Автор: Визавитин Олег Игоревич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Визавитин О. И. Фрейдизм как основа глубинной психологии // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 318-320. — URL https://moluch.ru/archive/138/38837/ (дата обращения: 18.02.2018).



Актуальность данного исследования обусловлена тем, что комплекс наработок в рамках фрейдизма и глубинной психологии способствовал значительному влиянию на психологию как науку и в настоящее время выступает в качестве одной из ведущих основ как западной, так и отечественной психологии.

Ключевые слова: фрейдизм, психология, личность, психоанализ, инстинкты

Relevance of this research is caused by the fact that the complex of developments within the Freudianism and Depth Psychology promoted the considerable influence on psychology as science and now acts as one of the leading fundamentals of both the western and domestic psychology.

Keywords: Freudianism, psychology, person, psychoanalysis, instincts

Очень часто, когда речь заходит о глубинной психологии, а также о фрейдизме, многие склонны придерживаться мнения о том, что оба понятия практически идентичны, однако, на самом деле, это далеко не так.

Фрейдизм был разработан известным австрийским психиатром, психологом и невропатологом Зигмундом Фрейдом в 1896 году. Ученый начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, а затем, обобщив и проанализировав психотерапевтическую практику, превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, назвав её психоанализом. Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Психика, по Фрейду, содержит три образования: Я, Сверх–Я и Оно.

Все психические процессы и явления рассматриваются сторонниками фрейдизма на основании трех наиболее значимых точек зрения:

– топической;

– динамической;

– экономической.

В первом случае идет речь о схематическом, пространственном представлении структуры душевной жизни, основанной на применении различных инстанций, отличающихся своим месторасположением и функциями. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя образованиями, рассматриваемыми ранее (Я, Сверх–Я, Оно), взаимоотношения между которыми регулировались внутренней цензурой. С начала 1920-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх–Я (Супер–Эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

При динамическом рассмотрении душевных процессов предполагается изучение их в качестве форм некоторых (чаще всего скрытых от сознания) целенаправленных влечений с позиции перехода из одной подсистемы, имеющейся в душевной структуре, в качественно иную. Экономический вариант подразумевает анализ ряда психических процессов исключительно путем акцентирования внимания на энергетических компонентах (наиболее широкое распространение получила энергия либидо).

Стремясь аргументировать свои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательной деятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения. Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, что сновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеют смысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировал работу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариант объяснения сущности сновидения — психического действия, направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания, находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действие внутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определенной трансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книге была представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилось преобразование явного содержания в скрытое, то есть работа в обратном направлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, как недопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенные символы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможным подобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психического конфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемой частью терапевтических методик Фрейда.

Говоря о сущности глубинной психологии, нужно учитывать, что она выступает в качестве более наполненного в смысловом аспекте, чем фрейдизм, понятия. При изучении организации поведения человека эти направления придают особое значение побуждениям и установкам, которые скрыты сознанием.

Таким образом, фрейдизм, вместе с неофрейдизмом, индивидуальной, а также аналитической психологиями, выступает в качестве одного из составляющих глубинной психологии.

Перед рассмотрением значимых достижений, совершенных в рамках глубинной психологии, стоит обратить внимание на фрейдизм как одну из ее составляющих. Именно его представителями изначально было определенно, что главную роль в поведении человека в целом, и в организации его душевной жизни играют врожденные инстинкты. Несмотря на существование в настоящее время множества вариантов их дифференциации, особое распространение получило выделение сексуального инстинкта — Эроса или Либидо, а также инстинкта, связанного с агрессией и стремлением к разрушительной деятельности — Танатоса.

В рамках глубинной психологии основное внимание уделялось не только данному подходу, но еще и варианту, который впоследствии был разработан А. Адлером. Ученый придерживался мнения о том, что главным человеческим инстинктом является стремление к превосходству и совершенству.

Значительным достижением фрейдизма можно считать открытие того, что бессознательное влечение вступает в противостояние с нормами, существующими в культуре. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы — это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

В дальнейшем представители глубинной психологии заметили, что как психическое, так и социальное развитие человека происходит путем установления баланса между инстинктивными порывами и культурными нормами. Из-за этого Я–компонент большинства людей направлен на поиск компромисса между постоянно стремящейся выйти на волю бессознательной силой человека и нормами, существующими в социуме.

Именно фрейдисты и сторонники глубинной психологии отметили возможность достижения определенного результата в таком диссонансе лишь при помощи использования защитных механизмов. В данном случае под этим понятием подразумевается неосознаваемый психический процесс, главное действие которого направлено на минимизацию влияний негативных переживаний. По степени своего воздействия механизмы принято подразделять на эффективные и неэффективные.

Эффективные защитные механизмы дают возможность справиться с потрясениями и постепенно вернутся к оптимальному состоянию, а неэффективные становятся первопричиной многих невротических нарушений и возникновения аномалий в поведении личности.

В настоящее время заметно меняется отношение к психоанализу даже в среде самих фрейдистов. Отмечается тенденция, когда они в своих работах подвергают критике его взгляды или же стараются определенным образом отмежеваться от данного направления. Некоторые исследователи видят в этом симптом внутреннего разложения фрейдизма.

Еще значимее является критика, направленная на факторы, определяющие личность. Согласно мнению основателя, стимулы, помогающие ее определению во все времена практически одинаковы (речь идет о комплексах, а также инстинктах). Ни о какой общественной обусловленности личности, следовательно, нельзя говорить. Прогрессивные ученые отвергают это ненаучное, по своей философской сущности метафизическое положение психоанализа. Так, Дж. Фурст, основываясь на фактах, показывает, что психические явления, такие, например, как сознание, формируются под влиянием социальных условий, а не даны сразу в «готовом виде» и потому имеют свою историю возникновения и развития.

Конечно, данные направления критического характера, постоянно приобретающий все более обостренный характер, не могут остаться незамеченными для глубинной психологии. Что же касается того предмета критики, который характерен для глубинной психологии, то особое значение имеет наличие ряда, неопределенностей в таком ее компоненте как аналитическая психология.

Например, несмотря на отрицание психологами — аналитиками факта исключительно сексуальной природы энергии либидо (приверженцы данного направления обращают внимание на то, что речь может идти о разнообразной природе), большинство методологических ориентаций все-таки характеризуются точно теми же направлениями, что и психоанализ, что способствует неоднозначности толкования и всех связанных с ними направлений глубинной психологии.

Таким образом, вопреки часто встречающимся мнениям об идентичности данных направлений, на сегодняшнем этапе как раз фрейдизм выступает в качестве основы глубинной психологии.

Исследования Фрейда, имевшие своей целью изучение неизведанных элементов человеческой психики, затрагивали не только проблемы невротических заболеваний, но и такие хорошо известные социальные явления, как культура, религия, искусство, этика. В ряде своих работ Фрейд затрагивал вопросы, ранее не входившие в сферу интересов классической психологии. Однако психоанализ Фрейда стал такой универсальной в плане направления исследования дисциплиной, что смог охватить в своих обзорах все стороны человеческой деятельности. Индивидуальная и массовая психология, анализ выдающихся личностей и культурных традиций, детская сексуальность и сновидения — это и многое другое получило в работах выдающегося австрийского мыслителя новое толкование, не говоря уже о том, что многие открытия Фрейда носили эвристический характер.

Литература:

  1. Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. История психологии. — М.: Гардарики. — 2008. — С.307–319.
  2. Смит Р. История психологии. — М.: Академия. — 2008. — 390 с.
  3. Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека // В кн. Психология бессознательного. — СПб.: Питер. — 2007. — 315с.
  4. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» // В кн. Психология бессознательного. — СПб.: Питер. — 2007. — С.30–36.
Основные термины (генерируются автоматически): глубинной психологии, рамках глубинной психологии, душевной жизни, сущности глубинной психологии, глубинной психологии основное, представители глубинной психологии, сторонники глубинной психологии, направлений глубинной психологии, основы глубинной психологии, История психологии, душевной жизни человека, отечественной психологии, Фрейд тщательным образом, интересов классической психологии, структуры душевной жизни, топическая система душевной, объяснения сущности сновидения, Психология бессознательного, терапевтических методик Фрейда, психоанализ Фрейда.

Ключевые слова

личность, психоанализ, фрейдизм, психология, инстинкты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос