Библиографическое описание:

Солодилов К. В. Социальная значимость розничных торговых сетей // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 166-168.

Современная экономика (как отечественная, так и зарубежная) часто характеризуется разного рода корпоративными формированиями, коалициями, союзами, сетями. Это не удивительно, так как объединение усилий органов управления, предпринимателей, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов.

Розничная торговля – не исключение. Практически во всех современных отраслях розничной торговли доминируют розничные торговые сети.

Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Первые розничные торговые сети появились и быстро завоевали популярность в западных странах ещё в первой половине двадцатого века. Ярким примером развития розничной торговой сети может послужить история развития сети магазинов Aldi в Германии. Первый магазин-склад самообслуживания этой компании был открыт братьями Альбрехтами в 1946 году. Предпосылкой к созданию магазина такого типа послужили проблемы обеспечения товарами первой необходимости в послевоенные годы. В магазине с широким ассортиментом на большой торговой площади люди могли найти за один раз всё необходимое.

К 1950 году братья Альбрехты уже владели 13 магазинами в Рурском регионе, так как они пользовались большой популярностью. К концу 1950-х годов братьям принадлежало уже более 350 магазинов. В начале 1960-х годов компания Aldi занимала уже 47 % национального рынка, но под давлением антимонопольного комитета Германии была вынуждена искать новые рынки в других странах.

В 1961 году братья разделили бизнес на южную компанию Aldi Sued (принадлежит Карлу) и северную Aldi Nord (Теодору); раздел прошёл примерно по реке Рур. Считается, что причиной «развода» послужил спор между братьями о том, стоит ли выкладывать сигареты в открытый доступ для покупателей, или их должен выдавать кассир. Сейчас магазины двух компаний, хоть и формально юридически разделённых, ничем не отличаются друг от друга.

Первый филиал за пределами Германии Aldi открыла в Бельгии, а в 1976 году магазины компании уже появились в США. Сейчас в США компания владеет 578 магазинами в 21 штате.

Появившиеся на российском рынке в конце девяностых годов розничные торговые сети также завоевывают всё большее количество покупателей. Данный вывод можно сделать, проанализировав историю развития двух крупных торговых сетей («Магнит» и «Пятерочка») за последние 10-15 лет.

Так, сеть магазинов «Магнит» вышла на розничный рынок продуктов в 1998 году. Первые магазины были открыты в Краснодаре. С 2001 по 2005 год сеть интенсивно развивалась в европейских регионах России и на Урале, завоевывая покупателей на новых рынках, и к концу 2005 года было построено 1500 магазинов. В 2006 году для более полного удовлетворения нужд покупателей, а также для их удобства, сеть начинает переходить к мультиформатности, и помимо традиционных магазинов «у дома» начинает строить и гипермаркеты. Уже за 2007 – 2009 годы открыто 24 гипермаркета и 636 магазинов «у дома». Введена система мотивационной оплаты труда, разработан и введен свод правил корпоративного поведения.

В 2011 году наблюдается ускорение темпов роста – открыто более 1000 магазинов «у дома», 42 гипермаркета, 208 магазинов косметики. Денежные поступления за год составили 475 млн. долл. На текущий момент сеть магазинов «Магнит» включает в себя 5 104 магазинов формата «у дома», 91 гипермаркет, 5 магазинов «Магнит Семейный», и 266 магазинов косметики в 1 424 городах и населенных пунктах. Ежемесячно открывается несколько десятков магазинов, что говорит о востребованности и лояльности со стороны потребителей.

Рис. 1.


На рисунке 1 показана динамика развития сети магазинов «Магнит» своего основного формата «У дома» в промежутке с 2005 по 2011 гг.

Анализируя историю развития торговой сети «Пятерочка», можно также сделать вывод о востребованности магазинов данной сети. В 1999 году были открыты первые 16 магазинов сети в Санкт-Петербурге. Уже в 2001 году «Пятерочка» выходит на московский рынок, а в 2002 году компания начинает работать по франчайзингу. Оборот компании удваивается и возрастает с 212 млн. долл. до 430 млн. долл. В 2005 году «Пятерочка» приобретает 18 магазинов сети «Копейка» в Санкт-Петербурге и 25 магазинов той же сети в Москве. Оборот компании за 2005 год составил 2,084 млрд. долл.

В 2009 году «Пятерочка» объявила о новой стратегии самых низких цен на рынке. В 2010 году в России открылась 1000-я «Пятерочка», а также открыта в Челябинске «Пятерочка-Макси» - новый магазин формата Cash-and-Carry. Оборот компании в 2011 году составил 15,39 млрд. долл.

18 мая 2006 года произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток», создана объединенная компания X5 Retail Group. В настоящее время под управлением компании Х5 находится 1 232 магазина «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 289 супермаркетов «Перекресток», 65 гипермаркетов «Карусель», а также 44 магазина «у дома». На рисунке 2 показана динамика роста оборота сети «Пятерочка» и компании X5 Retail Group за период с 2001 по 2011 гг.

Рис. 2.

Таким образом, на приведенном примере двух вышеуказанных торговых сетей можно сделать вывод, что розничные торговые сети пользуются все большей популярностью у населения. Это не удивительно, так как в магазинах крупных торговых компаний часто цены бывают ниже, чем в других торговых точках.

Это определяется тем, что крупные торговые компании закупают товар оптом, крупными партиями по более низкой цене, что позволяет им продавать его также по более привлекательным для потребителей расценкам. Кроме того, в розничных торговых сетях часто практикуется система дисконтных карт, различных акций со скидками. Это весьма важно для семей с низким уровнем доходов, а также для пенсионеров, студентов.

Необходимо отметить, что сетевые магазины данных форматов удобны тем, что покупатель имеет возможность самостоятельно осмотреть и выбрать товар, а торговый зал светлый, достаточно просторный и удобный. В некоторых сетевых магазинах, в особенности которые расположены в торговых центрах, есть детские игровые площадки, где можно оставить ребенка на время совершения покупок, т.е. создана определенная инфраструктура.

Особую социальную значимость имеют магазины формата «у дома», так как они позволяют совершить все необходимые для повседневного быта покупки (от продуктов питания до бытовой химии) не выходя за пределы своего квартала. Это очень удобно для пенсионеров, домохозяек и других групп населения.

Большинство основных торговых сетей не останавливаются на достигнутом, и постоянно совершенствуют уровень обслуживания потребителей, становятся более социально ориентированными.

Так, в сети магазинов «Магнит» разработаны гибкая ценовая политика и ассортиментная матрица, регулируемая в соответствии с уровнем доходов потребителя; внедряются новейшие методы и технологии товародвижения, продаж, управления, позволяющих снижать цену для конечного потребителя. Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек, где проживает 73% городского населения России. Целевая аудитория магазина «у дома» - покупатели со средним и низким уровнем дохода, что дает возможность сети «Магнит», проникать в небольшие города и населенные пункты. Важно отметить также, что сеть магазинов «Магнит» сегодня – это более 140 000 рабочих мест в большинстве регионов европейской части России.

Другая рассматриваемая сеть – «Пятерочка», также уделяет большое внимание социальной миссии своей компании. Так в 2008 году в Санкт-Петербурге была открыта первая «Пятерочка» для людей с ограниченными возможностями. А в 2010 году во всех регионах России, где присутствует данная сеть, успешно стартовала акция «Открой свою «Пятерочку». У людей в этих городах появилась возможность самим подобрать новое удобное место для расположения магазина, и получить за это денежное вознаграждение. Подобные магазины открылись в Самаре, Екатеринбурге, Копейске. Таким образом, компания дает понять своим потребителям, что для неё важно их мнение по поводу удобства расположения и доступности магазина.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что повышение уровня социальной ответственности своего бизнеса, его социальной ориентированности на потребителя делает торговую сеть более привлекательной для большинства потребителей, завоевывая тем самым их лояльность, что положительно отражается на рыночном положении данной сети и ее рыночной стоимости. А это является уникальным конкурентным преимуществом, которое в условиях жесткой конкурентной борьбы на данном рынке обеспечивает компаниям рыночную устойчивость в долгосрочной стратегической перспективе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle