Анализ развития франчайзинга в российской торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 08.06.2018

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Кузина А. А., Анохина М. Е. Анализ развития франчайзинга в российской торговле // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 313-318. — URL https://moluch.ru/archive/209/51275/ (дата обращения: 20.08.2018).



Развитие малого бизнеса является движущим механизмом экономики государства. Франчайзинг, как один из видов коммерческой деятельности, позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе. Развитие франчайзинга сферы торговли в нашей стране является перспективным направлением предпринимательства.

Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы.

Франчайзинг — форма делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара независимым от нее предприятиям (франчайзи). [1]

Франчайзинг в России — явление достаточно новое и очень быстро развивающееся. Эта бизнес-модель появилась на отечественном рынке в середине 90-х — и сегодня эксперты говорят о 1700 франчайзинговых проектах в 60 различных сферах деятельности. Проанализировав динамику франчайзинга в нашей стране, можно заметить, что в последние годы наблюдается постоянный рост количества франчайзеров.

Рис. 1. Количество франчайзеров в России, шт. [7]

Согласно результатам статистических исследований, количество франчайзеров в России возрастет до 2150 в 2017 году, что на 26 % превосходит показатели 2015 года. Уровень развития франчайзинга в России по сравнению с другими странами представлен на рисунке.

Рис. 2. Франчайзинг в России и в мире, 2014 г. [7]

Россия не является лидирующей страной по количеству франчайзинговых точек и франчайзинговых концепций, но тем не менее, очевидно, что за более чем 20 лет с момента зарождения франчайзинговый рынок в России значительно вырос. В настоящее время его общий объем оценивают в 5 млрд долларов. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. Согласно данным РАФ, Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний. [4]

Рис. 3. Распределение объектов франчайзинга по отраслям [4] [8]

Торговля занимает больше половины объектов франчайзинга, в связи с чем представляет наибольший интерес для анализа.

Однако количество не всегда соответствует качеству. На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. [2] [3]

Существуют факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие франчайзинга в нашей стране, ими являются:

‒ несовершенство российского законодательства в этой области;

‒ низкая государственная поддержка;

‒ отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;

‒ низкая популяризация франчайзинга.

В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия».

Еще одной трудностью для возможных франчайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях — с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.

Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности. Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью [4].

Таким образом, можно выделить положительные и отрицательные итоги развития франчайзинга в торговле Российской Федерации:

‒ стремительное развитие начинающих предпринимателей

‒ расширение популярных сетей

‒ развитие торговли в регионах

‒ доверие и лояльность клиента к известным брендам франчайзерам

‒ расширение сферы торговли,

а также

‒ появление франчайзинговых проектов низкого качества

‒ негибкий ассортимент товаров в торговых сетях

‒ проблема выхода на рынок нового бренда

‒ возможно несоблюдение стандартов работы франчайзи, снижение качества услуг

‒ постепенная «монополизация» рынка

Положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.

Рассмотрим систему ведения бизнеса одной из крупнейших компаний современной розничной торговли является Х5 Retail Group. Компания создает, развивает и управляет портфелями известных продуктовых брендов, таких как Пятёрочка, Перекресток, Перекресток Экспресс, Карусель. [5]

Рис. 4. Крупнейшие продуктовые ретейлеры России [8]

С 2001 года Х5 Retail Group активно использует франчайзинг в своей деятельности. Уникальной особенностью для компании является франчайзинговая система — обратный франчайзинг. Особая система обеспечила компании стабильный рост и расширение на рынке. Обратный франчайзинг предполагает передачу франчайзи особенностей бизнеса, обеспечение эффективности функционирования торговой точки. Франчайзи не платит роялти, при этом получает агентское вознаграждение в размере 14–15 % от объема выручки. Товар магазина согласно договору, принадлежит X5 Retail Group. Обратная франшиза позволит существенно уменьшить затраты франчайзи, гарантируя ему выход на рынок как члена команды лидера российского ритейла.

В таблице представлены количественные показатели брендов Х5 Retail Group.

Таблица 1

Сравнительный анализ ключевых показателей брендов Х5 Retail Group

Пятерочка

Перекресток

Карусель

Кол-во магазинов

9002

544

90

Доля в чистой розничной выручке X5 в I квартале 2017 года

76 %

15 %

7 %

Кол-во товаров в каждом магазине

4500

10000–15000

15000–20000

Средняя площадь

398 кв. м

1015 кв. м

4254 кв. м

Самым крупным представителем Х5 Retail Group является Пятерочка. Доля выручки «Пятерочки» в чистой выручке компании составляет 76 % по показателям первого квартала 2017 года. Чистая розничная выручка за 1 кв. 2017 г. — 222 941 млн. руб. [6]

Условия франшизы Х5 Retail Group

‒ Х5 Retail Group осуществляет поставку товаров своих поставщиков

‒ франчайзи занимается управлением точки, ежедневно перечисляет выручку

‒ Х5 Retail Group выплачивает франчайзи агентское вознаграждение (в размере 13–17 % от перечисленной суммы)

‒ франчайзи использует средства, полученные в виде агентского вознаграждения на обслуживание торговой точки, выплату заработной платы рабочим, оплату обязательных платежей

‒ X5 Retail Group проводит мониторинг и сопровождение работы магазина

Минимальные требования к партнеру по франшизе

‒ наличие помещения (в частной либо долевой собственности или аренде)

‒ наличие необходимых электрических мощностей

‒ финансовые ресурсы для покупки франшизы, запуска и первичного материального обеспечения магазина

‒ высокая деловая репутация и безупречная кредитная история

Что получает франчайзи

‒ систему учета и ведения документации

‒ разработку системы бизнес-процессов работы магазина

‒ право на использование торгового обозначения на самом объекте торговли, а также в рекламных целях

‒ план-схему магазина, схему выкладки товаров, матрицу ассортимента

‒ базы поставщиков продукции, услуг и оборудования

Согласно проведенному исследованию одной из крупнейших компаний современной розничной торговли Х5 Retail Group, франчайзинг является перспективным видом предпринимательства. Франшиза Пятерочки — это очень выгодное вложение, так как сеть быстро и активно развивается. В условиях санкций многие мелкие магазины попали в группу риска. Открытие в том же районе супермаркетов «Пятерочка», «Дикси» или «Магнит» еще больше ухудшает ситуацию. Мелкий предприниматель не имеет ресурсов, чтобы конкурировать с их низкими ценами. Однако франшиза магазина Пятерочка решает все эти проблемы. Франшиза Пятерочки входит в топ 50 самых популярных франшиз России по показателям 2016 года.

Таблица 2

Топ 50 самых популярных франшиз в 2016 году [7] [8]

Согласно рейтингу, топ 50 самых популярных франшиз в 2016 году [7] [8] почти половина компаний — предприятия торговой деятельности. Среди них наиболее популярной оказалась Vianor (7 место) — компания, осуществляющая торговлю автомобильными шинами. Vardex (торговля электронными сигаретами) — новичок в рейтинге, составившая конкуренцию всем известным «Эвалар» и «Пятерочка». Эвалар имеет наибольший рост в рейтинге среди франшиз торговли.

Большое количество популярных франшиз пришлось на предприятия фармацевтических средств («Эвалар», «Фармакопейка», «Будь здоров», «Ригла») и одежды (Elis collection, Terranova, Playtoday, Profmax, Van cliff).

Стоит отметить низкий процент количества расторгнутых договоров коммерческой концессии для торговых компаний, исключая Ives Rocher — количество расторгнутых договоров превысило количество зарегистрированных. Ives Rocher также показал самое стремительное падение в рейтинге с 3 позиции на 46.

В заключение, можно сделать вывод о том, что даже новичок может поразить своим успехом, в то время как отмечены редкие, но все же случаи резкого падения популярности известных брендов. Такое изменение рейтинга раз доказывает, что франчайзинг в России только начинает набирать обороты.

С целью совершенствования франчайзинга в России первую очередь необходимо создание отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения.

Угрозой для рынка франчайзинга представляются некачественные франчайзинговые продукты, которые не оправдывают ожиданий франчайзи. Во избежание этого франчайзерам необходимо:

‒ тщательно работать над качеством продукта

‒ предъявлять к собственной работе высокие требования

‒ обеспечивать надежную поддержку франчайзи

‒ повышать уровень грамотности предпринимателей

‒ развивать международный франчайзинг.

Основные риски предпринимателей связаны с высокими ставками кредитования, высокими арендными ставками и падением реальных доходов населения.

Проблема низкой государственной поддержки франчайзинга должна быть решена. Трудностью для возможных франчайзи является получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. При создании специальных программ кредитования франчайзи возможно облегчить финансовый барьер развития франчайзинга.

Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Таким образом, если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России.

Литература:

  1. Астремский А. Д. Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса // Транспортное Дело России. 2012. № 9.
  2. Батраченко Д. К. Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт «Educatio» VII, 2014. –С.6.
  3. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. — 2013. — № 11 (ноябрь).
  4. Официальный сайт Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rusfranch.ru/ (дата обращения 16.07.2017)
  5. Официальный сайт Х5 Retail Group [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.x5.ru/ru (дата обращения 16.07.2017)
  6. Официальный сайт сети Пятерочка [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://5ka.ru (дата обращения 16.07.2017)
  7. Профессиональный интернет-ресурс для потенциальных франчайзи [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://franshiza.ru/ (дата обращения 28.07.2017)
  8. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» — ведущая российская компания, работающая в сферах масс-медиа и информационных технологий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rbc.ru/ (дата обращения 16.07.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, франчайзинг, агентское вознаграждение, компания, рынок франчайзинга, современная розничная торговля, EFF, обратный франчайзинг, малый бизнес, чистая розничная выручка.


Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса...

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга.

коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, рынок франчайзинга, Российская Федерация, компания, покупка франшизы, малый бизнес, рынок...

Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях

Анализируя тенденцию развития франчайзингового бизнеса в России, отметим, что за последние 5 лет, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, рынок франчайзинга на территории Российской Федерации ежегодно увеличивается приблизительно на 25...

Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях...

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях.

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса...

Россия, франчайзинг, российский рынок, франчайзер, отсутствие стабильности, основа франчайзинга, использование франчайзинга, США, малый бизнес, развитие франчайзинга.

Проблемы развития рынка франчайзинга в РФ

коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, рынок франчайзинга, Российская Федерация, компания, покупка франшизы, малый бизнес, рынок франчайзинга РФ.

Франчайзинг в России в наше время | Статья в журнале...

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга, франчайзер, роялти, малый бизнес.

Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях.

Особенности развития франчайзинга в России | Молодой ученый

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях.

Франчайзинг в малом бизнесе. | Статья в сборнике...

Франчайзинг в малом бизнесе. Автор: Аниськина Елена Васильевна. Рубрика: 15.

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в начале 1990х годов, тогда на отечественном рынке впервые появились фирмы-франчайзеры.

Франчайзинг как инновационный метод ведения...

франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, торговля, коммерческая деятельность, товарный франчайзинг

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса... В нашей стране компания-франчайзер часто называется головной, а компания-франчайзи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса...

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга.

коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, рынок франчайзинга, Российская Федерация, компания, покупка франшизы, малый бизнес, рынок...

Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях

Анализируя тенденцию развития франчайзингового бизнеса в России, отметим, что за последние 5 лет, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, рынок франчайзинга на территории Российской Федерации ежегодно увеличивается приблизительно на 25...

Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях...

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях.

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса...

Россия, франчайзинг, российский рынок, франчайзер, отсутствие стабильности, основа франчайзинга, использование франчайзинга, США, малый бизнес, развитие франчайзинга.

Проблемы развития рынка франчайзинга в РФ

коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, рынок франчайзинга, Российская Федерация, компания, покупка франшизы, малый бизнес, рынок франчайзинга РФ.

Франчайзинг в России в наше время | Статья в журнале...

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга, франчайзер, роялти, малый бизнес.

Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях.

Особенности развития франчайзинга в России | Молодой ученый

франчайзинг, франшиза, франчайзер, малый бизнес, роялти, франчайзинг малого бизнеса, развитие франчайзинга. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях.

Франчайзинг в малом бизнесе. | Статья в сборнике...

Франчайзинг в малом бизнесе. Автор: Аниськина Елена Васильевна. Рубрика: 15.

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в начале 1990х годов, тогда на отечественном рынке впервые появились фирмы-франчайзеры.

Франчайзинг как инновационный метод ведения...

франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, торговля, коммерческая деятельность, товарный франчайзинг

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса... В нашей стране компания-франчайзер часто называется головной, а компания-франчайзи.

Задать вопрос