Библиографическое описание:

Таркова А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 390-392.

На современном этапе российская система образования переживает серьёзные изменения, связанные с обновлением целевых ориентиров, в частности с переходом к компетентностному подходу.

Ключевыми понятиями данного подхода выступают «компетенция» и «компетентность». Не акцентируя внимание на соотношении данных понятий, подходов к их определению, существующих в педагогической науке (И.Г. Агапов, Н.В. Баграмова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Пинский, А.В. Хуторской и др.) отметим, что компетенция понимается нами как «круг полномочий, сфера деятельности, в которой лицо обладает необходимыми знаниями и опытом» [2,с.41], а компетентность определяется как «уровень подготовленности для деятельности в определённой сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений» [2,с.41].

В.И. Загвязинский и Т.А. Строкова в своей монографии «Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактика» [1] провели анализ перечней компетенций, опубликованных различными авторами, показавший их несовпадение и по числу (от 3 до 7 и более), и по содержательному наполнению, и по форме презентации.

При этом, если в зарубежных вариантах ключевых компетенций немного и они в основном обозначают конкретные действия или умения, то в отечественных классификациях компетенции представлены в терминах науки и требуют дополнительной расшифровки и пояснения [1,с.59].

Нами за основу классификации ключевых компетенций взят подход А.В. Хуторского, который выделяет следующие виды:

  • Ценностно-смысловая.

  • Общекультурная.

  • Учебно-познавательная.

  • Информационная.

  • Коммуникативная.

  • Социально – трудовая.

  • Личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [3].

Нами были определены следующие составляющие ценностно-смысловой компетентности обучающихся:

  1. Мотивационный компонент: направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.

  2. Когнитивный компонент: знания об основных ценностях, высокий уровень эмпатии, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми.

  3. Инструментально-операциональный: овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков.

Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой компетентности обладают дисциплины гуманитарного цикла (история, обществознание, литература, иностранный язык), что связано с их аксиологическим, рефлексивным, полифоническим, эмоциональным, диалогическим, личностно-ориентированным характером.

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе изучения гуманитарных дисциплин предусматривает комплексное целенаправленное воздействие на все компоненты компетентности с учётом специфики учебных предметов (в нашем случае - истории и обществознания).

В процессе опытно-поисковой работы, проводившейся на базе факультета среднего профессионального образования ТГСПА им. Д.И. Менделеева со студентами первых – вторых курсов, поступивших на базе 9 классов, нами были определены основные условия, средства и приёмы развития ценностно-смысловой компетентности.

В качестве ключевых условий нами рассматривается следующие:

  • Изложение учебного материала в культурно-исторической логике, подразумевающей раскрытие не только ключевых фактов истории различных цивилизаций, в том числе и российской, но демонстрация эволюции их культуры и системы ценностей.

Например, в рамках дисциплины «История мировых цивилизаций» студентам объясняется уникальность каждой цивилизации, заключающаяся в вечных ценностях её культурного опыта, образе жизни; формируется понимание необходимости сохранения культурных традиций и заложенных в них национальных ценностных ориентиров, как важнейшего условия существования цивилизации и её модернизации на современном этапе и т.д.

  • Диалогичность обучения, которая подразумевает не только установление диалога между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважении точки зрения собеседника, выявлении различных позиций, но понимание диалога в более широком смысле – обучающиеся должны принять диалогичность как принцип общения с миром через свои поступки: окружающая человека действительность предоставляет ему широкий материал для анализа (поступки людей, идеи, высказывания, материальные и духовные объекты, с которыми взаимодействует человек, значимые события и т.д.), который позволяет не только выявлять личностные смыслы и новые ценности, но и на этой основе самовыражаться, самоактуализироваться, т.е. говорить с миром своими поступками.

Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает проектная деятельность аксиологической тематики. Например, у обучающихся значительный интерес вызвал такой проект как «Динамика системы семейных ценностей на современном этапе (на примере моей семьи)», который выполнялся в рамках курса «Обществознание». Эта тема оказалась близка студентам, поскольку предполагала самоанализ и обращение к ценностям своей семьи.

Так, Дарья С. в процессе работы над темой проекта выявила социальные, политические, культурные и экономические факторы, оказывающие влияние на динамику ценностей её семьи на примере двух поколений (родителей, её и брата). Работа над данным проектом помогла ей не только лучше понять своих родителей (в частности, гармонизировать отношения между своей системой ценностей и системой ценностей родителей), но и переосмыслить собственные ценности. При этом, как в дальнейшем отметила психолог, работавшая с девушкой – у неё изменились ценностные ориентации: от концентрации на своих собственных интересах к ориентации на терпимость и познание.

В качестве приёмов, стимулирующих оценочную и ценностную деятельность обучающихся на занятиях по истории и обществознанию нами использовались:

  • «диалог личностей» - позволяет сопоставить систему ценностей нескольких личностей, понять и принять ценности другого человека. Данный приём реализуется через следующие механизмы: идентификация, «примеривание» и «перевоплощение».

Например, идентификация подразумевает постановку себя на место другого человека (например, конкретной исторической личности или современного общественного, культурного, научного деятеля), что предусматривает погружение индивидом себя в пространство и обстоятельства другого человека. Для этого на уроках истории обучающимися совместно с педагогом анализируются культурные, бытовые, политические и др. условия, в которых проживала личность и их влияние на её ценностные ориентации и установки.

  • «самокритика» - критическое отношение к своим собственным взглядам и ценностным установкам. Обучающиеся при анализе тех или иных исторических событий или явлений современной действительности должны задавать себе следующие вопросы: Каковы мои взгляды на данную проблему? Почему они именно такие? Действительно ли они адекватны современному динамично развивающемуся миру? и т.д.

С целью оценки эффективности работы по развитию ценностно-смысловой компетентности обучающихся нами были проведены констатирующий (сентябрь 2009) и контрольный (май 2011) срезы, позволяющие замерить исходный и конечный уровень развития компетентности.

Для оценки уровня сформированности ценностно-смысловой компетентности мы отобрали следующие методы:

  1. Творческие сочинения с целью оценивания инструментально-операционального компонента;

  2. Методики «Ориентационная анкета» Б. Баса, «Самоактуализационный тест», «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина и Е.А. Голынкиной – для оценки мотивационного и когнитивного компонентов;

  3. Специальные контрольно-диагностические работы для анализа когнитивного компонента.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в ценностно-смысловой компетентности. Так, если констатирующий срез выявил, что на совместную деятельность были ориентированы лишь 3.6% обучающихся, то уже контрольный срез показал, что их число увеличилось до 37%.

Независимость и самостоятельность в достижении своих целей, чувство личной ответственности за происходящие с ними события на высоком уровне проявили лишь 3,6% студентов на констатирующем этапе исследования, в мае 2011 года – количество таких студентов увеличилось до 74,5%.

Относительную независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями и принципами проявили на контрольном срезе 62% обучающихся, тогда как на констатирующем срезе таковых вообще не было выявлено.

Положительная динамика прослеживается и по таким показателям, как освоение историко-ценностных знаний, овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, рефлексии собственных действий, поступков и системы ценностей.

На основе проведённой работы и полученных данных, нами были внесены коррективы в методику развития ценностно-смысловой компетентности, в частности:

  • учёт индивидуальных особенностей личности;

  • разработка системы специальных познавательных задач;

  • включение источников аксиологической направленности, их разбор и анализ.


Литература:

  1. Загвязинский, В.И., Строкова, Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 176 с.

  2. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  3. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle