Библиографическое описание:

Карасевич А. О. Психоанализ в контексте четырехмерной психофизической модели реальности // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 271-274.

В
статье мы рассмотрим характеристики влечения и инстанции личности по З. Фрейду в контексте 4DPMR (общее описание модели предоставлено в данном выпуске журнала в соответствующей статье), а также наглядно смоделируем различие между примитивными защитными механизмами и защитными механизмами высшего порядка на примере примитивной изоляции и вытеснения. Для начала определимся с понятиями сознания и бессознательного. Под сознанием мы будем понимать вербализованную, подотчетную субъекту часть психики, связанную со знанием [2, с. 668; 4, с. 20]. То, что нами осознано, мы знаем, понимаем, можем выразить с помощью языка, описать. Однако в любой момент времени мы не можем осознавать весь психический мир – сознание человека ограничено вниманием. Следовательно, сознание – это тот психический материал, на который обращено внимание сейчас, а также когда бы то ни было осознанный материал, и ныне не противящийся осознанию. Бессознательное – это та часть психики, на которую никогда не было обращено внимание, а также в прошлом осознанный, но теперь противящийся осознанию материал (Рисунок 1). По З. Фрейду, «латентное бессознательное, являющееся бессознательным только в описатель­ном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным» [5, с. 427], следовательно, предсознание корректнее отнести к бессознательному, однако его можно отнести и к осознанной когда бы то ни было, но не в данный момент, части психики. Следует отметить, что сам З. Фрейд не уделял специального внимания определению сознания [1, с. 28].

Рисунок 1 – Сознание и бессознательное

Теперь мы рассмотрим характеристики влечения (источник, цель, импульс, объект) и инстанции личности (Ид, Эго, Супер-Эго) по З. Фрейду в контексте динамической модели психики. Мы это сделаем при помощи двух потребностно-целевых матриц (первая связана с приемом пищи, вторая – с потребностью развлечься на вечеринке). На рисунке 2 обозначено: 1 – объект, удовлетворяющий влечение и находящийся в окружающем мире (к примеру, яблоко), 2 – отражение объекта в психике, 3 – деятельность по направлению к объекту, направленная на достижение цели (съесть яблоко), 4 – первая потребностно-целевая матрица, 5 – источник влечения (физиологически выступает как нужда организма в пище, психологически переживается как желание, инициирующее в контексте модели потребностно-целевую матрицу), 6 – достижение цели (утоление голода), связанное с получением удовольствия, 7 – импульс, то есть энергия, необходимая для удовлетворения влечения (переживается психологически и определяет всю деятельность), 8 – влияние инстанции Ид (соответствует неосознаваемым потребностям, схемам поведения и другим психическим составляющим, в нашем примере это неосознанное стремление найти полового партнера), 9 – оболочка модели, обозначающая организм и организменную деятельность, 10 – влияние различных знаний, планов и других психологических составляющих (стационарный блок психики), определяющих Эго и его принцип реальности, 11 – вторая потребностно-целевая матрица (потребность сходить на вечеринку повеселиться), 12 – Эго, то есть осознаваемая психическая деятельность в данный момент времени (связана в контексте модели с психическими процессами – к примеру, с восприятием, памятью, – и содержимым компонентов стационарного блока психики – к примеру, с опытом), 13 – влияние Супер-Эго (нормы, ценности, убеждения и прочие психические составляющие, определяющие совесть, самонаблюдение, идеалы, и находящиеся в контексте модели в соответствующих компонентах стационарного блока психики), 14 – компоненты стационарного блока психики, 15 – направление роста модели. Очевидно, что «работа» влечений и инстанций личности идет параллельно во временном отношении, мы разделили их во времени для удобства описания, хотя эти две «работы» можно без труда смоделировать параллельно во временном отношении, причем во взаимосвязи.












Р
исунок 2 – Характеристики влечения и инстанции личности по З. Фрейду в контексте динамической модели психики

В целом, с помощью динамической модели психики можно продемонстрировать ошибочные действия и их психические механизмы (к примеру, борьбу потребностей), «работу» сновидений, сублимации и психологических защит.

С
огласно психоаналитическому подходу, ключевую роль в развитии человека играют семейные отношения, и в процессе развития происходит формирование защитных механизмов, определяющих уровень организации личности [6, с. 34]. Наглядно смоделируем различие между примитивными защитными механизмами (отрицание, примитивная идеализация и обесценивание, всемогущественный контроль и др.) и защитными механизмами высшего порядка (вытеснение, морализация, аннулирование, смещение и др.) на примере примитивной изоляции и вытеснения (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Модель примитивной изоляции (А) и вытеснения (Б)

На рисунке 3 обозначено: 1 – поведение индивида, подчиненное изоляции, 2 – компонент стационарного блока психики, участвующий в изоляции, 3 – психическая деятельность, не затронутая изоляцией, к примеру, неосознаваемые ощущения, 4 – Эго, поглощенное изоляцией, 5 – компонент стационарного блока психики, не затронутый изоляцией, 6 – направление роста модели, 7 – поведение индивида с вытеснением, 8 – вытесненное содержимое стационарного блока психики, 9 – вытеснение из Эго травмирующего психического материала, 10 – Эго, 11 – доступный осознанию психический материал. Серым цветом на рисунке обозначено части модели, подверженные влиянию защит, то есть мы видим, насколько сильно индивид с примитивными защитами находится в их власти. Индивид, находясь под давлением примитивной изоляции, отстраняется от окружающего мира, погружается во внутренний мир, изменяется вся структура личности и ее поведение, однако этот крайний шизойдный интровертивный тип хоть и убегает от реальности, но не искажает ее [3]. Можно отметить, что «на здоровом конце шизоидной оси мы находим людей, выдающихся своей креативностью: художников, писателей, ученых-теоретиков, философов, религиозных мистиков и других высокоталантливых созерцателей жизни, чье свойство находиться в стороне от стереотипов дает им способности к уникальному неординарному видению» [3]. Вытеснение же может затрагивать незначительную часть личности, что в свете взглядов З. Фрейда (а именно: «вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги») может означать даже благополучный прогноз [3]. Таким образом, «примитивные защиты действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, сплавляя между собой когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, в то время как более развитые защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного — мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации» [3]. Специфика же психологических защит определяет отнесение индивида к невротическому, пограничному и психотическому уровню функционирования личности [6, с. 35]. К слову, мы можем подобным образом смоделировать все психологические защиты и не на таком сугубо демонстрационном уровне, но и на более подробном. Также интересны для моделирования основы не только классического психоанализа, но психологии объектных отношений, психологии самости, сэлф-психологии и эго-психологии. Причем в эго-психологии патология объясняется слабым, недифференцированным Эго, что отсылает нас к обозначению К. Левиным различий в дифференциации психического материала. Еще раз касаясь вопроса гомогенизации области исследования, являющейся отличием галилеевского способа мышления в науке, можно сказать, что динамическая модель психики может быть использована для описания психики как взрослого, так и ребенка, как психически здорового, так и нездорового индивида, как человека, так и животного. Для примера возьмем степени дифференциации психического материала. По К. Левину, она имеет разное значение у разных индивидов. Сопоставляя это с динамической моделью психики, получаем Рисунок 4 (А – модель личности, Б – динамическая модель психики), основа которого взята из книги Х. Хекхаузена [7, с. 231]. Мы видим, что дифференцированность областей модели личности можно выразить такой же дифференцированностью компонентов стационарного блока психики. Разумеется, пример нагляден, так как на самом деле дифференциация намного сложнее и захватывает все области личности.

Р
исунок 4 – Различные уровни дифференциации психического материала

С помощью модели мы можем смоделировать научное знание любой психологической парадигмы.


Литература:

  1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология : учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск : Соврем. шк., 2009. – 512 с.

  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : АСТ, 2008. – 668 с.

  3. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс // Электронная библиотека «Куб» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.koob.ru/mc_williams_nancy/mc_williams_pshchoanalitic_diagnostic. – Дата доступа : 17.09.2012

  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.

  5. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – Мн. : Беларусь, 1991. – 606 с.

  6. Фролова, Ю.Г. Медицинская психология : учеб. пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск : Выш. шк., 2009. – 383 с.

  7. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2003. – 859 с.

Основные термины: стационарного блока психики, стационарного блока психики, динамической модели психики, динамической модели психики, контексте динамической модели, контексте динамической модели, защитными механизмами, примитивной изоляции, динамическая модель психики, дифференциации психического материала, примитивными защитными механизмами, часть психики, защитными механизмами высшего, инстанции личности, примере примитивной изоляции, компонентов стационарного блока, направление роста модели, контексте модели, защитными механизмами, примитивной изоляции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle