожую позицию со С. В. Степухович разделяет Ю. А. Климова [13, с. 1–12], которая в своих работах пишет инвалидность — это социокультурный феномен, так как отношение к самому ребенку-инвалиду, его семье, окружению зависит от того, какой смысл вкладывает в этот феномен социум и культура.

Таким образом, детскую инвалидность можно рассматривать как социокультурный феномен, который затрудняет, либо и вовсе делает невозможным успешную интеграцию детей в социум ввиду их ограниченности или отсутствия тех качеств, которые способствуют полноценной для данного возраста жизни. Такая тенденция ведет к тому, что общество дает неадекватную оценку инвалидности, а к детям сохраняется традиционное отношение как к нетипичным членам общества, для которых не создаются условия для нормальной социализации, адаптации и интеграции в это самое общество.

Так как дети с инвалидностью относятся к особой категории населения, имеющих свои специфические особенности развития и становления личности, необходимо рассмотреть особенности их социализации в социуме, которая включает в себя адаптацию и интеграцию.

Социальная адаптация — это феномен, отражающий закономерности взаимоотношений двух высокоорганизованных, постоянно развивающихся систем: личности и социальной среды, а также сформированных человеком для реализации своих интересов в этой среде [14, с. 208]. Адаптация является первой фазой процесса социализации, ключевую роль в этом случае играет самооценка личности, которая регулирует деятельность и поведение. У ребенка адекватный уровень самооценки способствует формированию уверенности в себе, самокритичности повышению активности общественной и учебной. Проблема заключается в том, что уровень самооценки у ребенка-инвалида изначально заниженный из-за наличия у него того или иного заболевания и сопутствующих ей последствий. Результатом этого является то, что ребенок становится пассивным в обществе [15, с. 115–117]. Для ребенка характерно выполнение немногих социальных ролей, среди них: «ученик», «покупатель в магазине», «участник в спортивных соревнованиях», «пассажир общественного транспорта», «потребитель услуг в сфере социальной защиты» и так далее. Дети приспосабливаются к таким социальным ролям и ведут себя в соответствии с ними [16, с. 254]. Американский психолог и психиатр Э. Берн называет называл таких индивидов «амебовидными личностями» [17, с. 465–485]. То есть, личности, которые по тем или иным обстоятельствам не могу выполнять все общепринятые социальные роли в обществе, а лишь определенную часть из них.

С другой стороны, даже неполное выполнение всех социальных ролей и помогают ребенку расширять свой кругозор и социальные контакты. И это дает ему возможность полноценно участвовать в социальной жизни, обмениваться информацией, знаниями, опытом, вступать во взаимодействие и оказывать влияние на социум.

Если ребенок с инвалидностью ограничен в том, чтобы выполнять многие свои социальные роли, то это чревато его социальной дезадаптированностью. А это, в свою очередь, провоцирует внутренние психологические ограничения. Ребенок выстраивает психологические барьеры из-за потенциальных угроз (это могут быть и насмешки окружающих, травля, страх за свою безопасность и жизни, боязнь негативных последствий болезни и другое) и из-за этого не способен вести полноценную жизнь [18, с. 111]. Эти психологические ограничения, в свою очередь, ведут к тому, что ребенку-инвалиду трудно усвоить социальные ценности и нормы, необходимые для формирования их как личности, что соответственно повлияет на оценку окружающих. Негативная оценка может исказить систему ценности самого ребенка, что еще сильнее будет препятствовать его усвоению социальных знаний и опыта [19, с. 228]. Можно сказать, что эти аспекты создают замкнутый круг, который, как итог, затрудняет вторую фазу социализации личности — интеграции.

Важным для развития личности является наличие социокультурного опыта, который накапливается в ходе интеграции [20, с. 304]. К этому процессу ряд исследователей относят: знания, ценности, убеждения, традиции, нормы, символы, образцы жизнедеятельности. Именно социокультурный опыт способствует воспроизводству у ребенка тех важных общепринятых качеств, которые и способствуют формированию личности [21, с. 232–237].

Процесс интеграции, очевидно, у детей с инвалидностью имеет свои специфические особенности. В первую очередь он заключается в деформации семейного воспитания, несущее характер гиперопеки. Это, в свою очередь, затрудняет для ребенка усвоение умений и навыков, знаний профессиональных и социальных, накапливание опыта в общении и взаимодействии с людьми, которые необходимы для преодоление психологических барьеров, которые препятствуют усвоению социокультурного опыта в полной мере, либо вовсе его искажают в сознании детей [22, с. 594–595].

Еще одной особенностью интеграции детей с инвалидностью можно назвать их неудовлетворенность интереса в общении с другими индивидами, получении новых знаний и информации об окружающем мире и обществе или отсутствия стремления к усвоению и обмену этих знаний и информации. То есть, неудовлетворённость в коммуникации. Это приводит к тому, что поведение ребенка-инвалида отклоняется от общепринятого и становится иррациональным. Таким образом, ребенок не признает, в принципе, общепринятые социальные нормы и ценности, а его тип поведения формируется в соответствии с иррациональными, естественными интересами [23].

Выделенные особенности и характеризуют адаптации и интеграции детей с инвалидностью, а эти два феномена, в свою очередь, характеризуют процесс социализации. Специфика социализации детей-инвалидов заключается в том, что они могут начать выстраивать для самих себя ограничения и барьеры в процессе жизнедеятельности, усвоения знаний и умений и становления личности [24, с. 238].

Но это не исключает того, что для ребенка с инвалидностью по-прежнему важно реализовывать его потребности, так как этот фактор влияет на определение его поведения [25, с. 344].

Многие исследователи считают, что современная Россия воспринимает социализацию детей с инвалидностью в негативной окраске, а детей, как ущербных людей. Так считали и об этом рассуждали многие исследователи и ученые [22, с. 238]; [26, с. 18]. И по сей день это мнение остается актуальным, поднимаются проблемы об ухудшении важнейших параметров среды жизнедеятельности, в которой происходит формирование и развитие личности ребенка, обусловленное невозможностью социальных институтов должным образом поддерживать и реализовывать социализацию детей с инвалидностью, по причине их ограниченности в деятельности [27, с. 103]. Ребенку-инвалиду в отличие от ребенка-не-инвалида тяжелее постигать окружающий мир, он не способен заниматься самопознанием, принимать самостоятельно решения, исследовать мир и использовать свои ресурсы эффективно, а также отвечать за сделанный выбор [28, с. 104–106]. Обобщая сказанное, ребенок с инвалидностью не в состоянии регулировать собственную социальную образованность из-за неспособности социальных институтов в полной мере его поддерживать. Помимо этого, дети с инвалидностью зачастую не способны к полноценному социальному общению и взаимодействию с окружающими, имеют низкий социокультурный статус и ограничены в социальной мобильности. Также многие дети с инвалидностью, а именно, слабовидящие, слабослышащие и тому подобное, могут быть ограничены в плане посещения и реализации видов и мест культурно-досуговой деятельности и отдыха, участии в общественной деятельности, особые трудности в учебной, трудовой и игровой деятельности. К тому же у детей с инвалидностью нарушены процессы подражания, внушения, идентификации, комфортность, процесс следования нормам [29, с. 323].

Еще одной особенностью социализации детей-инвалидов можно назвать некорректная, неадекватная поддержка отдельных групп и общества в целом. Об этом рассуждал в своих работах А. Бандура [30, с. 250], он утверждает, что социум делает ребенка с инвалидностью пассивным получателем помощи и социальных услуг. Ребенок-инвалид не прилагает сам никаких усилий и превращается в своего рода потребителя, а социальные отношения становятся односторонними, что, как следствие, приводит к «выпаданию» ребенка из социальной системы, так как он во взаимодействие и социальную жизнедеятельность не вступает. Такие индивиды, как правило, становятся для социума «чужими», а, как мы выяснили ранее, из-за этого процесс социализации ребенка с инвалидностью только сильнее затормаживается. А это, в свою очередь, приводит к тому, что индивиду трудно обрести социальный и профессиональный статусы, он не способен действовать и жить самостоятельно в социуме.

Негативная социализация ребенка с инвалидностью, сопровождающаяся множеством проблем, приводит к воспроизведению общей картины трудной жизненной ситуации, которая прежде всего характеризуется культурно-коммуникативными качествами.

Культурно-коммуникативные качества детей с инвалидностью — это способность вступать в процесс обмена социальной информацией с другими индивидами, а также под культурно-коммуникативными качествами понимаются свойства, благодаря которым дети-инвалиды имеют возможность участвовать в социальных отношениях, воздействуя на социум, и, как результат, интегрироваться в него. Для такого процесса необходима социальная коммуникация, под которой понимается осуществление информационного обмена между субъектами общества. Из самого определения становится понятно, что она позволяет обмениваться людям мыслями, чувствами, впечатлениями и опытом в различных сферах жизни общества и видах деятельности с применением как вербальных, так и невербальных средств общения.

К культурно-коммуникативным качествам большинство исследователей относят следующие: способность участвовать в обмене информацией с другими индивидами; способность влиять на социум; регулировать свою социальную образованность; стремление усваивать социальные знания и умения и обмениваться ими; способность накапливать опыт общения и взаимодействия; умение преодолевать психологические барьеры; овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации [31, с. 1–6].

Развивать культурно-коммуникативные качества ребенку с инвалидностью необходимо, так как они и позволяют лучше вступать в контакты с окружающей средой и людьми с учетом их недостаточности навыков общения и взаимодействия, наличия дефектов речи. Именно эти качества могут поспособствовать интеграции ребенка-инвалида в социальную среду, путем усвоения им социальных норм и ценностей.

Помимо этого, еще одним способом преодоления трудной жизненной ситуации ребенка с инвалидностью многие исследователи считают изменение собственной позиции и взглядов на те или иные ситуации. К. Роджерс [32, с. 244] в своих работах о концепции социализации писал, что важно сформировать в личности гибкость в оценке самой себя и умение переоценивать свою систему ценностей. Благодаря этому индивид имеет возможность изменять свое восприятие происходящих в жизни событий и интерпретировать их. Прежде всего это происходит благодаря наличию культурно-коммуникативных качеств.

В современной России развит адаптивно-реабилитационный подход к проблеме социализации детей-инвалидов. В основе данного подхода лежит положение о первичной социализации Т. Лукмана и П. Бергера [33, с. 87–92] который выступает основой всего процесса социализации. Суть данного подхода заключается в том, чтобы обеспечить интеграцию детей с инвалидностью и уделить достаточно внимания на проблему интеграции их семей в социум.

По мнению Е. И. Холостовой [34, с. 757–779] интеграция ребенка с инвалидностью — это процесс вовлечения в различные сферы жизни общества, позволяющее ему самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей в личной и социальной жизни, несмотря на наличие умственный и физических ограничений.

Интеграция индивида идет в течение всей жизни, так как он постоянно вовлечен в различные виды социокультурных взаимодействий и деятельностей: трудовую, досуговую, игровую, учебную, профессиональную и другое. Реализация в них требует от индивида развития и применения опыта, а также накопления социокультурных ценностей и норм в процессе воспитания и образования.

Интеграцию как процесс общей социализации личности в отношении к детям с инвалидностью рассматривается только на ее начальном уровне, где происходит первичная социализация. Можно утверждать, что на этом этапе происходит первичная интеграция [35, с. 368].

Начальный этап интеграции детей с инвалидностью включает в себя дошкольный период и школьный период. Здесь дети-инвалиды учатся и формируют умение контактировать с ближайшим окружением в процессе реализации своих специфических возможностей (в ходе игр, обучения, оказания помощи и так далее), развивают свои качества и сильные стороны, которые, как правило, ограничены из-за их нарушений в развитие, формирование гуманного мышления [36, с. 11]. Ребенок-инвалид закладывает для себя базовые умения, знания и навыки, которые будут необходимы ему для восстановления способностей к учебной и игровой деятельности, самоорганизации, самообслуживания и, что немало важно, формирования возможности в будущем независимой жизни в обществе. По сути, это и есть подготовительная стадия вхождения в социум детей с инвалидностью. Однако, стоит подметить, что часто этот этап для них проходит с сопровождением больших трудностей, которые выражаются в недостатке или ограниченности получаемых знаний и умений, необходимые для формирования культурно-коммуникативных качеств. Как следствие, процесс социализации ребенка с инвалидностью может пойти неправильно и сформировать из него нетипичную личность, которая в обществе, как говорилось ранее, воспринимается как «чужой». Поэтому в контексте интеграции детей с инвалидностью в общество социальное образование является важным элементом между семьей, обществом, культурой, а важным компонентом в нем — личность, то есть ребенок с инвалидностью [37, с. 275–279].

Сделаем общий вывод по анализу феномена нетипичной личности и проблемы социализации детей с инвалидностью, которые адаптируются в социум и интегрируются в нем.

Нетипичность детей-инвалидов объясняется тем, что в современном обществе отсутствуют условия социализации. Для них нет эффективных программ, которые могли бы в полной мере и должным образом учитывать их физическое состояние, социальное положение, восприятие самих инвалидов окружающей среды, сформированное видение и отношение к ним со стороны самого общества, в котором они живут, что обуславливает их самоизоляцию и неразвитость культурно-коммуникативных качеств, которые необходимы для активного и полноценного участия в социальной жизни и социальных отношениях.

Основными культурно-коммуникативных качеств, необходимы детям-инвалидам, являются: возможность усваивать получаемую информацию и опыт; способность участвовать в обмене информацией, знаниями и умениями с другими участниками социального взаимодействия; возможность регулировать свою социальную образованность; умение влиять на социум; способность накапливать опыт взаимодействия и общения; умение преодолевать поставленные психологические барьеры, мешающие полноценной социализации; овладение вербальными и невербальными средствами общения.

Таким образом, дети с инвалидностью — это особая категория детей, которая содержит в себе признаки нетипичности по определенным социальным и биологическим характеристикам, а их процесс социализации, адаптации и интеграции в общество происходит иным образом, не соответствующим общепринятым нормам. Состояние их культурно-коммуникативных качеств изначально ограничено и проходит не в полной мере, так как социальные институты ограничены в деятельности по оказанию поддержки и усвоению детьми-инвалидами необходимых знаний, умений и навыков.

Литература:

1. Вебер, М. Избранные произведения. — 1990. — С. 310.

2. Кравченко, А. И. Социология. — 2002. — С. 261.

3. Зиммель, Г. Экскурс о чужаке // Избранное. Проблемы социологии. — 2017. — С. 228–234

4. Николаев, В. Г. «Маргинальный человек»: реконструкция концепции // Человек маргинальный. — 2010. — С. 354–360.

5. Анникова, Л. В. Нетипичность личности в контексте современных интеграционных процессов // социологические науки. — 2015. — С. 1–3.

6. Парсонс, Т. Новое лидирующее общество и новейшая современность // Система современных обществ. — 1998. — С. 116–128.

7. Парсонс, Т. Новое лидирующее общество и новейшая современность // Система современных обществ. — 1998. — С. 131–132.

8. Сорокин, П. А. Социальная мобильность // Человек. Социализация. Общество. — 2005. — С. 588.

9. Обухова, Л. Ф. Концепция Эльконина: детство // Возрастная психология. — 2011. — С. 293.

10. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности // Саратовский государственный технический университет. — 1999. — С. 272.

11. Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России // Саратов. Научная книга. — 2003. — С. 255.

12. Степухович, С. В. Социальная идентификация инвалидности // Учебное пособие. — 2000. — С. 368.

13. Климова, Ю. А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. Научно-методический журнал. — 2001. — № 12. — С. 1–12.

14. Капица, С. И. Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник Чувашского университета. — 2009. — № 4. — С. 208.

15. Приступа, Е. Н. Воспитание социально-здоровой личности как социально-политическая и социально-педагогическая задача // Социальная политика и социология. — 2006. — С. 115–117.

16. Панов, А. Н. Если ваш ребенок не такой, как другие // Специальная педагогика. — 1997. — С. 254.

17. Осипов, Г. В. Интегральная социология Питирима Сорокина // История социологии в Западной Европе и США. — 2001. — С. 465–485.

18. Ткаченко, В. С. Общество и проблемы инвалидности // Монография. — 2006. — С. 111.

19. Холопенко, Н. А. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов: различные подходы к пониманию инвалида. — 2009. — С. 228.

20. Бордовская, Н. Педагогика // образование и наука. — 2002. — С. 304.

21. Громова, Р. Г. Социология культуры // Социологический журнал. — 1997. — № 1. — С. 232–237.

22. Зайцев, Д. В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: современные тенденции и перспективы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. — 2003. — С. 594–595.

23. Вебер, М. Избранные произведения // filosoff.org. — Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640016972&tld=ru&lang=ru&name=izbrannye-proizvedenija.-maks-veber-filosoff.org_-1

24. Гуслякова, Л. Г. Социализация детей-инвалидов // Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. — 2002. — С.238.

25. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. — 1999. — С. 344.

26. Москвичева, Н. А. Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ // Автореферат. — 2007. — С. 18.

27. Зиатдинова, Г. Р. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 1. — С. 103.

28. Зиатдинова, Г. Р.. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 1. — С. 104–106.

29. Симен-Северская, О. В. Особенности первичной социализации людей с инвалидностью // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество. — 2006. — С. 323.

30. Зайцев, Д. В. Специальное образование детей с нарушениями интеллекта // Монография. — 2001. — С. 250.

31. Азарова, М. Б. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Психологические науки. — 2018. — С. 1–6.

32. Волков, Ю. Г. Социология. — 1998. — С. 244.

33. Бергер, П. Общество как субъективная реальность // Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — 1995. — С. 87–92.

34. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами // Социальная работа: история, теория и практика. — 2011. — С. 757–779.

35. Капитонов, Э. А. История и теория социологии. — 2006. — С. 368.

36. Батова, А. В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду // Автореферат. — 2001. — С. 11.

37. Маслова, Т. Ф. Социокультурная интеграция в контексте современных реалий // Известия ТРТУ. — 2006. — № 16. — С. 275–279.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалидность, ребенок, нетипичная личность, том, качество, общество, социум, полная мера, процесс социализации, социальная мобильность.


Похожие статьи

Социум и социальные процессы в обществе | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Фомина, А. Г. Социум и социальные процессы в обществе / А. Г. Фомина.

Социумобщество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и

В настоящее время роль личности в обществе вновь стала очевидной.

Влияние социума на формирование личности ребенка.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире | Молодой ученый

Процессы адаптации и социализации в современном обществе фактически определены

На сегодняшний день можно Осадчих А. И в работе «Проблемы инвалидности в России.

— СПб., 2008. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб., 2007. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект.

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих...

Процесс социализации — это необходимость формирования социальных умений как

Кроме безусловно существующих сложностей, наблюдающихся в обществе по отношению к

У детей с нарушением интеллекта фиксируются недостаточно полные представления о

Процесс социализации детей с особыми потребностями может условно разделить на следующие этапы

Особенности социализации обучающихся с ограниченными...

Социализация ребенкапроцесс длительный и очень сложный.

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и

Планируя работу по социальному направлению развития личности, учитываю возрастные и

Процесс социализации детей с ОВЗ сложен, а их интеграция в общество по окончании школы...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация — это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения

социализации детей с ОВЗ — это отклонения от нормального становления личности.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими недостатками, а также

В ходе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в...

Место образования в процессе социального становления...

Библиографическое описание: Ипатова, Е. Ю. Место образования в процессе социального

Выделяется ряд личностных качеств, которые являются основойформирования личности того времени.

Полное собрание законов Российской империи Т.XXII.- С.646. Там же С.650- 658.

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов...

Социализация детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Учитывая сложный процесс социального развития ребенка, овладения им опытом

значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья как...

Процесс социализации и социальной интеграции предполагает активное взаимодействие

Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: автореф. дис. д. соц. наук.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции в социум.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как

Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере

От процесса социализации во многом зависит социальное поведение личности.

Похожие статьи

Социум и социальные процессы в обществе | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Фомина, А. Г. Социум и социальные процессы в обществе / А. Г. Фомина.

Социумобщество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и

В настоящее время роль личности в обществе вновь стала очевидной.

Влияние социума на формирование личности ребенка.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире | Молодой ученый

Процессы адаптации и социализации в современном обществе фактически определены

На сегодняшний день можно Осадчих А. И в работе «Проблемы инвалидности в России.

— СПб., 2008. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб., 2007. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект.

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих...

Процесс социализации — это необходимость формирования социальных умений как

Кроме безусловно существующих сложностей, наблюдающихся в обществе по отношению к

У детей с нарушением интеллекта фиксируются недостаточно полные представления о

Процесс социализации детей с особыми потребностями может условно разделить на следующие этапы

Особенности социализации обучающихся с ограниченными...

Социализация ребенкапроцесс длительный и очень сложный.

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и

Планируя работу по социальному направлению развития личности, учитываю возрастные и

Процесс социализации детей с ОВЗ сложен, а их интеграция в общество по окончании школы...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация — это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения

социализации детей с ОВЗ — это отклонения от нормального становления личности.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими недостатками, а также

В ходе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в...

Место образования в процессе социального становления...

Библиографическое описание: Ипатова, Е. Ю. Место образования в процессе социального

Выделяется ряд личностных качеств, которые являются основойформирования личности того времени.

Полное собрание законов Российской империи Т.XXII.- С.646. Там же С.650- 658.

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов...

Социализация детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Учитывая сложный процесс социального развития ребенка, овладения им опытом

значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья как...

Процесс социализации и социальной интеграции предполагает активное взаимодействие

Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: автореф. дис. д. соц. наук.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции в социум.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как

Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере

От процесса социализации во многом зависит социальное поведение личности.

Задать вопрос