Библиографическое описание:

Сахарова В. С. Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники финансирования // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 225-227.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность государства выражается, в том числе и в той роли бюджетов различных уровней, которые они играют в социальной защите населения. Не исключением являются и бюджеты различных регионов Российской Федерации, роль которых в социальной защите населения отражается через призму реализации областных целевых программ. Такой инструментарий государственного воздействия на социально-экономические процессы как программно-целевое планирование получил широкое распространение. Общепризнанно его преимущество над другими формами государственной экономической деятельности в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация областных целевых программ развития различных сфер деятельности.

Процесс разработки и реализация целевых программ должен постоянно находиться в зоне государственного финансового контроля, начиная от учета приоритета и целей социально-экономическою развития региона и включая предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий реализации программ. Учитывая, что финансирование целевых программ развития направлений деятельности региона является функцией бюджета, обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств этой сфере становится одной из важных задач.

Важно применить для этого наиболее отвечающие современному этапу формы и методы государственного участия в решении тех или иных проблем. Таким методом в настоящее время является программно-целевое планирование. Основными причинами, обусловившими выбор программно-целевого планирования для использования в российской экономике, явились: во-первых, достаточно высокий уровень теоретической и методической разработки этой формы планирования, достигнутый в советский период. Естественно, требовалась адаптация этих разработок к условиям рыночной экономики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов; во-вторых, то обстоятельство, что программно-целевой метод планирования широко использовался в странах с рыночной экономикой, и практика показала высокую эффективность его использования. Сущность программно-целевого метода состоит, во-первых, в выявлении совокупности проблем и системы целей развития того или иного объекта или сферы хозяйства и жизнедеятельности региона. Во-вторых, в разработке и реализации всего комплекса мероприятий, необходимых для достижения этих целей, т.е. собственно целевых комплексных программ; в- третьих, в объединении и координации ресурсов и возможностей предприятий, территориальных и центральных органов для решения региональных задач [1, 13]. Этот метод был впервые разработан и применен в США, то есть в стране с наиболее либеральной моделью рыночной экономики. Программно-целевой подход к управлению экономикой региона получил широкое распространение в мире. Так, методами регионального программирования осуществляется воздействие на развитие 2/3 территории ФРГ, 40% территории Великобритании, 90% территории Норвегии, отстающих в экономическом развитии регионов Италии и Швеции. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения[2].

Объем, порядок и источники финансирования определяются сразу же после утверждения федеральной целевой программы органами исполнительной власти на федеральном уровне. Согласование с органами исполнительной власти на региональных и местном уровнях используются в тех случаях, когда какая-либо федеральная целевая программа затрагивает их интересы или осуществляется в пределах определенной территориальной местности региона. В этих случаях определяется долевое финансирование ФЦП, в том числе величина доли в процентном соотношении к общей стоимости затрат на ее выполнение. После окончания согласования и утверждения объемов финансирования производится оформление по включению расходов по финансированию в соответствующую статью федерального бюджета и при необходимости ( в случае долевого участия региональных и местных органов государственной власти ) в бюджеты субъектов РФ и местные, которые будут выполняться в очередном финансовом году. Кроме расходов на финансирование ФЦП при формировании бюджета или бюджетов определяются виды доходов , как источников финансирования. ФЦП, как правило, длится больше одного финансового года, при этом все взаимоотношения сторон, участвующих в ее реализации, оформляются документально в виде договоров или соглашений, утверждаемых органами государственной власти. Одновременно с этим до наступления следующего финансового года планируются доходы бюджета или бюджетов как источники финансирования ФЦП. При планировании финансирования ФЦП определяются непосредственные их исполнители, которые одновременно являются получателями финансовых средств. Финансирование ФЦП производится под контролем определенных органов государственной власти на соответствующих уровнях: федеральном, региональном, местном [3,216].

Проведенный анализ позволил сформулировать основные недостатки и трудности, которые проявились при разработке и реализации программ:

- слабая аналитическая проработка состояния экономики регионов, и отсюда нечеткость при формулировании реальных приоритетов развития;

- недостаточная увязка между собой целей, задач и программных мероприятий региональных программ, отсутствие реальной комплексности намечаемых мер;

- нечеткая структуризация программ на стадии проектирования, что обусловило включение во многие из них декларативных положений, постановку нереальных задач;

- хроническое недофинансирование мероприятий программ в связи с плохой проработкой схем финансирования, отсутствие реальных источников финансового обеспечения ключевых мероприятий программ;

- слабое научно-техническое и инновационное обеспечение программных мероприятий;

- формальное использование эффективных методов программного проектирования, таких, как системный подход, ситуационный анализ, сетевые модели и др.;

- отсутствие четко разработанных и эффективных схем управления программами с использованием современных методов стратегического управления;

- отсутствие проработанных механизмов контроля за выполнением программных мер, неэффективность реализуемых схем надзора за реализацией мероприятий программ, особенно в части их финансового обеспечения [4,167].

Таким образом, реализация программных мероприятий способствовала достижению положительных результатов по основным показателям, предусмотренным целевыми программами.

Особо следует отметить, что, реализация региональных программ не опирается на специальные законы и деятельность специализированных государственных корпораций. Наряду с устранением и ослаблением отмеченных недостатков необходим ряд мер, которые вполне возможно осуществить в ближайшее время.

Во – первых, следует значительно сократить количество принимаемых областных программ полной девальвации этого эксклюзивного по своей природе инструмента государственного регулирования. В ситуации крайней ограниченности бюджетных ресурсов должны приниматься только программы, без которых нельзя обойтись, т.е. если их непринятие будет иметь значительные негативные последствия.

При разработке региональных программ необходимо ужесточить требования к целям, структуре, составу мероприятий, освобождаясь от непрограммных излишеств, сосредотачиваясь на мероприятиях, дающих наибольшие мультиплицирующие эффекты для социально-экономического развития региона, его социальной стабильности.

Поскольку региональная программа разрабатывается на среднесрочный и долгосрочный период, она должна корректироваться, обновляться, адаптироваться к изменяющимся целям и условиям, т.е. необходим мониторинг программ. С этим связана и необходимость создания более совершенной методики оценки эффективности и результативности основных этапов реализации программы как системы, а не только суммы отдельных мероприятий (для которых применяются частные методики оценки эффективности).


Литература:

  1. Проблемы программно-целевого планирования развития регионов Л. А. Серебрякова Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2004г.
  2. http://www.programs-gov.ru
  3. Руднева, Е.В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм / Руднева, Е.В. М.: Наука, 1989.
  4. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. – Экономика. 2009г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle